рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Т. Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
имени В.С.АНИЩЕНКО»
МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»
Обсуждено и принято Утверждаю________
на МО, протокол №___ Директор школы
от «___» августа 2014 г. С.Т. Цыденов
Руководитель МО______ Пр. № ___
Л. Д. Дондупова от «___ » августа 2014 г.
Согласовано__________
Зам.директора по УВР
Е.П. Шерстнева
«___» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
класс: 5
количество часов: 204 часа (6 ч. в неделю)
учитель: Воронина Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы
срок действия рабочей программы: 2014 – 2015 уч. год
с. Могойто
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки от 05.03.2004 №1089);
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Минобрнауки РФ;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год;
-Устава МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко»;
- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» от 30.08.2010 г. №131;
- Образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Анищенко» для 5-11 классов на 2014-15 учебный год.
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 5-9 классов авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Рабочая программа по русскому языку включает пять разделов: пояснительную записку, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, приложение к программе.
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Изучение русского языка в 5 классе рассчитано на 6 часов в неделю (204 ч в год), из них на уроки развития речи - 21 ч.
Реализуемый учебно-методический комплект:
- Программа по русскому языку для 5-9 классов авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
- Русский язык: учеб. для 5 кл. ОУ/Баранов М, Т.. и др. – М.: Просвещение, 2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание урока | Кол-во час | Основные знания и умения (компетенции) | Методы и формы обучения | Основные понятия | Контроль ЗУН | Виды работ по р/р | Сроки проведения | |
Планир. | Фактич. | ||||||||
1 | I четверть Вводный. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 ч | Знать, что такое речь; язык – средство человеческого общения | Словесный наблюдение | Общение устное (говорение, слушание), письменное (письмо, чтение) | Упр. 6, 7 | Рассказ – повествование | Сентябрь 1 неделя | |
2 | Язык и его единицы. Стили речи. | 1 ч | Иметь понятие о единицах языка. Уметь различать стили речи. | Частично-поисковый; наблюдение | Речь, слово, стили языка | Упр. 12-16 | Сочинить сказку | Сентябрь 1 неделя | |
3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 ч | Уметь отличать звук и букву | Репродуктивный | Транскрипция | Упр. 21 | Разделить текст на микротемы | Сентябрь 1 неделя | |
4 | Орфограмма | 1 ч | Уметь видеть особые приметы орфограмм | Частично-поисковый; наблюдение | Опознавательный признак; условия выбора; орфограмма | Выборочный диктант | Подбор синонимов | Сентябрь 1 неделя | |
5-8 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 4 ч | Работать над орфограммой; уметь различным способам проверки правильного написания безударной гласной в корне слова | Частично-поисковый | безударная гласная-проверяемая, непроверяемая, | Упр.35, 38 | Составь предложение | Сентябрь 1 неделя | |
9-10 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | 2 ч | Работать над орфограммой; уметь различным способам проверки правильного написания проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова | Репродуктивный | проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова | Упр. 42 | Игра «Пиши правильно» | Сентябрь 2 неделя | |
11 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 ч | Работать над орфограммой; уметь различным способам проверки правильного написания непроизносимых согласных в корне слова | Частично-поисковый; наблюдение | непроизносимые согласные в корне слова | Упр. 49 | Подбор заголовка к тексту | Сентябрь 2 неделя | |
12 | Буквы И, У, А после шипящих | 1 ч | Работать над орфограммой; уметь распознавать данную орфограмму в тексте | Репродуктивный | ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; слова-исключения | Упр. 53 | Составить текст. тема «Летом в лесу, на реке» | Сентябрь 2 неделя | |
