Правописание твердого знака в словах
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Урок проводится в коррекционном классе 8 вида, он является изучением нового материала по теме "Правописание разделительного твердого знака"

 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _znak.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание твердого  разделительного знака в словах.

Цели:  закрепить знания  о приставках, умение выделять их в словах и правильно писать;  дать понятие о роли  –ъ, написании  -ъ  в словах; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; коррекция  внимания  через выполнение заданий

Ход урока

1    Организационный   момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

 Только лишь оценку «пять»

2    Актуализация изученных   знаний.

  1. Орфографическая разминка

Исправьте  ошибки, допущенные  учеником.  Докажите  правильность своего ответа.

Кузнец легко  по стучал  покуску железа,
Врач вы слушал   больного.

Мама переводит ребенка  черездорогу.

-  Назовите  слова,  обозначающие  лиц по профессии.

2    - Подумайте,  какие части слова даны   в таблице.

      - Выпишите  из  каждой  строки  только    те  приставки ,  которые   оканчиваются  на согласную   букву

   на

  об

 о

под

   с

   у

за

пере

  по

  от

 вы

рас

 раз

   в

пре

при

 

3   Опрос:

-  Какая часть слова   называется   приставкой?

-  Как  пишутся  приставки со словами?

-  Запишите  однокоренные  глаголы с противоположным  значением.

 Развернуть, вылетал,  завязать, вполз.

Составьте  словосочетания.

 

  1. Физминутка.

           Повторяйте    за мной  движения. В  глаголах  - действиях  называйте   приставки.

Встали,  потянулись, наклонились,  поклонились,  опустили,  захлопали,  потопали.

  1. Формулирование темы и цели урока.

1 Слово  учителя.

В русском языке есть интересная буква, которая не обозначает звука,  в алфавите  занимает  29 место.

Как она называется?

Раньше  твердый  знак  имел  другое название : «ерь». До  1918  года твердый знак  писался на конце слов после согласных. Сегодня мы пишем в словах твердый  знак,  следуя определенному правилу. Употребляется  твердый знак в 140  существительных.

  Сегодня  наш урок посвящен этой букве.

-Как ты думаешь, чему мы сегодня будем учиться на уроке.

-  Да, познакомимся с правилом написания твердого знака в словах.

                  2 Материал для наблюдений.

       Прочитайте  стихотворение.  Сравните выделенные слова.

         Дети сели,

         Дети съели.

         Догадаться вы сумели.

         Почему случилось  так?

         Кто виновник?

         Ъ!

        Твердый  знак   нам  нужен тоже,
       Без него  читать не сможем:

        Съезд,  съедобный,   объяснение,  

        И подъезд,  и объявление.

 В выделенных  словах согласные   и гласные  произносятся слитно?
Что происходит со словом , когда появляется – ъ?

   3 « Дополни правило»

      - Что нового ты узнала из этого правила?
      - Как будем обозначать  данную  орфограмму?

Синяя  точка   под буквой-  согласная, на которую  оканчивается приставка

Красная  точка   под буквой– гласная е, е, ю, я- ,на которую начинается корень

  1. Закрепление изученного.

1  Комментированное письмо

К причалу    под…езжают   машины.  

Туристы осуществили под…ем  на Уральские горы.

Девочка   ш…ет платье для мамы.

 2   Творческий диктант

Образуй   новые слова

 

   

   Ехать

  -в,   -вы,-      от,-под,-  об,-по

 


   Ел

   -под,  -об,-об,  -от, -с

   

   Явление

   -за, -об,-по

Вывод. В каких словах написали –ъ  ?

          3  Работа с текстом.

- Скажите, о каком животном идет речь

 

Все лето кормится  медведь перед зимней спячкой.  Засунет в муравейник   лапу – слизнет муравья. Попадется гнездо тетерки- съест птенцов.  Зазевается лесная мышка – и мышку съест,
Вот так   от
ъедается медведь летом, чтобы побольше  набрать жиру под шкурой и крепко уснуть в теплой берлоге.

-  Найдите  предложение, которое содержит главную мысль.

Все лето кормится медведь перед зимней спячкой.

- Докажите  примерами из текста эту главную мысль.

-Какое название можно дать тексту?
- Найдите  в первом предложении подлежащее и сказуемое.

Какое это предложение-  простое или сложное

- Объясните  выделенные   орфограммы.

   4    Самостоятельная работа

Вам предложены  рисунки – раскраски. Вы должны части, подписанные словами , в которых   пишется –ъ  , раскрасить  в синий цвет

  Итог урока.

Что называется приставкой?

Как пишутся приставки со словами?

Когда после приставок  пишется -ъ?

Рефлексия

Выберите  смайлик – твое настроение  в конце урока. Объясните.

VII. Домашнее задание: упр.190


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака у существительных после шипящих.

Цели урока:Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике;Коррекционно-развивающие: развивать...

"Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа"

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий. Цель использования таких технологий: помочь формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Исследов...

правописание твердого разделительного знака в словах

Целью моей работы было закрепить правописание приставок,дать понятие о роли твердого знака и правильности его написания,формировать умение выстраивания речи в устной форме....

Правописание твердого знака в словах

Урок в классах коррекции 8 класса....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

Презентация по теме "Орфография. Правописание твердого и мягкого знаков"

Материал может быть использован для повторения правил по темам "Чередующиеся гласные в корне слова", "Буквы Ы-И после приставок". "Правописание твердого и мягкого знаков"...