Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Павлова Екатерина Сергеевна

для подготовки к ЕГЭ, часть С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_s1.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные проблемы текстов,

предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ

 

1. Взаимоотношения отцов и детей.

·    Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)

·    Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.

·    Проблема предательства детьми своих родителей.

2.      Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

·  Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.

·  Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).

·  Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детств?).

3.      Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.

·  Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.

·  Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).

·  Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

·  Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).

·  Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.

·  Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.

·  Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.

·  Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).

·  Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.

·  Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.

·  Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).

·  Проблема защиты чести и собственного достоинства.

·  Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.

            ·   Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.

·  Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.

·  Проблема истинной дружбы.

·  Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).

·  Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).

·  Проблема помощи отчаявшемуся человеку в обретении веры в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.

·  Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.

·  Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.

·  Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).

·  Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).

·  Проблема одинокой старости.

10.    Человек и искусство.

∙  Проблема влияния искусства на человека.

·  Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).

·  Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).

·  Проблема восприятия музыки человеком.

11.    Отношение человека к миру природы.

·  Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.

·  Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.

·  Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.

·  Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

·  Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12.    Бережное отношение человека к языку.

·  Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке?      ∙  Проблема отношения современных россияне к культуре своей речи. (Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13.    Человек и власть, которой он наделён.

·  Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14.    Сострадание окружающим.

·  Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).

·  Проблема действенного сострадания.

·  Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15.    Отношение человека к войне.

·  Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).

·  Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).

·  Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).

·  Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).

·  Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".

Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.

Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...

Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"

В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ).                      ...

«Анализ поэтического текста как средство подготовки к сочинению-рассуждению»

Конспект урока, основанный на анализе стихотворения Е.А.Баратынского "К чему невольнику мечтания свободы?"...