Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 классов (базовый уровень)
    рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы  для учащихся 5-7 классов под редакцией В. В. Бабайцевой "Просвещение", 2013 год

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ГИМНАЗИЯ №7»

    СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

    Зам. директора по УВР                                                  Директор МБОУ «Гимназия №7»

                            И.П.Бавыкина                                                                      Л.М.Запрудаева                                            

    «___» ___________ 2014  года                                             «___» _____________ 2014 года

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По    _______русскому языку______________________________________

    (указать предмет, курс, модуль)

    Ступень обучения (класс)  _

    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

    Количество часов _136 ч__                   Уровень ___базовый__________

                                                                                                       (базовый, профильный)            

    Учитель    __Лаури Наталья Михайловна  

    Программа разработана на основе   авторской программы по русскому языку для 5-9 кл. под ред  В. В. Бабайцевой «Просвещение», 2013 г. 

     (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

                                                                                         РАССМОТРЕНО на МО

                                                                                Протокол №_____от

                                                                                          «____»____________2014г.

                                                                             Руководитель МО  

    Г. Норильск                                                                                                                                      

    Раздел I. Пояснительная записка.

     

                       Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В. В.Бабайцевой,  опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл. сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2013».  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. 

    Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

    Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

     

    Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

    • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
    • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
    • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
    • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

    Эти цели обусловливают следующие задачи: 

    • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
    • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

    формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки

      Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

    Учащиеся 7о класса МБОУ «Гимназия №7» не отличаются в большинстве своем высокой учебной мотивацией, и только часть класса  (28%) обладает хорошими учебными возможностями (выше среднего уровня), они с увлечением занимаются, участвуют во внеурочной деятельности.  Часть учеников (15%) требуют постоянной коррекционной работы. Программа рассчитана на повышение мотивации учащихся в процессе обучения, на развитие и формирование универсальных учебных действий. С этой целью в программу включена проектная деятельность, которая даёт возможность учащимся применить свои творческие способности, самостоятельность.

    По годовому календарному графику МБОУ «Гимназия №7» на изучение предмета отводится  136 часов (4 часа  в неделю,    из них на развитие речи – 18 часов).  

    Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствие с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

    Формы организации учебного процесса:

    • индивидуальные;
    • групповые;
    • индивидуально-групповые;
    • фронтальные;
    • практикумы
    • проектная деятельность

    В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

    • наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, практикум;
    • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями);
    • словарные диктанты;
    •  тесты;
    • письмо по памяти;
    • комплексный анализ текста;
    • устные рассказы по плану на лингвистические темы;
    • сочинения;
    • изложения.

        С целью формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, предусмотренных государственным стандартом, в программе определены разнообразные методы и средства, предусмотренные методикой преподавания русского языка. Ведущими среди них являются  репродуктивный, эвристический, исследовательский. Большое внимание уделено методам самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико – синтетических упражнений), а также методам учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование). Реализации целей обучения учащихся русскому языку способствуют обозначенные в программе педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии сотрудничества и дифференцированного обучения, проектная технология.

      Разнообразные способы и средства проверки и оценки результатов обучения нашли свое отражение в данной рабочей программе.

     

    Раздел II. Содержание тем учебного курса.

     

     Повторение изученного в 5—6 классах (10 ч.+ 1ч. Р.р.)

    Причастие (34ч. + 6 ч. р.р.)

    Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

    Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой форм, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).

    Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.

    Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.

    Словообразование действительных причастий.

    Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

    Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.

    Словообразование страдательных причастий.

    Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

    Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

    Правописание в ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

    Правописание н в кратких формах страдательных причастий.

    Правописание гласных в причастиях перед нн и н.

    Правописание нн в причастиях и к в омонимичных прилагательных.

    Правописание не с причастиями.

     Деепричастие (16+2 р.р.)

    Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

    Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.

    Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

     Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие

    Служебные части речи. Общее понятие о служебных частях речи

    Предлог (11ч. +2 Р. Р.)

    Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.

    Разряды предлогов по значению. Многозначность некоторых предлогов.

    Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.

    Простые и составные предлоги.

    Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).

    Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.

     Союз (15ч. + 2  Р. Р).

    Понятие о союзе.

    Назначение союзов в речи. Употребление союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста.

    Простые и составные союзы.

    Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.

    Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.

    Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.

    Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

    Подчинительные союзы: употребление их в гложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, пространственные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.

    Правописание составных подчинительных сою-лов.

    Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

     Частица (16 Ч. + 2 р.р.)

    Понятие о частицах. Разряды частиц по значению и употреблению.

    Правописание не и ни с различными частями ре-чи (обобщение).

    Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -ка, таки.

    Умения и навыки:

    • отличать частицы от других частей речи;

    • определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;

    • употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;

    • использовать частицы для связи частей текста.

    Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

    Междометие (6ч.+2 Р.р.)

    Понятие о междометии. Основные функции междометий. Разряды междометий. Звукоподражательные слова.

    Знаки препинания при междометиях.

    Повторение . (10ч. + 1р. р.)

     Раздел III. Учебно-тематический план

    Тема раздела

    Кол-во

    часов

    диктантов

    словарных

    диктантов

    изложений

    сочинений

    тестов

    1.

    Общие сведения о языке

    1

    2.

    Систематизация изученного

    10/1

    1

    1

    1

    Причастие

    34/6

    1/1

    2

    2

    2

    Деепричастие

    16/2

    1

    1

    1

    1

    Служебные части речи.

    Предлог

    11/2

    1

    1

    1

    Союз

    15/2

    1

    1

    1

    Частица

    16/2

    2

    1

    1

    1

    Междометие.

    Звукоподражательные слова

    6//2

    1

    4.

    Систематизация и повторение изученного в 7 классе.

    10/1

    1

    1

     

     

    5.

    Развитие речи

    18

    Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

     

    Учащиеся должны знать:

    определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

    Уметь:

     речевая деятельность: аудирование:

    • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

    • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

    • составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

    • обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

    чтение:

    • дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

    • находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

    • проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);

    • составлять тезисный план исходного текста;

    • владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;

    • с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста

    вслух;

    говорение:

    • сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;

    • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана:

    • формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

    • размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);

    • уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;

    письмо:

    • сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;

    • создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

    • писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;

    • соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

    • уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

    • использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

    • анализировать   тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности

    речи;

    • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

    • устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

    • определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

    фонетика и орфоэпия:

    • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

    • правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

    • анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

    морфемика и словообразование:

    • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

    • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;

    • определять способы образования слов разных частей речи;

    •анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательногс словаря;

    • составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

    • с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения е морфемной структуре слова;

    лексикология и фразеология:

    • соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

    • толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

    • пользоваться различными видами лексических словарей;

    • находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологичесеском словаре;

    • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения  неоправданного повтора;

    • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

    морфология:

    • различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

    • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

    • использовать знания и умения   по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

    орфография:

    • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

    • учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

    • аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

    синтаксис и пунктуация:

    • составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

    • определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

    • различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

    • использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

    • соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

    • устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

    • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

    Личностные результаты:

    понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

    достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

    Метапредметные результаты:

    1) владение всеми видами речевой деятельности,

    владение разными видами чтения,

    способность извлекать информацию из разного вида источников.

    овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,

    умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи,

    владение разными видами монолога и диалога,

    способность участвовать в речевом общении, способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

    2) применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

    3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в споре.

     

    Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

    Для учителя:

    1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.:Дрофа,2012

    2. Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.:Дрофа,2012

    3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. - М. Дрофа,2013

    4.  Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2013.

     5.  Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

    6.  Поливанова К. А.Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2013

    9. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2012

     

    Для учащихся:

    1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М. Дрофа,2013

    2. Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2013

    3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.:Дрофа,2006

    4.Богданова Г.А. Рабочая тетрадь  «Русский язык. 7 класс»

    Электронные средства обучения

    1. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия
    2. Учебно – тренировочные тесты «Фраза»
    3. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

    Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

    Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

    Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень)

    Рабочая программа по русскому языку для 12 класса ( базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учебной программы по русскому язы...

    Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Базовый уровень. ФГОС.

    Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения[i], Примерной программы по русскому (родн...

    Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (базовый уровень)

    Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,  частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.В...

    Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа по рускому языку для 10 класса (базовый уровень). Модульная система обучения....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 8 класса (базовый уровень)

                      I.Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные1) понимание русского языка как одной из основных национально-ку...