13 | Разделительный Ъ и Ь | 1 ч | Работать над орфограммой; уметь распознавать данную орфограмму в тексте | Репродуктивный | Разделительный Ъ и Ь | Упр. 56 | Игра «Угадай знак» | Сентябрь 3 неделя | |
14-15 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 2 ч | Работать над орфограммой; уметь распознавать данную орфограмму в тексте | Наблюдение | Предлоги, приставки | Упр. 61 | Составь текст по рисунку | Сентябрь 3 неделя | |
16 | Текст | 1 ч | Знать признаки текста, уметь составлять связный текст | Частично-поисковый; наблюдение | Текст, микротема, абзац, тема, основная мысль | Упр. 65 | Работа с текстом | Сентябрь 3 неделя | |
1718 | Изложение | 2 ч | Уметь подробно излагать текст | Репродуктив. | Пересказ близко к тексту | изложение | текст | Сентябрь 3 неделя | |
19 | Части речи | 1 ч | Знать морфологические признаки частей речи | Частично-поисковый | Морфологические признаки; самостоятельные и служебные части речи | Выборочный диктант | Запиши два предложения с существит. | Сентябрь 4 неделя | |
20 | Глагол | 1 ч | Знать морфологические признаки глагола | Репродуктивный | Морфологические признаки; самостоятельные и служебные части речи | Упр. 77 | Связный текст по рисунку | Сентябрь 4 неделя | |
21 22 | -ТСЯ-ТЬСЯ- в глаголах | 2 ч | Работать над орфограммой; уметь распознавать данную орфограмму в тексте | Наблюдение | орфограмма | Упр. 79 | Задай вопросы к тексту | Сентябрь 4 неделя | |
23 | Тема текста | 1 ч | Уметь соотносить тему и содержание высказывания | Репродуктивный | Узкая и широкая тема | Упр. 80 | Сочинение миниатюра | Сентябрь 4 неделя | |
24 | Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами | 1 ч | Знать правописание Е и И в личных окончаниях глаголов | Частично-поисковый; наблюдение | Личные окончания глаголов | Упр. 87 | Октябрь 4 неделя | ||
25 26 | Имя существительное (Ь после шипящих, падежные окончания) | 2 ч | Знать понятие морфолог. признаки | Частично-поисковый | Морфологические признаки; роль в предложение, орфограмма | Упр. 94, 96 | Запиши два предложения с существит. | Октябрь 5 неделя | |
27 28 | Имя прилагательное | 2 ч | Знать понятие морфолог. признаки | Репродуктивный | Морфологические признаки; роль в предложение, орфограмма | Упр. 107 | Составить словосочетания | Октябрь 5 неделя | |
29 30 | Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» | 2 ч | Уметь передать настроение автора, уметь видеть изображенное на картине | Словесный | Текст; план сочинение; микротема | Упр. 106 | Текст-описание | Октябрь 5 неделя | |
31 | Местоимение | 1 ч | Знать понятие морфолог. признаки | Частично-поисковый; наблюдение | Морфологические признаки; роль в предложение, орфограмма | Упр.111 | Пересказать сказку | Октябрь 6 неделя | |
32 | Основная мысль текста | 1 ч | Уметь формулировать основную (главную) мысль текста | Репродуктивный | Основная мысль текста | Упр. 114 | Октябрь 6 неделя | ||
33 34 | Диктант/контрольная работа Анализ работ | 2 ч | Проверить знания по данной теме; выявить недочеты и ошибки | словесный | орфограмма | Грамматическое задание | текст | Октябрь 6 неделя | |
35 36 | Синтаксис. Пунктуация | 2 ч | Познакомиться с новым разделом языкознания – «синтаксис, пунктуация» | Репродуктивный | Синтаксис. Пунктуация | Упр. 116, 120 | Вставить глаголы с учетом их смысла | Октябрь 6 неделя | |
37 40 | Словосочетание | 4 ч | На основе сравнения найти отличия слова, словосочетания и предложения | Частично-поисковый | Слово; словосочетание; предложение; синтаксис, главное и зависимое слово | Упр. 128 - 133 | Разбить текст на предложения | Октябрь 7 неделя | |
41 42 | Предложение. Грамматическая основа предложения | 2 ч | Уметь правильно находить грамматическую основу предложения | Словесный | Член предложения; грам. основа; распространенное и нераспространенное; двусоставное и односоставное предложение | Выборочный диктант | Преобразуй предложение | Октябрь 7 неделя | |
43 44 | Изложение сжатое | 2 ч | Уметь подробно излагать текст | Репродуктив. | Сжатый пересказ текста | Изложение упр. 137 | текст | Октябрь 8 неделя | |
