Тесты по русскому языку в формате ЕГЭ-2015 (4 варианта)
тест (русский язык, 11 класс) по теме

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Материал для контроля знаний. Рекомендован к использованию при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varianty_tekstov_ege_2015.docx70.2 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант  1.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1)Норма – одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена, и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад.(2) ……..устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется – под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и тому подобного. (3)Это,  в свою очередь, является важнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе и становление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Выпишите цифры, соответствующие номерам этих предложений.

1) Историческое развитие языка есть последовательное накопление его основных норм, которые необычайно устойчивы.

2) Языковая норма одновременно устойчива и изменчива, и поэтому она является важным условием не только стабильности, но и развития языка.

3) Изменчивость языковой нормы является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность языка.

4) Развитие языка определяется влиянием на него разговорной речи, диалектов, заимствований и т.п.

5) Языковая норма является непременным условием развития литературного языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

поэтому

это

потому что

хотя

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. Творческая с. художника с традициями древнерусского искусства очевидна. Все гуманитарные науки находятся в тесной связи друг с другом.

2) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. Невидимая, незримая, нерасторжимая с. Духовная с. человека со своей Родиной.

3) Непосредственное общение друг с другом; дружеские, деловые отношения, контакты между партнёрами. Тесные, деловые, взаимовыгодные связи двух стран. Дружеские, родственные, любовные, семейные связи.

4) Сообщение с кем-, чем-л. на расстоянии; технические средства, обеспечивающие возможность такого общения. Прямая, односторонняя, междугородная с. Железнодорожная, воздушная, спутниковая, космическая с.

5) Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами такое общение; служба связи. Работники связи. Пятое отделение связи. // Воен.

Служба, обеспечивающая общение между воинскими подразделениями (с помощью телефона, радио, посыльных и т.п.). Начальник разведки и связи.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бАнты   довЕзенный   сверлИт   сирОты   рвалА

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 ОТТУДОВА

килограмм абхазских МАНДАРИНОВ

опытные ИНЖЕНЕРЫ

КРАСИВЕЕ

ДЕВЯНОСТА рублями

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Устав, дорога казалась нам бесконечно длинной.

Б) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

В) В «Горе от ума» Грибоедов поставил вопросы, волнующих его современников.

Г) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.

Д) Пациент обратился и прошёл лечение в хорошей клинике вовремя.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

эксп...диция    водор...сли    к...лендарь    к...шачий    пост...лить 

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 ...делать, и...бежать

пр...даное, пр...большущий

п...дпись, пр...матерь

по...солнечник, о...ключить

п...читать, пр...стирнуть

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

докраш...вать    оранж...вый    угодл...во    подпрыг...вать    встрет...в

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид...вший     блещ...шь     откуш...нный     слыш...мый     выключ...нный

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.

Неужели твой кот ни капли меня (не)боится?

Всё было по-прежнему, но в саду были (не)старые, а новые качели: их полностью скрывали разросшиеся кусты сирени.

Брат убежал, опять (не)вымыв за собой грязную посуду.

Всё шло очень хорошо, пока (не)произошёл этот дурацкий случай с потерянными деньгами.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 Мы решили пойти (ПО)ЭТОМУ переулку, ПОТОМУ(ЧТО) он тихий: здесь совсем нет транспорта.

(В)ЗАВИСИМОСТИ от ситуации общения люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ.

(НЕ)ВСЕГДА мы понимаем значение топонимов: (ЗА)ЧАСТУЮ звучащих странно для уха современного человека.

(СЕЙ)ЧАС он стремится добиться своего во ЧТО(БЫ)ТО ни стало.

Заведи будильник, (ЧТО)БЫ не проспать и встать (ПО)РАНЬШЕ.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В Товарищество Передвиж(1)ых Художестве(2)ых Выставок вошли передовые художники Москвы и Петербурга, умудрё(3)ые опытом обществе(4)ой деятельности.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

 1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства.

2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения.

3) Весь день ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым.

4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения.

