Урок русского языка в 10 классе "Употребление гласных после шипящих"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Романенко Наталья Анатольевна

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих" построен на деятельностной основе с использованием компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1.ppt199 КБ
Office presentation icon 2.ppt139 КБ
Microsoft Office document icon glasnye_posle_shipyashchikh.doc88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отбеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна. К.Андреев.

Слайд 3

Ж Ш Ч Щ

Слайд 4

В древнерусском языке согласные шипящие звуки [ч], [ш], [ж], [щ] были мягкими. Буквы я, ю, е, и, ь после шипящих обозначали их мягкость. Со временем [ж] и [ш] отвердели, сохранили мягкость лишь [щ'] и [ч']. Разнообразие написаний с буквами ж, ш, ч, щ в современном письме объясняется историческими причинами.

Слайд 5

Буквы А, У, И после шипящих ча – ща, чу – щу, жи – ши при щу рить глаза чу десный доктор до ща тая перегородка мостовая из брус ча тки сменить ши ны новые лы жи Исключение: брошюра жюри парашют + собственные имена иноязычного происхождения: Жюль Верн Шяуляй Лонжюмо

Слайд 6

Площ а дка ч у ть-ч у ть ш и ло Прощ а й щ у пальца ж и раф Веснушч а тый щ у риться ж и знь Ч а йник ч у ждый ч и нный Крич а ть ч у ткий ш и риться

Слайд 7

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне В корне под ударением - Ё Если в однокоренном без ударения - Е Исключение: Шов, шорох, крыжовник, капюшон; шок, жом («пресс для выжимания»), жор («сильный клёв рыбы»), жох («ловкий в делах, прижимистый человек, пройдоха»), изжога, обжора, чокаться, чопорный, шорник («специалист по шорным - ремесленные изделия из кожи - изделиям»), трущоба, шомпол, мажорный, чащоба, жолнер (в польской армии солдат-пехотинец) . Крепкая бечёвка (бечева); купить по дешёвке (дешевле); мельничный жёрнов (жернова); тихий шёпот (шептать). Запомни слово ВЕЧОР (устар. и прост.; «вчера вечером») . ВЕЧОР ,ТЫ ПОМНИШЬ, ВЬЮГА ЗЛИЛАСЬ… (Пушкин А.С.)

Слайд 8

Гласные О – Е (Ё) после шипящих в корне Примечание 1. В безударном положении в заимствованных словах пишется буква О: шоссе, шоколад, жокей, шофёр, жонглёр, шовинизм, Шотландия. Примечание 2 : дифференцирующие написания -жёг- -жог- В глаголах и словах, от них образованных В существительных и словах, от них образованных Ожёг руку – сильный ожог ; Ожёгший руку – ожоговый центр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - О 1) в окончаниях существительных и прилагательных 2) в суффиксах существительных и прилагательных ножом, свечой; большого, чужого крючок, галчонок, ручонка, парчовый, холщовый Сравни: безударные окончания и суффиксы стажем, тучей; хорошего, рыжего; реченька, грушевый, замочек. Примечание: в фамилиях на -ов-, -ев- (-ёв-) в суффиксе могут писаться буквы О, Е, Ё – зависит от традиции написания. Сычов, Сычев, Сычёв

Слайд 2

Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - О 3) Беглое О в именах существительных (киш о к – кишки, нож о н – ножны) и прилагательных (смеш о н – смешной) 4) На конце наречий : горячо, общо исключение: ещё

Слайд 3

Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - Ё в окончаниях глаголов: лжёшь, печёт, жжёт, течёт 2) в глагольном суффиксе -ёвыва-: выкорчёвывать, размежёвывать

Слайд 4

Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - Ё 3) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-: корчёвка, размежёвка 4) в суффиксе существительных -ёр-: стажёр, ретушёр, дирижёр НО! нож ов ка (от прилагательного нож ов ый)