45 47 | Виды предложений по цели высказывания | 3 ч | Знать, какую роль играет интонация в предложении | Репродукт. | Повествовательное, вопросит, побудительное, восклицательное | Упр. 147-151 | Отзыв о сочинении | Октябрь 8 неделя | |
48 49 | Главные члены предложения. Подлежащее. сказуемое | 2 ч | Уметь осознанно находить основу предложения | Частично-поисковый; наблюдение | Член предложения; грам. основа; распростр и нераспростр; двусост. и односоставное предлож | Упр. 165 | Определи стиль текста | Октябрь 8 неделя | |
50 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1ч | Уметь ставить тире в простом предложении | Частично-поисковый; наблюдение | Подлежащее, сказуемое, тире | Упр. 169 | Сочинение миниатюра «Осенняя ярмарка» | Октябрь 9 неделя | |
51 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 ч | Уметь видеть нераспространенные и распространенные предл | Частично-поисковый; словесный | Нераспространенные и распространенные предложения | Упр. 173 | Октябрь 9 неделя | ||
52 53 | Диктант/контрольная работа Анализ работ | 2 ч | Проверить знания по данной теме; выявить недочеты и ошибки | словесный | орфограмма | Грамматическое задание | текст | Октябрь 9 неделя | |
54 57 | Второстепенные члены предложения: дополнение определение обстоятельство | 4 ч | Уметь определять вид подчинительной связи; находить без ошибок второстепенные члены | Частично-поисковый; словесный | Второстепенный член предложения: определ-ие, дополнение, косвенный падеж; обстоятельство, место, время, образ действия | Комментированное письмо; упр. 180, 190 | Текст- повествование, продолжите описание погоды | Ноябрь 9-10 неделя | |
58 60 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 3 ч | Уметь находить однородные члены предложения; понять передаваемую мысль. | Частично-поисковый | Письменная речь; смысловой отрезок; однородные члены предложения; знаки препинания | Упр. 194, 204 | Творческое списывание | Ноябрь 10 неделя | |
61 | Обращение. Предложение с обращением. Знаки препинания. | 1 ч | Уметь опознавать в предложении обращение; знаки препинания правильно ставить | Частично-поисковый | Смысловой отрезок; обращение; выделительные знаки | Графический диктант | Напиши поздравление | Ноябрь 10 неделя | |
62 | Р/Р Письмо | 1 ч | Уметь выразить настроение; учить наблюдательности | Репродуктивный | Тема сочинения; композиция | Сочинение- повествование | Разбор по составу | Ноябрь 11 неделя | |
63 64 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 2 ч | Знать порядок разбора простого предложения | Репродуктив. | Синтаксис; простое предложение; разбор | Выборочный диктант | Миниатюра | Ноябрь 11 неделя | |
65 | Обобщение по теме | 1 ч | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. | Выборочное изложение | 11 неделя | |
66 67 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 ч | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; грамм-ое задание | текст | Ноябрь 11 неделя | |
68 70 | Сложное предложение | 3 ч | Понятие о сложном предложении; знать порядок разбора | Частично-поисковый | Сложное предложение; синтаксический разбор; знаки завершения | Упр. 230 | Устное сообщение | Ноябрь 12 неделя | |
71 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 ч | Знать порядок разбора сложного предложения | Репродуктив. | Синтаксис; сложное предложение; разбор | Выборочный диктант | Миниатюра | Ноябрь 12 неделя | |
72 73 | Прямая речь | 2 ч | Уметь четко разграничивать прямую речь и слова автора | Частично-поисковый; словесный | Синтаксис, прямая речь, слова автора | Упр. 240 | Запись пред со словом пожалуйста | Декабрь 12 неделя | |
74 75 | Диалог | 2 ч | Уметь четко разграничивать прямую речь и диалог | Частично-поисковый; словесный | Синтаксис, диалог, реплика | Упр. 248 | Запиши телефонный разговор | Декабрь 13 неделя | |
76 | Обобщение по теме | 1 ч | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. 250 | Выборочное изложение | Декабрь 13 неделя | |
77 78 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 ч | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; гр. задание | текст | Декабрь 13 неделя | |