5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новые книги М. Булгакова были опубликованы в 1925 году(1) в пору нэпа(2) и сразу нашлись люди(3) обвинившие его в том(4) что он не сумел разглядеть за гримасами нэпа истинного лица своего времени.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я думаю, что работа(1) может быть(2) закончена в срок и что(3) может быть(4) наша цель будет достигнута.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.

(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами. (7)Есть ряды "солидных" икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце... (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV... (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное — деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?

(27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями.

(28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) — Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? — спросил я у них, когда разговорились.

(33)—  Вертолёт на один месяц.

(34)—  Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве... (36)Один вертолёт... (37)На один месяц... (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

 (Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Главная проблема в том, что помещения музея, где хранятся иконы, слишком тесны.

2) У Русского музея нет своего вертолёта, поэтому сохранить свою коллекцию он не может.

3) Русский музей однажды организовал экспедицию на Север.

4) Одни музеи, какими бы замечательными они ни были, не в состоянии спасти культурное достояние страны: у них для этого нет возможностей.

5) Собрание икон XII—XX веков в Русском музее насчитывает 5000 произведений.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5-8 представлено описание.

2) В предложениях 10-14 содержится повествование.

3) В предложениях 16-17 представлено повествование.

4) В предложениях 20-23 содержится повествование.

5) В предложениях 38-40 представлено рассуждение.

22.Из предложений 14—15 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23.Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).

 

Список терминов:

1) парцелляция

2) контекстные синонимы

3) эпифора

4) сравнения

5) метафоры

6) разговорная лексика

7) антитеза

8) риторическое обращение

9) риторический вопрос

 

 

Вариант  2

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-нибудь закономерность в расположении великих пирамид  Египта, а если существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел , который долго жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона. (3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.

1.В каких из приведённых ниже предложений  верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения древних пирамид.

2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.

3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в расположении пирамид на землях Древнего Египта.

4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным ученым.

5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

таким образом

это

потому что

хотя

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Расположить (1 зн.) и Расположиться (1 зн.). Заняться расположением книг на полках. Место расположения отряда.

2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную к вражескому расположению.

3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое  р. фотографий в альбоме.

4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия. Проявлять особенное  р.  к  кому-л.  Сердечное,  искреннее  р. Чувствовать,  испытывать  р. Заметить  чье-л. р.

5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет расположения  читать.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропОрты       воссоздАла       жалюзИ       ободралА      откУпорит

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица и силы.

Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.

Котёнок был ИГРИВЫЙ и хорошенький: мордочка умненькая, сам пушистый.

Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.

Лицо его расправилось, разгладилось, стало похоже на МАСЛЕНЫЙ блин.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 МЕНЕЕ чёткий

икра из БАКЛАЖАНОВ

ПОМАХАЙ рукой

административные ОКРУГА

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.

Б) Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.

В) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

Г) Возвратившись из поездки по Юго-Восточной Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.

Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

гр...мада       л...ловый       выт...реть       р...птать       сг...ревший

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 пр...винтить, пр...быть

ра...положиться, бе...деятельный

пр...дъявитель, пр...дорожный

ра...сказ, бе...дарь

н...печь, ...тдать

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 расстра...ваться       жалостл...во       юрод...вый       застёг...вать       преодол...в

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

откуш...нный        атаку...мый        завис...шь        шепч...шься        обиж...нный

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он младше, но этого (не)скажешь: он уже (не)ниже старшего брата.

Это отнюдь (не)вымышленная история.

Достать кошку с дерева было трудно: на «кис-кис» она (не)реагировала.

Ваше участие в олимпиаде (не)обязательно, хотя я бы советовала вам попробовать свои силы.

Из Первой мировой войны Европа вышла покалеченной не(только) физически, но и нравственно.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 Он не знал, (ЧТО)БЫ ещё такое предпринять, (ЧТО)БЫ Марина его простила.

Стакан, (ДО)ВЕРХУ наполненный водой, нечаянно разбили, а (ПО)ТОМ долго убирали с пола осколки и вытирали воду.

Увидеть сакуру в Японии можно (ПО)ВСЮДУ, и любоваться цветущими деревцами весной можно (ПО)ВСЕМЕСТНО.