Слайд 5

Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). Под ударением пиши - Ё 5) в суффиксе : страдательных причастий -ённ-: запряжённый, вооружённый отглагольных прилагательных -ён-: копчёный, учёный а также в производных словах: упрощённость, учёность, жжёнка

Слайд 6

Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях). 6) в местоимении (о) чём , в словах причём, нипочём, никчёмный Под ударением пиши - Ё

Слайд 7

1 стеллажом 6 престижем 11 дремучего 2 неучем 7 парчой 12 сажей 3 колючего 8 колючего 13 борщом 4 голышом 9 печёшь 14 певучего 5 свечой 10 ключом 15 Ильичом 1, 4, 5, 7, 10, 13, 15.

Слайд 8

А. Сощ У риться, старич О к, ретуш Ё р, ж И вотное, освеж Ё нный, ж Ёл удь, со стаж Е м, волч О нок, заверш Ё нный, ч А совщик, камеш Е к, каланч О вый, распаш О нка, внуч О к, лавч О нка, ш И повник, тысч О нка, ш И номонтаж, подворотнич О к, ч У мазый, ноч Ё вка, изж О га, ж Ю ри, ш Ё лковый, ч Ё тки. 0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3» Б. Ответы: 1. б; 2. а; 3. в; 4. б; 5. г. 0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3» В. 0 ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3» От чередования От ударения Жёлуди, чёрствый, шёпот, чёлка, пощёчина, причёска, жёлтый, решётка, жёсткий, Каланчой, кирпичом, неудачей, орешек, лавчонка, ковшом, рубашонка, саранчой, горячо, жгуче, миражом, пищей, ремешок, финишем, речонка.



Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка

в 10 классе по теме:

«Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.

Цели урока.

I.        Обучающие цели.

      1.        Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных

            частях слова.

  1. Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

      практике письма  орфограммы, связанные с правописанием гласных после  

      шипящих.

      3.        Совершенствовать орфографические навыки.

      4.        Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме  

           урока.

II.        Развивающие цели.

       1.        Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

       2.        Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-  

            следственные связи, систематизировать, обобщать.

       3.        Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,      

           понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов    

           деятельности..

III.        Воспитывающие цели.

      1.        Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной  

            культуры.

      2.        Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

            пониманию значения орфографической грамотности.

     

Методы обучения.

По источникам знаний: наглядный,

                                         объяснительно-иллюстративный,                                                                        

                                         проблемный,

                                         эвристический.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,  

                                                                            репродуктивный,

                                                                            продуктивный.

                                                                           

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

                                               применение умений и способов деятельности.

Оборудование урока.

1.        Раздаточный материал.

      1)        Информационные карточки.

      2)        Обучающие карточки.

      3)        Контролирующие карточки.

2.        Компьютерное обеспечение.

         1)Фотография Е.И.Никитиной.

         2) Текст с пропусками гласных в корне.

         3) Презентация «Употребление гласных после шипящих».

         4) Задания;

         5) Ключи к заданиям.     

План урока.

Организационный момент.  1 мин.

Слово учителя о Е.И.Никитиной.  1 мин.

Повторение изученного.  3 мин.

Актуализация знаний. Целеполагание. 1 мин.

Презентация «Из истории шипящих звуков». 1 мин.

Работа с учебником. Презентация «Буквы А,У,И после шипящих». 1 мин.

Практическая работа по правописанию А,У,И после шипящих. 5 мин.        

Презентация «Гласные О-Е(Ё) после шипящих в корне». 1 мин.

Практическая работа по правописанию гласных О-Е(Ё) в корне. 7 мин.

Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях)». 2 мин.

Практическая работа по правописанию гласных после шипящих за корнем. 9 мин.

Комплексное применение знаний и способов деятельности. 6 мин.

Итоги урока. 2 мин.

       

          Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Слово о Е.И.Никитиной.

