Урок русского языка в 5 классе "О-Ё после шипящих и Ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Познакомить детей с орфограммой  «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ с. Абашево

муниципального района Хворостянский

Самарской области

Урок русского языка в 5 классе

на тему: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов».

Учитель: Адоевская Л.А.

Цель урока : - познакомить детей с орфограммой  «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов».

Задачи:

-выработать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой и обозначать её графически;

-развивать орфографическую зоркость, навык грамотного письма, развивать  устную и письменную речь учащихся;

 - воспитывать самостоятельность, коллективизм, познавательную и творческую активность.

Оборудование:  учебник «Русский язык 5 класс» под ред. М.М.Разумовской, презентация к уроку, снежинки из бумаги, «комья» снега, распечатки к уроку, цветные кружочки.

                                                      Ход урока.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята,

Сегодня   такой   прекрасный зимний  день.   В   классе   должно   царить   хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.

Слайд №1 

-Давайте запишем в тетради число, классная работа.

2. Сообщение темы и целей урока. (За правильные ответы учитель в течение урока раздаёт снежинки.)

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, которая называется «Орфография». И познакомимся с новым орфографическим правилом. А чтобы отправиться, нужно определить тему нашего урока. А для этого послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.

        Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая.

- А какие шипящие согласные вы знаете?

Слайд № 2

(Ж, Ш, Ч, Щ). Правильно.  Что мы ёще о них знаем? (Ж и Ш – всегда твёрдые, Ч и Щ – всегда мягкие).Выплывают по щелчку.

С буквами Я, Ю,  Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То все буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать после   шипящих то букву О, то букву Ё.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О правописании букв О и Ё после шипящих).

-Правильно, мы должны познакомиться с новой орфограммой и самостоятельно сформулировать правило.

Слайд №3-

-Запишите тему урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».

-Теперь можем ехать в страну «Орфография». Поедем мы на весёлом паровозике. Давайте возьмём друг друга за руки. Итак, в добрый путь!

Слайд №4. 

 Но что-то не двигается наш паровозик. Нужно сделать гимнастику для язычков:

 Слайд №5. 

 «Кукушка кукушонку купила капюшон…».

Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.)

-Теперь порядок, поехали!

Слайд №6. (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)

2. Актуализация опорных знаний.

-Подъезжаем к станции «Объясняйка»         Слайд №7. 

 - Ребята, придумайте слова с шипящим звуками.

 - Теперь обратите внимание на экран, я предлагаю вам слова для анализа. Прочитайте их про себя. (по щелчку слова высвечиваются на слайде).

Пчёлка, шелковый, шорты, щёчка, шоу,  анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей, бечёвка.

- Наверное, многие слова вам незнакомы?

3.. Словарная работа.  

Шоу – представление.

Анчоус – мелкая морская рыбка.

Жокей – наездник

 Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

-Найдите в «Толковом словаре « вашего учебника слово на эту орфограмму. Прочитайте статью. Стр.293

(Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.).

- Составьте с любым словом словосочетание и запишите в тетрадь.Проверка.

4. – Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие)

- Какой звук слышится после шипящих? (Звук о)

- Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё? (Какими буквами передаётся звук О? (Звук о на письме передаётся буквами о и ё). Молодцы, ребята. Едем дальше.

Слайд №  8  ( Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)

-Подъезжаем к станции «Почитайка». Слайд №  9

Давайте поработаем с учебником. Упр 287, стр. 94.

-Прочитайте самостоятельно про себя все слова.

3. Изучение нового материала.

. - - Какую особенность вы заметили? Сформулируйте самостоятельно правило.  (Если в однокоренных словах пишется Е, значит, в слове пишем Ё)

Молодцы! Поехали дальше.

Слайд №  10  ( Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)

-Следующая станция «Исключайка». Слайд №  11

Звучит песня. Слайд №. 6

- Паровозик остановился, а вместе с нами на эту станцию приехали ещё и иностранцы. Да,  иностранцы. Отгадайте, как их зовут?

Шоколад, шофёр, шоссе

- Для того чтобы легче было запомнить слова-исключения, придумали вот такое весёлое стихотворение. Давайте запишем себе это четверостишье в тетрадь. Обратите внимание, что каждая новая строка пишется с большой буквы.

        Шоколад, шофёр, крыжовник,

        Шов, шоссе, обжора, шорник,  

        Капюшон, жокей, чащоба,

        Шорох, чопорный, трущоба.

Шорник - человек, который делает конскую упряжную сбрую.

Запомните, что после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить.

-Сели правильно, взялись за ручки и поехали дальше.

Слайд №  12  (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)

-Ой, как мы устали! Давайте поедем на станцию «Отдыхайка». Слайд №  13

Ой, как много снега! Отложите, ребята, скорее ручки, поиграем в снежки!

 Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок» ученику и задаёт задание, ученик отвечает и бросает назад «снежок».

                1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

  1. Цвет, противоположный белому – чёрный
  2. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
  3. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
  4. Маленькая щель – щёлка
  5.  Ягоды на колючих кустах – крыжовник
  6.  Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон.

-Отдохнули? Красиво, ровно и  правильно сели, поехали.

Слайд №  14  (Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)

 -Следующая станция «Различайка». Слайд №15

-Если слово с корнем жёг - жог является существительным – пишем О.

Если глаголом - пишем Ё.

- Посмотрите на доску.

-Давайте поработаем с этим текстом, вставим пропущенныё буквы и докажем свою точку зрения.

Преступник ночью дом подж…г,

Но, совершив такой подж…г,

Он и лицо себе обж…г.

Так, получив большой ож…г,

Он был наказан за подж…г.

4. Закрепление изученного материала.

-Сели правильно, взялись за ручки и поехали дальше.

Слайд №  16(Едет паровозик и гудит, дети качаются в стороны, будто едут на паровозике)

Станция «Закрепляйка».   Слайд №  17

Игорь, Витя и Саша составили кроссворд. Осталось вписать одно слово. Игорь предложил «ш..пот», Витя – «в..гон», Саша сказал, что они оба неправы. А кто был прав?


К

К


О

Л

О

В

О

Д

Ы

М

Т

О

М


Г

О

Д


-Это была последняя станция, на которой мы должны были побывать.

Пора ехать домой в школу, но сначала повторим те правила, которые

мы сегодня изучили.

5. Итог урока. 

Вы сегодня хорошо потрудились. У кого намело целые сугробы, тот получит оценку пять. Мне было приятно с вами путешествовать.

6 Слайд №  18 Домашнее задание.

Откройте   дневники    и   запишите   домашнее    задание:    параграф 32 (правило),

1. Придумать сказку о  словах  иностранцах  и  проиллюстрируйте  своими

рисунками.

2. Составить словарный диктант на изученную орфограмму (20 слов.)

6. Рефлексия.

 Оцените ваше внутреннее состояние, ваше настроение с помощью  цветных кружочков. Красный-вам было очень интересно на уроке, жёлтый-было хорошо, синий- было скучно.

                                               Список литературы

1.Русский язык. Под ред. М.М. Разумовской: Учебник для 5 кл. - М.: Дрофа, 2011

2. В.М. Бурмако. Русский язык в рисунках. –М.: «Просвещение» 1991

3. Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М.: Дрофа, 2004

4. Русский язык. Практика. 5 класс. Купалова А. Ю. и др. М.: Дрофа, 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...

технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"

Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...