Сакура цветёт почти (ТАК)ЖЕ, как наша вишня, только цветки у неё махровые и разных цветов: от белого до (ТЁМНО)РОЗОВОГО.

Не (ЗА)ТО волка бьют, что сер, а (ЗА)ТО, что овцу съел.  

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В лавке продавали стари(1)ую посуду и кухо(2)ую утварь: серебря(3)ые столовые приборы, стекля(4)ую посуду, мед(5)ые кувшины и рукомойники.    

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

 1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса.

2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны.

3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок.

4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений.

5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.    

 

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Молоко(1) незаменимый продукт питания(2) содержит вещества(3) жизненно необходимые организму человека.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Люди, не видевшие грязевых вулканов(1) без сомнения(2) не представляют себе, как под давлением природного газа поднимается изливаемая ими грязь(3) как говорят(4) целебная.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё больше людей пользуется в России мобильным Интернетом(1) что стало уже явлением(2) которое(3) изучают специалисты.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

(1)Напомню один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве.

(2)Ты зашёл к своему сверстнику в гости. (3)На кухне сидела его старенькая бабушка. (4)Она психически больна.

(5)…сидя на кухне, она вязала носки любимому внуку. (6)Самому дорогому ей человеку!

(7)Его приход из школы — для неё тихая радость…

(8)Родным ей был карельский язык — язык малочисленного исчезающего народа. (9)Нас очень смешило, когда на непонятном наречии она тихонько молилась, а на русском пела непристойные частушки. (10)Твой друг стыдился своей бабушки. (11)Досада накапливалась.

(12)Когда вы разделись и прошли на кухню, она прервала своё рукоделие. (13)Открытая улыбка осветила ее лицо. (14)Поверх очков на внука смотрели излучающие доброту глаза. (15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.

(16)Опираясь на кухонный буфет, она тяжело поднялась с деревянной табуретки. (17)А дальше… (надо же было такому случиться!), нагнувшись за клубком, она нечаянно задела внука, который наливал себе в кружку молоко. (18)Рука качнулась, и молоко расплескалось…

(19)—Дура! — в бешенстве прокричал внук.

(20)Всё произошло так быстро: он зло схватил тяжёлый сковородник и изо всех сил бросил им в бабушку. (21)Сковородник попал по опухшей бабушкиной ноге. (22)Её полные губы задрожали, и она, что-то причитая на родном языке, придерживая больное место, с плачем опустилась на табуретку. (23)Слёзы текли по её лицу.

(24)Не помня себя, ты схватил шапку, пальто и выбежал из дома. (25)На душе было гадко. (26)Но тело успокаивало:

(27)— Бабушка не наша. (28)Нам-то что? (29)Пусть сами разбираются…

(30)Спустя много лет ты воспринял её боль как свою собственную. (31)С тех пор эти воспоминания для твоей души — открытая рана.

(Александр Костюнин «Земное притяжение»)

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Родным языком бабушки был карельский язык.

2) Внук был неизменно внимателен к своей бабушке.

3) Рассказ ведётся от лица внука, который не оправдывает своего поступка.

4) Герой повествования не пытался успокоить свою совесть.

5) Совесть не давала герою забыть об этом случае многие годы.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-7 представлено описание.

2) В предложениях 3-8 содержится повествование.

3) В предложениях 15-19 содержится повествование.

4) В предложениях 20-23 содержится повествование. 

5) В предложениях 30-31 представлено описание.

22.Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) сверстник (предложение 2)

2) бабушка (предложение 3)

3) тихая (предложение 7)

4) буфет (предложение 16)

4) сковородник (предложение 21)

23.Среди предложений 1—4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 11), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15).