     

     18 февраля 2006 года умерла Екатерина Ивановна Никитина – заслуженный учитель РФ, профессор кафедры русского языка УГПУ.  Всю свою жизнь она отдала школе, ученикам, студентам, русской словесности.

     С 2008 года учителя Ульяновска и Ульяновской области в феврале месяце проводят открытые уроки, посвящённые памяти Е.И.Никитиной. И наш сегодняшний урок русского языка посвящается памяти Е.И.Никитиной.

  1. Повторение изученного.

        Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тему и идею.

     

             Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отблеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания  бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна.

                                                                                                           К.Андреев.

Тема – слава Жюль Верна.

Идея – выражение восхищения великим писателем, его талантом, способностью мечтать, предвидеть будущие научные открытия.

Мы изучаем правописание гласных в корне. Объясните правописание пропущенных гласных в корнях слов.

  1. Целеполагание.  Актуализация знаний.
  1. Запишите число и тему урока.
  2. Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока. Чему вы будете сегодня учиться на уроке русского языка?

Цель нашего урока – систематизировать знания о правописании гласных после шипящих.

Вспомните, какие буквы в русском языке относятся к шипящими?

                             Их всего четыре – Ж, Ш, Ч, Щ.  

       

  1. Презентация «Историческая справка».

VI.           Работа с учебником. 

              Изучите пункт 1 параграфа 21. Сделайте вывод, какие  

             гласные пишутся после шипящих и какие не пишутся.

VII.     Презентация «Буквы А, У, И после шипящих».

  1. Практическая работа.

            Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

                  Работа с раздаточным материалом – обучающие карточки.

1.    Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам: А, У, И после шипящего.

 

Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й,  щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ч…нный, расш…рить.

Самопроверка – ключ на экране.

Какие есть вопросы по написанию? Кто полностью справился с орфографической задачей, не допустил ошибок?

А

У

И

Площадка, прощай, веснушчатый, чайник, кричать.

Чуть-чуть, щупальца, щуриться, чуждый, чуткий.

Шило, жираф, жизнь, чинный, расширить.

    IX.   Презентация «Гласные О –Е (Ё) после шипящих в корне».

       

     X.  Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

            Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

1.  Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

 Уч...ный, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, ш...ссе, пш...нный, зач...с, щ...лочь, Печ...рская лавра, река Иж...ра, ж...сткий, ч...рствый, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, чащ...ба, ш...рох, ш...мпол.

2. Работа с учебником. Закрепим правила, связанное с дифференцирующим написание

   О-Ё после шипящих. Упражнение 110 (с. 74) устно. Прочитайте предложение, объясните  

   выбор Ё-О после шипящих.

        XI.  Слово учителя.    

    Правила правописания е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях иные, чем правила правописания е(ё) - о после шипящих в корне. Гласные е(ё) или о в корне пишутся по морфологическому принципу: истинность гласной в корне проверяется подбором родственных слов.

    В суффиксах же и окончаниях гласные е(ё) или о регламентируются фонетическим принципом, так как наличие той или иной гласной в суффиксе, окончании зависит от ударения.

         XII.    Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и  

                 окончаниях)».

        XIII.    Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

                    Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

        1.     Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы,  объясните выбор О-Е после    

          Шипящих в суффиксах.

Алыч…вый,  душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к,  грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к,  сбереж…нный.

  1. Образуйте от данных существительных форму творительного падежа единственного числа.

     

 Плечо – плечом,  добыча – ….,  монтаж – …,  клещ – …, плач – …, Кузьмич – …

  1. Выпишите номера слов, в окончаниях которых пишется О.

1 стеллажом             6 престижем              11 дремучего

2 неучем                   7 парчой                     12 сажей

3 колючего               8 колючего                 13 борщом                                 4голышом                9 печёшь                     14 певучего                

         5 свечой                  10 ключом                   15 Ильичом

Самопроверка – ключ на экране: 1, 4, 5, 7, 10, 13, 15.

Кто выписал правильно все слова?