79 | Фонетика. Гласные звуки | 1 ч | Уметь отличать звук и букву | Частично-поисковый; наблюдение | Фонетика; звуковая оболочка; транскрипция | Упр. 260 | Фонетический разбор | Декабрь 13 неделя | |
80 | Согласные звуки | 1 ч | Уметь отличать согласные звуки | Частично-поисковый; словесный | Фонетика; звуковая оболочка; транскрипция, согласные звуки | Упр. 268 | Продолжи текст | Декабрь 14 неделя | |
81 | Изменение звуков в потоке речи | 1 ч | Видеть позиционное чередование гласных и согласных | Частично-поисковый; словесный | позиционное чередование гласных и согласных, сильная и слабая позиция, ударение | Упр. 270 | Декабрь 14 неделя | ||
82 | Согласные твердые и мягкие | 1 ч | Уметь отличать согласные твердые и мягкие звуки | Частично-поисковый; словесный | согласные твердые и мягкие звуки | Упр. 271 | Подбери однокоренные глаголы | Декабрь 14 неделя | |
83 | Р/Р Повествование | 1 ч | Уметь выразить настроение; учить наблюдательности | словесный | Тема сочинения; композиция | Сочинение- повествование | Разбор по составу | Декабрь 14 неделя | |
84 | Согласные звонкие и глухие | 1 ч | Уметь отличать согласные звонкие и глухие звуки | Частично-поисковый; словесный | согласные звонкие и глухие звуки | Упр. 281 | Запиши по памяти | Декабрь 14 неделя | |
85 | Графика. Алфавит | 1 ч | Уметь осознанно пользоваться словарями и справочниками | Частично-поисковый; словесный | Графика, алфавит | Упр. 293 | Расположи в алфавитном порядке | Декабрь 14 неделя | |
86 87 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 2 ч | Видеть, всегда ли нужен Ь для обозначение мягкости согласных | Частично-поисковый; словесный | Ь для обозначение мягкости согласных | Упр. 302 | Составь текст по данному началу | Декабрь 15 неделя | |
88 89 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 ч | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; гр. задание | текст | Декабрь 15 неделя | |
90 91 | Двойная роль букв е, е, ю, я | 2 ч | Закрепить знания о двойной роли букв | Частично-поисковый | Особенность букв е, е, ю, я; алфавит | Комментированный диктант | Пересказ текста | Декабрь 15 неделя | |
92 | Орфоэпия | 1 ч | Уметь различать слова с его написанием | Репродуктивный | Произношение; ударение; нормы написания | Орфографический диктант | Составь предложение | Январь 15 неделя | |
93 | Фонетический разбор слова | 1 ч | Выучить фонетический разбор | Частично-поисковый; словесный | Фонетический разбор слова | Упр. 315 | Описание картины | Январь 15 неделя | |
94 96 | Обобщение по теме Тест /работа над ошибками | 3 ч | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. 320 | Выборочное изложение | Январь 15 неделя | |
1 | Слово и его лексическое значение | 1 | Уметь определить лексическое значение слова; учить работе со словарем | Частично-поисковый | Лексика; словарный запас; лексическое значение | Упр. 69-73 | Записать 10 слов, дать лексическое толкование | Январь 16 неделя | |
2 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Дать понятие «многозначность»; уметь работать со словарем | Исследовательский | Многозначные слова; прямое и переносное значение | Словарный диктант | Текст описание | Январь 16 неделя | |
3 | Прямое и переносное значение | 1 | Дать понятие «многозначность»; учить работать со словарем | Исследовательский | Многозначные слова; прямое и переносное значение | Словарный диктант | Текст описание | Январь 16 неделя | |
4 | Омонимы | 1 | С какой целью используют омонимы в речи | поисковый | Омонимы; выразительность; точность речи | Объяснительный диктант | Анализ поэтического текста | Январь 16 неделя | |
5 | Синонимы | 1 | С какой целью используют синонимы в речи | поисковый | Синонимы; выразительность; точность речи | Объяснительный диктант | Анализ поэтического текста | Январь 16 неделя | |
6 | Антонимы | 1 | С какой целью используют антонимы в речи | поисковый | антонимы; выразительность; точность речи | Объяснительный диктант | Анализ поэтического текста | Январь 17 неделя | |
7-8 | Обобщение по теме | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. | Выборочное изложение | Январь 17 неделя | |
