Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе: «Употребление деепричастий в речи» Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г.Альметьевска Республики Татарстан Абдуллина Эльвира Дамировна

Слайд 2

Цели урока: Образовательные : повторить признаки деепричастия, уметь определять роль деепричастий в художественных текстах, Развивающие : развить навыки работы с текстом учебника и документа (раздаточный материал ), определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал, формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах. Воспитывающие: воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое.

Слайд 3

Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. А.П . Чехов д еепр . д еепр .

Слайд 4

Какое из этих слов является деепричастием? а) закрыт; б) закрывшийся; в) закрыв.

Слайд 5

1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами ) созд а ть зан я ть подн я ть созд а в зан я в подн я в

Слайд 6

Проверяем! нач а ть пон я ть прин я ть приб ы ть облегч и ть углуб и ться ч е рпать нач а в пон я в прин я в приб ы в облегч и в углуб и вшись ч е рпая

Слайд 7

2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами )

Слайд 8

Исправь ошибки: Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

Слайд 9

Проверяем! Подойдя к дому, я услышал, что собака встречает меня радостным лаем. Покатавшись на катке, я почувствовал, что сильно болят ноги.

Слайд 10

Творческое задание: составьте текст «Зима в нашем городе», правильно включив в него как можно больше деепричастий.

Слайд 11

Домашнее задание: параграф 141,142 чит . Упр.265 (исправить речевые ошибки в тексте)

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Повторительно-обобщающий урок

Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы образования.

Цели урока:

Образовательные:

  1. повторить признаки деепричастия.
  2. уметь  «Дорисовывать движения» в текстах разных стилей и типов речи,
  3. уметь определять роль деепричастий в художественных текстах,
  4. уметь производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений  с деепричастными оборотами

Развивающие:

  1. развить навыки работы с текстом учебника и документа (раздаточный материал)
  2. определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал
  3. формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах

Воспитывающие:

  1. воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое

Оборудование:

  • Информационные карточки
  • Закрепляющий вариант карточек для структуры «ФЭН-Н-ПИК»
  • Карта успеваемости ученика

Дидактические материалы:

Учебники:

Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. – М.: Дрофа, 2009.

Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, - М.: Дрофа, 2005.

Подготовка к уроку

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, ПАРТНЕР ПО ПЛЕЧУ ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки. 11-10 БАЛЛОВ – «5», 9-7 БАЛЛОВ – «4», 6-4 БАЛЛА – «3»

Этап урока

Содержание

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационная часть

Приветствует учащихся.

Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу»

Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

1 мин

2. Основная часть

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»

Перед началом урока дает инструктаж: «на столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, номер которого я назову. Работаете по структурам».

Проверка знаний по пройденным темам. 

Проводим «ФЭН-Н-ПИК». Переверните свой коврик управления, на ваших столах карточки, вы по очереди отвечаете на вопросы, после окончания работы дайте мне знак.

Проверка правильности ответов: называю номер стола и участника, он отвечает на вопрос.

На доске написано предложение: « Подъезжая  к  станции  и  глядя  на  природу  в  окно,  у  меня  слетела  шляпа». А.П. Чехов

- Скажу  вам  по  секрету: я  тоже  собираю  курьёзные,  вызывающие  улыбку  фразы (чаще  всего  из  ученических  работ).

Вот  некоторые  из  них:

Заигравшись  до  позднего  вечера,  мама  рассердилась  на  нас.

Сидя  у  окна,  в  комнату  влетел  воробей.

Поселившись  в  деревне,  его  мечта  осталась  прежней.

- Почему  эту  жалобу Чехов  поместил  в  юмористическую  книгу?

- Подумайте,  что  общего  во  всех  этих  предложениях? Какую  часть  речи  неудачно  употребляют  все  авторы  предложений  из  моей  «коллекции»?

- Над  чем  не  задумались,  а  может  быть,  чего-то  они  не  знали? Тогда,  как  вам  кажется,  изучив  всю  тему  «Деепричастие», о  чем  необходимо  задуматься?