 

Список терминов:

1) устойчивое выражение

2) лексический повтор

3) синтаксический параллелизм

4) метафора

5) метонимия

6) сравнение

7) эпитет

8) парцелляция

9) восклицательное предложение

Вариант  3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Когда осенью 1846 года И.И. Панаев, задумавший к тому моменту вместе с  Н.А. Некрасовым издавать журнал «Современник», обратился к Тургеневу с просьбой снабдить его каким-либо материалом для отдела «Смесь», автор, несмотря на несомненный успех в литературной деятельности, имел уже «твердое намерение вовсе оставить литературу».(2)…..Тургенев отыскал у себя для журнала «пустячок», которому ни он сам, ни редакторы не придали большого значения, и рассказ под названием «Хорь и Калиныч» был напечатан среди заметок на агрономические темы, а подзаголовок «Из записок охотника» был прибавлен уже Панаевым, чтобы сделать публику еще более снисходительной к рассказу. (3)Успех очерка превзошел все ожидания и, по словам автора, вернул его к литературе и побудил к созданию целой книги под названием «Записки охотника».

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

1) Успех рассказа «Хорь и Калиныч», ничем не примечательного с точки зрения редакторов «Современника» и самого автора, побудил Тургенева написать «Записки охотника» и отказаться от идеи «оставить литературу».

2) Несмотря на то, что редакторы «Современника» не придали рассказу Тургенева «Хорь и Калиныч» особого значения и поместили его среди агрономических заметок, успех очерка превзошел их ожидания.

3) Первый рассказ цикла «Записки охотника» был написан Тургеневым по просьбе Панаева и опубликован в отделе «Смесь» журнала «Современник».

4) Название новой книги И. С. Тургенева было предложено автору издателем Панаевым, добавившим к первому рассказу цикла подзаголовок «Из записок охотника».

5) Тургенев вернулся в литературу благодаря успеху рассказа «Хорь и Калиныч».

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

это

потому что

хотя

наверное

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-л. Строительный м. Семенной м. Перевязочный м. Приготовить м. для строительства дома.

2) Данные, сведения, источники, служащие основой для чего-л., доказательством чего-л. М. для научного доклада. Командировка за газетным материалом. М. по созданию новой марки автомобиля. Собрать материалы о первооткрывателях Сибири. // обычно мн.: материалы, -ов.

Собрание сведений, документов, предметов по какому-л. вопросу. Материалы судебного дела. Материалы археологической экспедиции. // на кого, против кого.

Собрание фактов, доказывающих виновность кого-л. в чём-л. Компрометирующий м. на преступника. Материалы на Иванова. Найти м. против него.

3) Ткань, материя. Цветной м. М. на пальто. Выбирать м. на платье. Сшить из материала юбку.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

тортЫ

положИл

докумЕнт

приручЕнный

освЕдомишься

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Услуги связи оказываются на высоком уровне: мы почти не получаем жалоб от АБОНЕМЕНТОВ.

Со смотровой площадки перед нами открылись НЕОГЛЯДНЫЕ просторы.

Сделайте глубокий ВДОХ и задержите дыхание.

ГЛИНИСТЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.

Пятый абзац допускает ДВОЙСТВЕННОЕ толкование.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 ПОЕЗЖАЙ прямо

белых ГОЛЬФ

лучшие ТРЕНЕРЫ

ТРЕМЯ ПЯТЫМИ

СЛОЖИВ полотенца

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 разг...раться

прик...снуться

хв...стун

сж...гаемый

уб...ри

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 ра...шевелиться, ра...бушеваться

пр...дъявитель, пр...дъюбилейный

бе...ропотно, бе...причинно

по...ыграть, пос...импрессионизм

и...давать, ...дача

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 оскуд...вать

шарж...вый

ландыш...вый

опасл...во

кальци...вый

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

познаком...вшийся

полож...шься

вывал...нный

пригон...шь

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Фёдор Растопчин сжёг своё подмосковное имение Вороново, чтобы оно (не)досталось французам.

Его замысел так и (не)был осуществлён.

Дмитрий не писал нам, и мы долго оставались в (не)ведении о его делах.

За лесом главы монастыря (не)были видны, но гул колокола раздавался у нас прямо над ухом.

Из-за сильного течения мы (не)смогли пристать в берегу в нужном месте.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Работая я ним БОК(О)БОК, я знал, что писать он может (БЕЗ)УСТАЛИ.

Мы успели (ВО)ВРЕМЯ прибежать домой: ЕЩЁ(БЫ) чуть-чуть, и мы вымокли до нитки.