Кто допустил 1-2 ошибки? В каких словах? Объясните их написание.

  1. Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями.

1.  Мы с вами изучили орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих в разных частях слова: в корне, в суффиксе, в окончании. А теперь подведём    итоги. Проверьте себя.У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

2. Работа по контролирующим карточкам.

А.   Вставьте пропущенные буквы.

Сощ…риться, старич...к, ретуш...р, ж…вотное, освеж...нный, ж…лудь, со стаж...м,  волч…нок, заверш...нный, ч…совщик, камеш...к,  каланч...вый, распаш...нка, кулач...к, лавч...нка, ш…повник,  тысч...нка, ш…номонтаж, подворотнич...к,  ч…мазый,  ноч…вка, изж…га, ж…ри, ш…лковый, ч…тки.

Б.   Выполните тестовые задания. 

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

      а) ж…кей      б) уч…ба       в) ш…винизм      г) крыж…вник

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) камыш…вый     б) беч…вка      в) свеж…го     г) стаж…р

 

  1. В каком примере на месте пропуска пишется буква Ё?

а) этаж…м ниже                          в) ч…тко обозначить

б) слышимый ш…рох                    г) извилистая реч…нка

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

а) прич…ска, ж…лтый, чащ…ба

б) струч…к, смеш…н, борж…ми

в) чуж…й, переш…л, ж…нглёр

г) ч…рный, туш…нка, больш…й

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется буква Ё?

Ж(1)лто-бурые щ(2)тки жнивья глядели голо и холодно в сумерках, и только ч(3)ртополох силой засел на межах с ч(4)рно-ж(1)лтыми пуговками ржавой дикой рябинки.

 А) 1, 2, 3        б) 1, 2, 4        в) 2, 3, 4        г)  2, 3

Ответы:     1.             2.            3.            4.            5.          

В.  Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка.

От чередования

От ударения


   





3. Самопроверка. Ключи к заданиям и критерии оценки на экране.

А.   Вставьте пропущенные буквы.

СощУриться, старичОк, ретушЁр, жИвотное, освежЁнный, жЁлудь, со стажЕм,  волчОнок, завершЁнный, чАсовщик, камешЕк,  каланчОвый, распашОнка, внучОк, лавчОнка, шИповник,  тысчОнка, шИномонтаж, подворотничОк,  чУмазый,  ночЁвка, изжОга, жЮри, шЁлковый, чЁтки.

0 ошибок – «5»;     1 – 2 ошибки – «4»;     3 – 4 ошибки – «3»

   

Б.   Ответы:    1. б;         2. а;         3. в;        4. б;        5. б.

 

  0 ошибок – «5»;    1 ошибка – «4»;    2 ошибки – «3»

В.  Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, ч…лка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., ж...лтый, мираж…м, реш...тка, ж...сткий, пищ…й, ремеш...к, финиш...м, реч…нка.

От чередования

От ударения

Жёлуди, чёрствый, шёпот, чёлка, пощёчина, причёска, жёлтый, решётка, жёсткий,  

Каланчой, кирпичом, неудачей, орешек, лавчонка, ковшом, рубашонка, саранчой, горячо, жгуче, миражом, пищей, ремешок, финишем, речонка.  

 0 ошибок – «5»;    1-2 ошибки – «4»;    3-4 ошибки – «3»

XV.    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

  1. На уроке мне было (интересно / скучно).
  2. Тема урока для меня (полезна / бесполезна).
  3. Урок мне показался (коротким /длинным).
  4. За урок я (устал / не устал).
  5. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).

  1. Домашнее задание. На выбор учащегося.

А.  Параграф 21, упражнение 108.

Б.  Параграф 21, упражнение 111.

В.  Параграф 21, упражнение 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...

технологическая карта урока русского языка "Правописание о-ё после шипящих и ц"

Технологическая карта урока русского языка, рабочий лист и презентация к уроку...