Современные подходы к написанию изложения ГИА9
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

контрольная работа дистанционного курса повышения квалификации педуниверситета "Первое сентября"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_kursy.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1.

В анкетировании приняли участие 18 учащихся 9 класса. Результаты:

  • По первому вопросу  ответ «ДА» дали 10 человек (56%).
  • На второй вопрос 60% опрошенных ответили, что труднее писать сочинение, так как при его написании нужно учитывать стили и типы речи, композиционные особенности построения текстов. При этом часть учащихся как сложность в написании изложения отметили невозможность зрительно увидеть текст, необходимость воспринимать текст на слух и обязательное выделение всех микротем текста.
  • На 3 вопрос 5 учащихся (28%) дали ответ «Не знаю»,  преобладающее число ответов - для развития памяти, что необходимо человеку в быстроменяющемся информационном пространстве.
  • Для изложения 30% выбрали бы текст о выдающихся людях, 15% - об исторических событиях, 22% - тексты о нравственном выборе человека, остальные дали ответ «Не знаю». Но при этом 60% добавили, что только не тексты о природе.
  • Однозначен ответ «Да» на 5 вопрос. Объяснение – всё та же необходимость передать все микротемы текста в данной последовательности.
  • Легче написать подробное изложение, так как нет опасности не уловить главную мысль текста. Сжать текст – значит сократить количество слов, без которых будет передан смысл каждой микротемы , а значит и всего текста.
  • Главная трудность при написании сжатого изложения – определить ключевые слова и словосочетания, исказить главную мысль текста.
  1. Задание 2.     Информация о тексте для сжатого изложения.

№ абзаца

Микротема

1.

Пожелание человеку добра –не просто выражение вежливости и показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

2.

Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство, проявить душевное уродство.

3.

Любовь и дружба – самые большие жизненные ценности.

Задание 3.

Александр Дюма и Жюль Верн открыли мне историю как живое кипение жизни, романтику и поэтику науки, а Роберт Луис Стивенсон и Артур Конан Дойл показали силу человеческого духа и ума. Став с юности моими друзьями, они, надеюсь. Надолго останутся сверстниками многих поколений.

Использованы приёмы сжатия исходного текста:

  • упрощение – составление сложного предложения из 2 смежных, повествующих об одном явлении (1 и 2 предложения объединены словом «открыли»; 3 и 4 – словом «показали»);
  • упрощение – составление сложного предложения на основе 2 и 3 абзацев;
  • исключение отдельных членов предложения (весь текст) и частей предложения с описанием (1 абзац).

Задание 4.

Ученик правильно понял смысл предлагаемой ему цитаты, дал её толкование и прокомментировал, привел 2 примера из текста и определил роль знаков препинания в тексте. Композиция работы соответствует структуре текста рассуждения.

Оценивание по критериям: С2К1-2 балла

                                                      С2К2 – 2 балла

                                                      С2К3 – 2 балла

                                                      С2К4 – 2 балла

Задание 5.      

  1. С методикой развития воссоздающего воображения я  столкнулась впервые. Однако сущность её, на мой взгляд, мне знакома со школьной скамьи. Я оканчивала школу более 30 лет назад. Учитель литературы при разборе художественных текстов часто использовал выражение «Рисуем картинку».  При проверке знания содержания  текста (чаще это была письменная работа, короткая по времени) достаточно  было не пересказывать  его содержание, а сделать подписи под воображаемыми картинками, используя слова из текста произведения. (Это мотивировало заучивать цитаты, более внимательно читать текст).    

На своих уроках литературы я часто тоже применяла такой вид работы, так как уверена, что это позволяет лучше запоминать текст, способствует формированию навыка подробного, краткого и выборочного пересказов текста.

  1. В данный момент, после знакомства с этой методикой, начала применять её в 9 классе на уроках русского языка (уроках развития речи). Этот тип задания учащиеся воспринимают с интересом. Однако сказать, что мне удалось всех  научить «включать воображение» и писать на его основе изложения, не могу. Часть учащихся всё же старается запомнить текст, а не «нарисовать» его. Видимо, это те дети, у  которых слабо развито воображение.  И потом, за короткий срок (2 месяца) говорить о каких–то результатах, думаю, ещё рано.  
  2. Основные трудности, по словам учащихся, заключаются в страхе запомнить последовательность текста (по «картинкам), но не запомнить слова и выражения, сохраняющие  авторский стиль.
  3. Текст для изложения:         БОЛОТА

Долгие века заболоченные пространства внушали людям страх, казались чем-то таинственным. Туманы, трясины, блуждающие огоньки (самовозгорание болотного газа) породили множество сказаний и легенд.
По преданиям, на болотах знахари и ведуны общались с нечистой силой. Но более вероятно, что их привлекали растения с лекарственными свойствами. Болота наравне с лесами и лугами издавна были не только природными аптеками, но и лечебницами. Тишина и уединение, бескрайние топи и дурманящий запах багульника действовали успокаивающе, целебно.
Находились и такие смельчаки, что селились в этих гибельных местах: ставили дома на островах сухой земли среди непроходимых топей и там прятались от врагов и преследования властей. Болота снабжали людей дичью, рыбой, ягодами. Войти в такие поселения или выйти из них могли только знающие люди, пользовавшиеся тайными тропами, проложенными по зыбучим топям. Неосведомленный же путник увязал в жидкой трясине.
Болот в России очень много, их можно встретить практически везде – от западных границ до Камчатки. И повсюду заболачиванию способствуют высокая влажность и неглубокое залегание грунтовых вод, характерное для высоких и умеренных широт Северного полушария.
Особенно сильно заболочена тундровая зона, где просачиванию влаги в грунт препятствует вечная мерзлота.
Среди наиболее заболоченных регионов в европейской части – Карелия. Своеобразный рельеф, созданный древними ледниками, вызвал появление болот особого типа, который получил название карельского.
Болота размещаются между холмами и соединяются друг с другом узкими торфяными «протоками», образуя сложный рисунок, напоминающий кружевную ткань.