Пушкин ответил на письмо ПО(ЗЖЕ), уже из Михайловского, где оказался (В)СЛЕДСТВИЕ печальных обстоятельств его ссылки.

(НА)ГОРИЗИНТЕ показались скалы, (НА)ВСТРЕЧУ которым шёл наш катер.

(ПО)ВИДИМОМУ, Константин Петрович опаздывал (НА)ВСТРЕЧУ: весь вид его свидетельствовал о том, что он страшно занят.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Осе(1)ими ночами земля теряет накопле(2)ое за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрас(3)ого излучения.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии.

2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар.

3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему.

4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник.

5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Ливерпуле(1) в 1910 году(2) открылась так называемая русская библиотека(3) располагавшая богатым собранием книг на русском языке.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Показателен рост числа тех(1) кто пользуется планшетами(2) количество(3) которых(4) увеличилось за год более чем на 270% .

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Принято считать(1) что(2) чем ближе текущая позиция сайта к требуемой(3) тем выше показатель эффективности сайта, а(4) если требуемая позиция достигнута, то показатель эффективности имеет максимальное значение.

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

(1)«Вдох — выдох, выдох!» (2)Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. (3)Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха». 

(4)Жизнь — это прежде всего дыхание. (5)«Душа», «дух»! (6)А умер — прежде всего — «перестал дышать». (7)Так думали исстари. (8)«Дух вон!» — это значит «умер».

(9)«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. (10)Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. (11)Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

(12)Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. (13)Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», то есть «заслоненную красоту», обогащает человека духовно.

(14)Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

(15)Я долго искал это слово — сфера. (16)Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», — но жизнь не имеет границ! (17)Это не земельный участок, огороженный забором — границами. (18)Расширять пределы жизни — не годится для выражения моей мысли по той же причине. (19)Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но все же что-то не то. (20)У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоём». (21)Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. (22)Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. (23)Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (24)Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. (25)Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... (26)А жизнь бесконечно глубока. (27)Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

(Дмитрий Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», письмо 4)

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жизнь — это прежде всего дыхание.

2) «Душно» — это понятие физической жизни человека.

3) Автор рад, что нашёл слово сфера, которое не ограничивает понятие жизни, как слова границы, пределы, горизонты. 

4) Замечать красоту сквозь заслоны мелочей — расширять сферу самой жизни.

5) Максимилиан Волошин — прекрасный поэт, после революции окончательно поселившийся в Коктебеле.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 представлено рассуждение.

2) В предложениях 4-8 представлено описание.

3) В предложениях 9-11 содержится рассуждение.

4) В предложениях 20-23 содержится рассуждение.

5) В предложениях 17-18 представлено рассуждение.

22.Из предложений  2 выпишите антонимы (антонимические пары). 

23.Среди предложений 4—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия и глагола. Напишите номер этого предложения.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Академик Д. Лихачёв занимался не только чистой наукой. Его публицистические выступления формировали взгляды и мироощущение нескольких поколений. Какие средства выразительности присущи размышлениям Д. Лихачёва, адресованным молодёжи? Конечно, они изобилуют (А)__________(например, «быть открытым» в предложении 12, «заслоны мелочей» в предложении 14, «расширять горизонты» в предложении 19). В тексте встречается(Б) _________(«душно» в предложении 9), (В)_________(«дух вон» в предложении 8). Яркий образ создаёт(Г) _________ М. Волошина («окоём» в предложении 20).

 

Список терминов:
1) метонимия
2) антонимы
3) синонимы
4) анафора
5) устойчивое сочетание
6) синтаксический параллелизм
7) неологизм
8) инверсия
9) метафора

Вариант 4

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Великий  Пьер Ферма сформулировал свою знаменитую теорему на полях «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта, причем не привел для нее никакого доказательства, ограничившись намеком, что оно есть, «но поля книги слишком узки для него». (2)Доказательство же этой теоремы было представлено научному сообществу англичанином  Эндрю Уайлсом  лишь в 1994 году, через 357 лет после того, как появилась формулировка. (3)Все эти годы

утверждение Ферма следовало считать не более чем гипотезой, …… тезис становится теоремой лишь тогда, когда существует его доказательство.

1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте? Напишите номера этих предложений.