9 10 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; грамматическое задание | текст | Январь 17 неделя | |
11 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | Познакомиться с новым разделом языкознания – «морфемика» | репродуктивный | Значимая часть слова; морфемика | Упр. 111 | Текст-повествование | Февраль 17 неделя | |
12 | Окончание | 1 | Учить определять значение окончания | словесный | Окончание; лексическое значение; гласные в окончании | Комментированный диктант | Составь предложение | Февраль 18 неделя | |
13 | Основа слова | 1 | Учить определять значение основа | словесный | Основа; лексическое значение | Комментированный диктант | Составь предложение | Февраль 18 неделя | |
14 | Корень слова | 1 | Работать над орфограммой; уметь разл способами проверки правильного написания безударной гласной в корне слова | Частично-поисковый | безударная гласная-проверяемая, непроверяемая, чередующаяся | Объяснительный диктант | Составь предложение | Февраль 18 неделя | |
15 16 | р/р Рассуждение | 2 | Уметь выразить свои мысли; учить наблюдательности | Репродуктивный | Тема сочинения; композиция | Сочинение- рассуждение | Разбор по составу | Февраль 18 неделя | |
17 | Суффикс | 1 | Уметь определять значение суффиксов | словесный | суффикс; лексическое значение; гласные и согласные в приставке | Комментированный диктант | Составь предложение | Февраль 18 неделя | |
18 | Приставка | 1 | Уметь определять значение приставок | словесный | Приставка; лексическое значение; гласные и согласные в приставке | Комментированный диктант | Составь предложение | Февраль 19 неделя | |
19 | Чередование звуков | 1 | Работать над орфограммой | Частично-поисковый | безударная гласная-проверяемая, непроверяемая, чередующаяся | Объяснительный диктант | Составь предложение | Февраль 19 неделя | |
20 | Беглые гласные | 1 | Знать беглые гласные | словесный | Текст описание | Февраль 19 неделя | |||
21 22 | Выборочное изложение | 2 | Уметь выборочно излагать текст | Репродуктив. | Выборочный пересказ текста | Изложение упр. | текст | Февраль 19 неделя | |
23 | Варианты морфем | 1 | Четко знать, что такое морфема | словесный | Анализ поэтического текста | Февраль 19 неделя | |||
24 | Морфемный разбор слова | 1 | Знать порядок разбора | Частично-поисковый | Морфемный разбор; | Упр. | Работа с текстом | Февраль 20 неделя | |
25 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Уметь определять значение приставок | словесный | Приставка; лексическое значение; гласные и согласные в приставке | Комментированный диктант | Составь предложение | Февраль 20 неделя | |
26 | Буквы з-с на конце приставок | 1 | Уметь правильно определять согласную букву на конце приставки | Частично-поисковый | Приставка; звонкий и глухой согласный | Свободный диктант | Тема текста | Февраль 20 неделя | |
27 28 | Буквы о-а в корне лаг-лож | 2 | Уметь правильному написанию слов с чередующимися гласными в корне слова | Поисковый | Орфограмма; гласные буквы; чередующиеся | Самодиктант | Выписать из худ. текста 5 слов | Март 20 неделя | |
29 30 | Буквы о-а в корне раст-рос | 2 | Уметь правильному написанию слов с чередующимися гласными в корне слова | Поисковый | Орфограмма; гласные буквы; чередующиеся | Самодиктант; взаимодиктант | Выписать из худ. текста 5 слов | Март 20 неделя | |
31 | Буквы е-о после шипящих в корне | 1 | Уметь сопоставить звучание и написание гласных после шипящих | Частично-поисковый | Приставка; гласная буква | Графический диктант | Составь предложение | Март 21 неделя | |
32 | Буквы и-ы после ц | 1 | Уметь сопоставить звучание и написание гласных после ц | Частично-поисковый | Приставка; гласная буква | Графический диктант | Составь предложение | Март 21 неделя | |
33 | Обобщение по теме | 1 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. | Выборочное изложение | Март 21 неделя | |
34 35 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; гр. задание | текст | Март 21 неделя | |
36 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Уметь различать самостоятельные и служебные части речи | Частично-поисковый | Морфологические признаки; роль в предложение | Выборочный диктант | обозначить части речи в предлож | Март 22 неделя | |