- Что  значит  правильно  употреблять  деепричастия (произносить, использовать)?

Проводим «РАУНД РОБИН» в ходе, которого вы по очереди отвечаете на поставленные вопросы, у каждого по 30 секунд на ответ. После этого вам дается 30 секунд посовещаться и выбрать один вариант ответа от вашего стола. В течение 15 секунд вы говорите свой вариант в класс.

Учитель подводит итог, правильный ответ, баллы группам.

- Но  прежде  всего, чтобы  правильно  употреблять,  надо  узнавать  деепричастия!

(на доске написаны три слова)

а) закрыт;

б) закрывшийся;

в) закрыв.

- По  каким  признакам  вы  нашли деепричастия?

- Узнавать  деепричастия  вы  умеете. Теперь  я  предлагаю  вам  самим  сделать  «научные  открытия»  на  основе   наблюдений, анализа  языковых  фактов,  явлений.

1. Знакомимся  с  особенностями  произношения  деепричастий  (орфоэпическими  нормами).

- От  данных  глаголов  образуйте  деепричастия (устно):

создать

- создав

занять

- заняв

поднять

- подняв

Куда падает ударение?

2) Структура «Олл Райт Ралли Робин».

Образуйте от глаголов деепричастия и расставьте ударение, проговорите деепричастия по очереди своему партнеру по плечу:

начать  (начав)

понять  (поняв)

принять  (приняв)

прибыть  (прибыв)

облегчить  (облегчив)

углубиться  (углубившись)

черпать  (черпая)

баловаться  (балуясь)

Подведение итогов. Выставление баллов.

2. Знакомимся  с  особенностями  использования, включения  деепричастий  в  предложения  (грамматическими  нормами).

С  деепричастным  оборотом  надо  быть  очень  осторожным. И  чтобы  бессмыслицы  не  получилось,  нужно помнить,  что действие, выраженное  деепричастием, и действие, выраженное  глаголом-сказуемым, относится  к  одному  лицу.

 Запомните: деепричастный  оборот  всегда  выделяется  запятыми.

- А  вот  теперь, когда  вы  знаете  важное  правило  использования  деепричастий  в  предложении, самое  время  вспомнить  про  мою  веселую  коллекцию  ученических  фраз. Предлагаю  поучиться  на  чужих  ошибках.

«РЭЛЛИ КОУЧ». Работаете с партнером по плечу, один листок и  ручка на двоих. В вашем распоряжении 1., минуты.

  • Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.
  • Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

Проверка ответов.

     3. Задумаемся  о  роли  деепричастий  в  речи.

- Деепричастия,  деепричастия… . Сколько  с  ними  хлопот:  и  произносить  их  надо  правильно,  и  употреблять  в  предложении,  хорошенько  подумав. А  может,  не  так  уж  они  и  нужны? Мне  кажется,  убедительно,  красноречиво  ответил  на  этот  вопрос  английский  поэт Р.Саути  своим  необычным  стихотворением  «Лодорский  водопад».

(звучит  стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая,  шурша,

Резвясь  и  спеша,

Скользя,  обнимаясь,

Делясь  и  встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь  и  пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь  и  болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед  и  вперед  убегая  в  свободолюбивом  задоре,-

Так  падают  бурные  воды  в  сверкающем, быстром  Лодоре.

- Что  в  этом  стихотворении  показалось  необычным? (52 деепричастия!)

- Кто  из  вас  видел  настоящий  водопад? Слышал  его  шум?

- Какие  слова  в  стихотворении  помогли  это  сделать? Попробуем  обойтись  без  них.

- Какую  же  роль  играют  они?

- А  если  так,  если  деепричастия  в  речи  нужны,  будем  учиться  их  использовать. Предлагаю  выполнить  творческое  задание.

составьте  текст «Зима  в  нашем  городе», правильно  включив  в  него  как  можно  больше  деепричастий, работайте в своих командах, ваше время 5 минут.

Зачитывание пары текстов.