Текст, на основе которого писалось сочинение

        (1)Зяка появился в квартире Емелиных не случайно. (2)Его подарил Наде на День рождения одноклассник Колька.

(3)Проблемы начались сразу, как только за Колькой закрылась дверь: было непонятно, где будет спать Зяка, из чего будет есть и что делать, если заболеет… (4)На ночь кролика посадили в картонную коробку из-под телевизора. (5)Но спать он не желал, поэтому встал на задние лапки и начал скрестись, пытаясь выбраться. (6) И  выбрался: прогрыз в коробке отверстие и, счастливый, оказался на свободе.

                (7)Зяку закрыли в ванной: и тише для всех, и надёжнее. (8)Он немного побушевал в темноте, но вскоре затих. (9)А на следующий день – свобода! (10)Изучая квартиру, Зяка пробирался очень осторожно, с опаской. (11)Лапки на линолеуме расползались, и это было смешно. (12)Он действительно был потешен, его хотелось гладить и тормошить, но в руки он не давался, забираясь туда, где достать его было почти невозможно: под кухонный стол, за диван и особенно часто – под кровать в спальне. (13)Правда, отлёживался Зяка недолго. (14)Когда, успокоившись, Надя переставала звать кролика и все принимались за  свои  дела, он выходил из укрытия и начинал бродить по квартире. (15)Кролик быстро подружился с котом и так же, как кот, царапал диван и грыз обои. (16)Зяку прогоняли, но он настойчиво продолжал свою работу. (17)Его прямо-таки тянуло что-нибудь погрызть или порвать.

  - (18)Надо купить клетку, – предложила Надя.

- (19)Ну уж нет, достаточно расходов на новые обои,- решил папа.- (20)Куда хотите, туда его и девайте.

        (21)В воскресенье все вместе повезли Зяку в маленький частный зоопарк.

        (22)На улице, у изгороди, несмотря на солнечный день, стояла сонная лошадь. (23)В помещении, в котором было очень душно, в нос им ударил запах, характерный для всех зоопарков. (24)Здесь жили две тощие лисицы, несколько кроликов и старый дикобраз; в коробке с опилками копошились хомячки, а в пустом аквариуме дремал тоже декоративный , но  не рыжий, как Зяка, а рябой кролик.

        (25)Симпатичная женщина в спецовке и рукавицах сказала, что денег на покупку кролика у них нет. (26)Мама объяснила, что они хотят отдать Зяку просто так.

        - (27)Тогда сажайте вашего к тому рябому,- женщина показала на аквариум. – (28)И если они уживутся…

        - (29)Мамочка, он же не рыба,- расстроилась Надя.

        - (30)Ничего страшного, временно посидит и в аквариуме.

        (31) На следующий день, когда папа пришёл с работы, в квартире было тихо и как-то пусто. (32)Никто не путался под ногами, не трепал нервы. (33)Но ещё не один день папа по привычке вскакивал с места – ему казалось, что кто-то грызёт обои. (34)Засыпал он с головной болью. (35)Но прежде всего болела душа: как там Зяка?

        (36)Дома мама с Надей его кормили, купали, потом сушили феном, расчёсывали пушистые бакенбарды и чёлочку между ушей, а там никто и за ушком не почешет. (37)И не вытерпев, папа поехал в зоопарк.

        (38) Грязный, худой и всколоченный, Зяка сидел. Забившись в угол клетки. (39)Рядом стояла миска с нетронутой едой.

        - (40)Воды даже почему-то не было, - вернувшись, рассказывал папа.

- (41)А я уже заказала большую птичью клетку,- радостно сообщила мама.- (42)Мы тоже были у Зяки и всё видели.

        (43)В понедельник у мамы был выходной. (44) Она купила на рынке пластмассовую корзину для перевозки животных. (45)В зоопарке их ждал Зяка.     (По О.Корниенко)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Направляемое чтение" при написании изложения.

Использование стратегии "направляемое чтение" при написании изложения в 6 классе. Конспект урока....

Подготовка учащихся к написанию изложения в формате ГИА

Памятка для учащихся . Написание изложения в формате ГИА....

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложения.я

Последнее время учительдолжен обращать внимание не просто на грамотное письмо, но и на содержание материала  в тексте.Учащиеся перестали обращаться, пересказывать друг другу интересные эпизоды из...

Проблема саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения.

ПАПКА СОДЕРЖИТ ДВА РАЗДЕЛА. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.Тема проектов - "Личностно-ориетированное обучение на уроках русского языка". и ...

Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения

Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, р...

Современный подход к организации и проведению родительского собрания на основе современного подхода

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению родителского собрания на основе современного подхода...