37 | Имя существительное как часть речи | 1 | Дать понятие морфолог. признаки | Частично-поисковый | Морфологические признаки; роль в предложение | Выборочный диктант | два предл с существит. | Март 22 неделя | |
3839 | р/р Доказательство в рассуждении | 2 | Уметь выразить свои мысли; учить наблюдательности | Репродуктивный | Тема сочинения; композиция | Сочинение- рассуждение | Разбор по составу | Март 22 неделя | |
40 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Уметь различать одушевленные и неодуш существительные | Наблюдение | Одушевленные, неодушевленные | Упр. 480 | Составить словосочетание | Март 22 неделя | |
41 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Уметь различать одуш и неодуш сущест; собств и нариц. | Наблюдение | Одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные | Упр. 492 | Составить словосочетание | Март 22 неделя | |
4243 | Изложение сжатое | 2 | Уметь сжато излагать текст | Репродуктив. | Сжатый пересказ текста | Изложение упр. 496 | текст | Март 23 неделя | |
44 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Знать порядок разбора | Частично-поисковый | Морфологический разбор; постоянные и непостоянные признаки | Упр. 499 | Работа с текстом | Март 23 неделя | |
45 | Род имен существительных | 1 | Знать существительные общего рода | Частично-поисковый | Общий род; употребление в речи | Упр. 503 | Деление слов по группам | Март 23 неделя | |
46 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Знать имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Репродуктив-ный | Имя существительное; | Упр. 510 | Учебно-научный текст | Март 23 неделя | |
47 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Знать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Частично-поисковый | Имя существительное; | Упр. 516 | Анализ стихотворения | Март 23 неделя | |
48 | Три склонения имен существительных | 1 | Уметь правильно определять безударное падежное окончание, склонение | Частично-поисковый | Безударное падежное окончание; склонение | Упр520 | Озаглавить текст, разделить на абзацы | Март 24 неделя | |
49 | Падеж имен существительных | 1 | Уметь определять падеж имени существительного | Частично-поисковый | Падеж; склонение | Упр. 527 | Пейзажная зарисовка | Март 24 неделя | |
50 52 | Правописание гласных в падежных окончаниях | 3 | Уметь правильно определять безударное падежное окончание | Частично-поисковый | Безударное падежное окончание; | Упр. 539 | Озаглавить, разделить на абзацы | Апрель 24 неделя | |
53 | Множественное число имен существительных | 1 | Уметь образовывать имена сущ множеств. числа Р. п. | Частично-поисковый | Имя существительное; число сущест. | Упр. 550 | Перескажи текст | Апрель 24 неделя | |
54 | Изложение | 1 | Уметь излагать текст | Репродуктив. | пересказ текста | Изложение упр. 546 | текст | Апрель 25 неделя | |
55 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существ | 1 | Уметь сопоставить звучание и написание гласных после шипящих | Частично-поисковый | Приставка; гласная буква | Графический диктант | Составь предложение | Апрель 25 неделя | |
56 | Обобщение по теме | 1 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. 563 | Выборочное изложение | Апрель 25 неделя | |
57 58 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; грамматическое задание | текст | Апрель 25 неделя | |
59 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Знать морфолог. признаки | Частично-поисковый | Морфологические признаки; роль в предложение | Выборочный диктант | Предл-я с прилагательными | Апрель 25 неделя | |
60 61 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагат | 2 | Опознавать гласные в падежных окончаниях прилагательных | Частично-поисковый | Безударная гласная, падежные окончания | Упр. 581 | Мини-сочинение | Апрель 26 неделя | |
62 | р/р Описание животного | 1 | Уметь выразить настроение; учить наблюдательности | Репродуктивный | Тема сочинения; композиция | Сочинение- повествование | Разбор по составу | Апрель 26 неделя | |