1) Английский математик Эндрю Уайлс доказал теорему Ферма после прочтения «Арифметики» выдающегося древнегреческого математика Диофанта, на полях которой Пьер Ферма когда-то сформулировал свою теорему.

2) Строго говоря, теорема Ферма до недавнего времени являлась лишь гипотезой, так как сам Пьер Ферма, сформулировав утверждение, не привел его доказательства, а решение поставленной им задачи было найдено сравнительно недавно.

3) 357 лет теорема Ферма была лишь гипотезой, а стала теоремой в 1994 году, будучи доказанной англичанином Эндрю Уайлсом

4) Теорема Ферма, впервые сформулированная еще в 17 веке, была наконец доказана английским математиком Эндрю Уайлсом в 1994 году.

5) Теоремой можно назвать только то утверждение, для которого существует доказательство, и именно по этой причине теорему Ферма следует на данный момент считать лишь гипотезой.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

это

потому что

хотя

наверное

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СООБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором  (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Объединение народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Дружное с. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). Люди всегда жили не в одиночку, а сообществом.

2) Постоянное или временное соединение животных или растительных организмов. Особи одного вида в большинстве случаев собираются в сообщества. Муравьиное с.

3) Общество, организация, объединяющая людей с одинаковыми интересами, целями. Экономическое с. С. писателей.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

добралАсь

зАгнутый

звОнишь

снятА

клАла

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.

Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.

Летом в дачном доме оставляли ОДИНАРНЫЕ рамы.

ОДИНОКИЕ люди нередко прячутся в мире собственных фантазий.

Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 двести двадцать ВАТТ

плохие ПОВАРА

ПЛОШЕ

шесть БЛЮДЕЦ

ВЗРОСЛЫЙ шимпанзе

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
Г) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.
Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в глагольном управлении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 зач...рствевший

прик...сновение

д...легат

пл...вец

разг...реться

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 ра...хаживать, в...бодриться

пр...дыдущий, пр...подавание

бе...причинно, бе...ропотно

по...ыскать,  о...плыть

пр...обрёл, пр...кратить

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

ореш...к

корч...вать

затейл...вый

циркони...вый

преодол...вающий

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 расплат...шься

проход...шь

подстрел...нный

слыш...мый

даш...щий

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Нам (не)к кому было обратиться за помощью.

Это была (не)более чем шутка.

Согласна: это вовсе (не)красиво, но модно, понимаешь?

Я люблю молодую катошечку: её (не)нужно чистить.

В этой теории (не)окрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики устоев, казавшейся им убедительной

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ПО(ЭТОМУ) пути никто не ездит, ПОТОМУ(ЧТО) дорога здесь в аварийном состоянии.

(НА)ВСТРЕЧУ мы опоздали, хотя (ИЗ)ЗА снегопада выехали из дома на час раньше.

И(ТАК), (В)ЗАВЕРШЕНИЕ разрешите поблагодарить вас за сотрудничество.

(В)ВИДУ нестабильной политической обстановки поездку в Египет, запланированную нами (НА)СПЕХ, пришлось отложить.

(В)ДАЛИ от цивилизации ты КАК(БУДТО) осознаёшь всё несовершенство нашего современного мира.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Положение в доме Иван занимал неопределё(1)ое, поэтому он был вынужде(2) безоговороч(3)о выполнять все бесконеч(4)ые хозяйстве(5)ые поручения тётушки.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1) Импульсный радиолокатор помогает отыскивать людей под завалами и определять живых  существ по самому лёгкому и почти неуловимому движению.

2) Пожарно-спасательный мотоцикл оборудован системой спутниковой навигации стационарной и переносной радиостанциями четырьмя огнетушителями баллоном с маской для дыхания универсальным гидравлическим инструментом и аптечкой.

3) Сейчас в Юсуповском дворце в Москве проводятся музыкальные вечера и выставки  благотворительные акции и дипломатические приёмы.

4) Прекрасные интерьеры дополнялись богатым убранством: венецианскими зеркалами хрустальными люстрами старинной мебелью и коллекциями произведений искусства.

5) Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

П. В. Нащокин жил на широкую ногу(1) принимая многочисленных гостей(2) для которых устраивались(3) забавы(4) стоившие немалых денег.

17.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Отвечая на вопрос о месте пользования мобильным Интернетом, владельцы планшетов говорят(1) конечно(2) об их домашнем использовании, а(3) потом(4) об использовании на месте учёбы или работы.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств(1) через которые(2) выходят в Интернет(3) ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно(4) что произошёл переломный  момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Рунете (1) который быстро развивается(2) нужно придерживаться баланса между старым и новым(3) и(4) поэтому стремление сделать самый красивый дизайн и использовать самые модные технологии не должно заслонять удобство и простоту сервиса.

Прочитайте текст и выполните задания 20—24.

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи.

(14)По словарю Ларусса, красивое — это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза... (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Соразмерность и взаимосвязанность частей, образующих целое, не важны для постижения красоты.

2) Существуют образцы вечной красоты.

3) Красота, о которой говорит Пуанкаре, — это не только отражение гармонии материального мира, это и красота логических построений. 

4) Важны чувства, а интеллектуальное осознание красоты невозможно.

5) Внешняя красота лица достаточна, чтобы им восхищаться.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-2 содержится повествование.

2) В предложениях 4-7 содержится описание.

3) В предложениях 12-13 содержится повествование.

4) В предложениях 15-16 содержится рассуждение.

5) В предложениях 19-21 представлено рассуждение.

22.Из предложений 2—3 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару). 

23.Среди предложений 6—9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения с предлогом. Напишите номер этого предложения.

24.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Публицистическая работа академика А. Мигдала «Алгебра и гармония» — один из образцов публицистики, прославляющей красоту науки. Речь учёного убедительна и доказательна. Вместе с тем, это не сухое изложение фактов. Средства выразительности делают её живой и интересной. А. Мигдал приводит пример (А) _________(в предложении 4), он выстраивает (Б)________(«красоту духовную», «благородство», «напряжение мысли» в предложении 19), подбирает (В)__________(«радовать», «огорчаться» в предложениях 5 и 6, «конкретный», «абстрактный» в предложении 12), чтобы более контрастно и ярко передать волнующие его мысли. И, конечно, текст насыщен (Г)_________(например, «радует взор» в предложении 13, «ласкающих  чувства», «почва» в предложении 20).

 

Список терминов:
1) олицетворение
2) ряд однородных членов
3) пословица
4) синонимы
5) антонимы
6) риторический вопрос
7) восклицательное предложение
8) метафора
9) парцелляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы"(2 варианта).

Данный материал содержит два варианта теста по теме "Переходные и непереходные глаголы".Каждый вариант имеет 6 заданий разного уровня сложности - от выбора варианта ответа до заполнения небольшой табл...

Тест по русскому языку (Чередование гласных в корне, непроизносимые согласные ) 10 класс - 2 варианта

Данная работа позволить провести диагностику усвоения орфографического материала по указанным темам для подготовки к ЕГЭ...

Тест по русскому языку "Ошибки в образовании грамматических форм" - 2 варианта

Данный тест позволит провести диагностику умений учащихся при поиске типичных ошибок в образовании грамматических форм...

Тренировачный тест по русскому языку в формате ЕГЭ - 2015 вариант № 2

Приношу  извинения,  что  в  первом  варианте  были  недочёты:  задание  №2  имело  уже  выполненный  ответ,  а  в  трет...

Тест по русскому языку " Повторение курса 5-8 классов" I- II варианты

Данный тест поможет проверить знания учащихся 9 классов в начале учебного года. Особое внимание в тесте уделено правописанию причастий ,постановке знаков препинания в предложениях с обособленными член...

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе 1 вариант

Материал для проверки знаний учащихся за курс 8 класса 1 вармант...

Итоговый тест по русскому языку в 8 классе 2 вариант

Материал для проверки знаний учащихся за курс 8 класса....


 

Комментарии

Суркова Наталья Викторовна

Хороший материал, обязательно воспользуюсь!

Лесная Дина Сергеевна

Второй год готовлю выпускников к ЕГЭ. Спасибо за материал!!!