Подведение итогов. Выставление баллов.

Записывают число, тему урока в тетрадь .

Слушают инструкцию

Берут карточки с вопросами.

1 участник держит карточки веером, второй вытягивает карточку и зачитывает вопрос 3-му участнику, 3 участник отвечает, 4 оценивает: если согласен, карточки переходят ко второму участнику, если нет, корректирует ответ.

Карточки двигаются по кругу.

Названный ученик отвечает на вопрос. Правильные ответы фиксируются в КАРТУ УСПЕВАЕМОСТИ.

 

Ребята слушают, думают.

Вопрос, правильное употребление деепричастий. 

Прочитали вопрос, подумали. Обсуждаем – по 30 секунд каждый высказывает свое мнение.

30 секунд группе, чтобы выбрать один ответ, идет обсуждение и выбор ответа.

15 секунд рассказать ответ классу.

Слушают, находят деепричастие, объясняют свой выбор.

Образовывают деепричастия от глаголов

Берут задание №2.

Выполняют письменно в тетрадях, затем проговаривают вслух по очереди друг другу.

Учащиеся слушают

Прочитали предложение, отредактировали, если партнер по плечу согласен, то записали верные ответы на листочке.

Проверяют, фиксируют правильные ответы.

Слушают учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Составление текстов

Участники с двух столов зачитывают тексты

30 секунд

1 минута

4 минуты

2 минуты

2 минуты

30 секунд

2 минуты

30 секунд

15 сек.* 8 групп = 2 минуты.

1 минута.

1 минута

2 минуты

1 минута

2 минуты

1 минута

1 минута

1  минута

30 секунд

15 секунд

= 6-7 групп =1,5 минуты.

30 секунд

1.5 минуты

1,5 минуты

3 минуты

2 минуты

30 секунд

5 минут

2 минуты

3. Подведение итогов урока.

Таким образом, ребята, сегодня мы с вами  поговорили о деепричастии и узнали, как правильно его употреблять. 

Запишите Д/З: параграф 141,142. Упр.265

Чир на выбор учащихся.

Слушают.

Записывают д\з

Повторяют за учителем.

2 минуты

1 минута

Что такое деепричастие?

Расскажите о виде и возвратности деепричастий?

Какие части речи объединяет деепричастие?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Что интересного «взяло» деепричастие у наречия?

Что такое деепричастный оборот?

Как на письме выделяется деепричастный оборот?

В чем отличия деепричастного оборота от причастного?

начАть  

понЯть

принЯть  

прибЫть  

облегчИть  

углубИться  

чЕрпать  

баловАться 

начАть  

понЯть

принЯть  

прибЫть  

облегчИть  

углубИться  

чЕрпать  

баловАться

начАть  

понЯть

принЯть  

прибЫть  

облегчИть  

углубИться  

чЕрпать  

баловАться

начАть  

понЯть

принЯть  

прибЫть  

облегчИть  

углубИться  

чЕрпать  

баловАться

  1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем.

_______________________________________________________________________________

  1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги.

_______________________________________________________________________________

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

ФЭН-Н-ПИК

2 балла (1 балл за правильный ответ)

РАУНД-РОБИН по вопросу о предложении А.П. Чехова

1 балл за правильный ответ

Найти деепричастие на доске и назвать его признаки

1 балл (выставляет учитель)

Устно образовать деепричастие от глагола

1 балл за правильный ответ (выставляет учитель)

РЕЛИ РОБИН по образованию деепричастий от глаголов

1 балл за ответ без ошибок, 0 – за имеющиеся ошибки

РЕЛИ КОУЧ исправление ошибок в предложении

2 балла за предложение с деепричастием и глаголом-сказуемым,

1 балл за предложением с придаточной частью «который»

Устный ответ по стихотворению

1 балл (выставляет учитель)

Текст

2 балла за текст без ошибок,

1 балл за текс с незначительными ошибками

О баллов за неверный текст

ИТОГО

11-10 – «5»

9-7 – «4»

6-4 – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепр...

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...