63 | Прилагательные полные и краткие | 1 | Полная и краткая форма прилагательных, особенности кратких прилагательных | Частично-поисковый; наблюдение | полная и краткая форма прилаг., синтаксическая роль прилаг. в краткой форме | Упр.597 | Запиши два предложения с существит. | Апрель 26 неделя | |
64 | Морфологический разбор прилагательного | 1 | Определение имени прилагательное как части речи | Репродуктивный | Умение производить морфологический разбор имени прилагательного | Вопросы | Свободный диктант | Апрель 26 неделя | |
65 | Обобщение по теме | 1 | Обобщить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. 604 | Выборочное изложение | Апрель 26 неделя | |
66 67 | Диктант. Работа над ошибками | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; грамматическое задание | текст | Апрель 27 неделя | |
68 | Глагол как часть речи | 1 | Знать морфолог. признаки | Частично-поисковый | Морфологические признаки; роль в предложение | Выборочный диктант | Запиши два предложения с глаголами | Апрель 27 неделя | |
69 | Не с глаголами | 1 | Уметь видеть орфограмму | Частично-поисковый | Орфограмма | Упр.618 | Записать 10 глаголов с не | Апрель 27 неделя | |
70 | р/р Рассказ | 1 | Уметь составлять рассказ | Репродуктивный | Рассказ, рассказчик | Упр.623 | текст | Апрель 27 неделя | |
71 | Неопределенная форма глагола | 1 | Знать и уметь видеть инфинитив | Репродуктивный | Инфинитив, глагол | Упр.631 | Пейзажная зарисовка | Апрель 27 неделя | |
72 | Правописание –ться и –тся в глаголах | 1 | Уметь видеть орфограмму | Частично-поисковый | Орфограмма | Упр.642 | Озаглавить текст, разделить на абзацы | Апрель 28 неделя | |
73 | Вид глагола | 1 | Уметь определять вид глагола | Репродуктивный | Совершенный, несовершенный вид | Упр.648 | текст | Апрель 28 неделя | |
74 75 | р/р Сочинение по рисунку | 2 | Развивать навыки письменного сочинения | Репродуктивный | Сочинение, композиция, деление на части | Упр.650 | Перескажи текст | Май 28 неделя | |
76 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1 | Уметь видеть орфограмму | Частично-поисковый | Орфограмма | Упр.656 | Составь предложение | Май 28 неделя | |
77 | Время глагола | 1 | Закрепить умения по определению времени глагола | Наблюдение | Настоящее, прошедшее, будущее время глагола | Упр.661 | Выписать из худ. текста 5 слов | Май 28 неделя | |
78 | Прошедшее время глагола | 1 | Знать особенности глагола прошедшего времени | Частично-поисковый | Настоящее, прошедшее, будущее время глагола | Упр.665 | Составь предложение | Май 29 неделя | |
79 | Настоящее время глагола | 1 | Знать особенности глагола настоящего времени | Частично-поисковый | Настоящее, прошедшее, будущее время глагола | Упр.669 | Текст описание | Май 29 неделя | |
80 | Будущее время глагола | 1 | Знать особенности глагола будущего времени | Частично-поисковый | Настоящее, прошедшее, будущее время глагола | Упр.674 | Анализ поэтического текста | Май 29 неделя | |
81 82 | Спряжение глагола | 2 | Уметь правильно определять безударное падежное окончание | Частично-поисковый | Безударное падежное окончание; | Упр. 678 | Озаглавить текст, разделить на абзацы | Май 29 неделя | |
83 | Морфологический разбор глагола | 1 | глагол как части речи | Репродуктивный | Умение производить морфологический разбор глагола | Вопросы | Свободный диктант | Май 29 неделя | |
84 85 | р/р Изложение | 2 | Уметь сжато излагать текст | Репродуктив. | пересказ текста | Изложение упр. 701 | текст | Май 30 неделя | |
86 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.ч. | 1 | Уметь правильно определять безударное падежное окончание | Частично-поисковый | Безударное падежное окончание; | Упр. 703 | Озаглавить текст, разделить на абзацы | Май 30 неделя | |
87 | Употребление времени | 1 | Уметь по определению времени глагола | Частично-поисковый | Настоящее, прошедшее, будущее время глагола | Упр.706 | Текст описание | Май 31 неделя | |
88 | р/р Спортивный репортаж | 2 | Уметь оформлять репортаж | Репродуктивный | Репортаж, публицистический стиль | Упр.708 | Анализ поэтического текста | Май 31 неделя | |
89 90 | р/р Сочинение по картине | 2 | Уметь выразить настроение; учить наблюдательности | Репродуктивный | Тема сочинения; композиция | Сочинение- повествование | Разбор по составу | Май 31 неделя | |
91 92 | Обобщение по теме | 2 | Обобщить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Упр. 720 | Выборочное изложение | Май 32 неделя | |
93 94 | Диктант/контр. работа. Работа над ошибками | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; грамматическое задание | текст | Май 32 неделя | |
95 106 | Комплексное повторение | 12 | Обобщить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Май 32-34 неделя | |||
107 108 | Итоговый контрольный диктант | 2 | Проверить знания по теме | Словесный, метод контроля | Орфографическая зоркость | Диктант; грамматическое задание | текст | Май 34 неделя |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;
по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; название букв алфавита; употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарём;
по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарём;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарём морфемного строения слов;
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению (им. сущ., им. прил., глагол, личное местоимение); правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём;
по пунктуации: находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
по связной речи: определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, по жанровой картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученными языковым материалом).
Перечень учебно-методического обеспечения
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2010.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
- Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
- Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
- Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
- Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
- Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007
- Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2009
- Диктанты 5 класс.
- Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2010. -230с. Богданова Г.А. .
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктанта, изложения, словарные диктанты, сочинения.
Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными( фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.
Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.
При отборе текстов диктантов, изложений и сочинений использовались произведения русских классиков.
Форма контроля | Входная | Текущая | Рубежная | Итоговая | ||||
Виды работ | Диктант. Тема: «Повторение за курс начальной школы» | Диктант с грамматическим заданием. Тема: «Синтаксис. Простое предложение» | Самост. работа на тему: «Фонетический разбор» | Диктант с грамматическим заданием на тему «Морфемика» | Диктант с грамматическим заданием на тему «Глагол» | к/р | к/р | к/р |
Сроки | Октябрь | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | 1 п/год | 2 п/год | май |
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Диктант с грамматическим заданием
Не ушел с поля
Пришла весна. Славик перебрал семена пшеницы, взрыхлил и удобрил свое маленькое поле.
Весело подрастали всходы. Высоко поднялись стебли, потому что поле было засеяно лучшими семенами. А когда появились большие колосья и стали наливаться тяжелым зерном, мальчик часами просиживал у своего поля.
Однажды пошел дождь с крупным градом, и Славик заплакал. Он боялся, что град погубит урожай. Но бабушка бросила через окно большой отцовский зонт, и мальчик раскрыл его перед своим маленьким полем.
Град больно хлестал его, из глаз катились слезы, но он не уступил граду, не ушел с поля. (94 слова)
Е. Пермяк
Грамматическое задание
- Выписать 3-4 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова: из 1-2 абзаца (1 вариант) и из 3-4 абзаца (2 вариант)
- Разобрать слова по составу: подрастали, мальчик (1 вариант), наливаться, маленькое (2 вариант)
- Сделать морфологический разбор одного существительного и одного глагола (по выбору)
- Синтаксический разбор предложения с однородными членами (2 предложение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...