Открытый урок в 6 классе "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Описание открытого урока в 6 классе по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  русскому  языку  в  6 классе.

Тема  урока:  «Глагол»  (обобщение)

Цели:  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  теме  «Глагол».

             Продолжить  развитие  у  детей  орфографических  и  речевых  навы-

            ков,  умения  определять  морфологические  признаки  глагола  и    его  

            роль  в  тексте.

           Воспитывать  любовь  к  родному  языку  и  красоте  родной  природы.

Оборудование:  музыкальное  оформление,  карточки,  ролевые  игры.

Ход  урока:

  1.  Организационный  момент.
  2. Постановка  цели,  эмоциональный  настрой.

Звучит  быстрая  музыка.

-    Здравствуйте,  ребята!  Давайте  послушаем  музыку  и  настроимся  на  плодотворный  урок  русского  языка.  

-    Что  можно  делать  под  эту  музыку?  (танцевать,  веселиться,  плясать,  петь,  двигаться)

-    Какие  части  речи  вы  назвали?  (глаголы)

-    Сегодня  тема  нашего  урока:  «Глагол».  Цель  урока:  повторить  и  обобщить  материал  по  теме  «Глагол».

-    А  каков  же  портрет  глагола?

    Прочитайте  высказывание  А.Юрова  о  глаголе,  которое  будет  эпиграфом  к  нашему  уроку.

«Глагол – самая  огнепышущая  часть  речи,  самая  живая  и  яркая.  В  глаголе  струится  самая  свежая  артериальная  кровь  языка.  Назначение  глагола – выражать  само  действие!» - такую  характеристику  глаголу  дал  писатель.

-    Как  вы  понимаете  их  смысл?  (глагол  обозначает  движение,  без  него  невозможно  передать  события.  Невозможно  представить  будущее,  узнать  прошлое)

-    Итак,  ребята,  глагол – необыкновенная  часть  речи.  Необыкновенна  она  уже  тем,  что  обозначает  действие,  и  поэтому  глагол  обладает  огромным  потенциалом  для  выражения  бесчисленных  действий,  сопровождающих  человека  и  многообразные  аспекты  его  деятельности  (трудовой,  научной,  общественной  и  др.),  различные  явления  природы.

-  Знаете  ли  вы,  что…

По  частоте  употребления  глагол  занимает  2 место  после  имён  существи-тельных.  На  9 тысяч  слов  приходится  2,5  тысячи  глаголов.  Самыми  частыми  из  них  являются  мочь,  сказать,  говорить,  знать,  стать,  видеть,  хотеть,  пойти,  дать,  есть,  стоять,  жить,  иметь,  смотреть,  казаться,  взять,

пнимать,  сделать,  делать,  значить.

Актуализация  знаний.

Игра  «Не  прерви  цепочку»,

которая  поможет  обобщить  наши  знания.  Цепочку  начинаю  я,  задавая  вопросы,  приводя  примеры.

 (Учащиеся  отвечают  на  вопросы,  приводя  примеры).

  1.  Как  доказать,  что  слово  «ухожу»  является  глаголом?
  2. Расскажите  о  начальной  форме  глагола.  Почему  она  называется  неопределённой?
  3. Какого  вида  бывают  глаголы?
  4. Сколько  наклонений  глагола  мы  знаем?
  5. В  каком  наклонении  глаголы  могут  оканчиваться  только  на  -ИТЕ,  а  в  каком  на  -ИТЕ  и  -ЕТЕ?
  6. Расскажите,  как  определить  к  какому  спряжению  относится  глагол?
  7. Расскажите  о  переходных  и  непереходных  глаголах.
  8. Как  пишется  глагол  НЕНАВИДЕТЬ  с  НЕ?
  9. Пишется  или  нет  в  н.ф.  после  буквы  Ч – мягкий  знак?
  10.   Изменение  глагола  по  лицам  и  числам – это…
  11.   Какое  окончание  у  глагола  ЗАВИСИТ? –ИТ,  БРЕЕТ?  -ЕТ,  СТЕЛЕШЬ? –ЕШЬ.
  12.   Во  2 лице  ед.ч.  пишется  Ь?

Подведение  итогов  игры  членами  жюри.

-  Итак,  мы  повторили  важные  моменты  нашей  сегодняшней темы.  На  нашем  уроке  у  нас  будут  очень  хорошие  помощники,  которые  помогут  провести  остальную  часть  урока.  Но  сначала – разминка.

Покачайтесь,  покачайтесь,

Потянитесь,  распрямитесь,

Приседайте,  приседайте,

Пошагайте,  пошагайте.

Встаньте  на  носок,  на  пятку,

Покачайтесь-ка  вприсядку.

Глубоко  теперь  вздохните,

Сядьте  тихо,  отдохните.

Всё  в  порядок  приведите

И  работать  все  начните!

Предлагаю  учащимся  решить  орфографическую  задачу.

    На  доске  выведены  слова,  которые  нужно  разделить  с  учётом  их  правописания  на  2  группы.  Ответить  на  вопрос:  по  какому  признаку  каждую  группу,  в  свою  очередь,  можно  разделить  на  подгруппы?

Слова:  раскаиваешься,  багаж,  молодежь,  сберечь,  дач,  стеречь,  упряжь,  пастбищ,  ориентируешься.

-    А  теперь,  знакомьтесь  -   мои  помощники.

Ведущий.  В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве  жил-был  царь.  И  было  у  него  3  сына.

Старший  сын:

Епифан  был  старший  брат,

Сам  себе  он  был  не  рад.

Все  б  у  парня  получалось,

- Я  бы  сделал,  я  бы  смог,

Если  б  кто-нибудь  помог.

Средний  сын:

Брат  Тимоня  средний  был.

Тот  командовать  любил.

Только  слышно  от  него:

- То  возьми!  Подай  того!

Младший  сын:

Меньший  брат  Иваном  звался.

Тот  во  все  дела  совался.

Он  зимою  дров  наколет,

А  весной  засеет  поле.

-  Слов  на  ветер  не  бросаю,

Что  надумал- выполняю!

Ведущий.  Жили  братья,  не  тужили,  да  напал  на  то  царство-государство  враг,  Змей  девятиглавый.  Обратился  он  к  сыновьям,  чтобы  они  защи-тили  землю  Русскую  о т  врага.

Епифан.

Я  пошел  бы  воевать,

Если  б  не  любил  поспать,

Я  сразился  б  со  злодеем,

Самозванцем,  лиходеем,

Я  бы  Змея  победил,

Если  б  папка  разбудил!

Тимоня.

Эй.  Ванюшка!  Эй,  дкрак!

Снаряжайся!  В  царстве  враг!

Есть  и  спать  не  любишь  вволю –

     Т        ак  ступай  во  чисто  поле,

Заруби  дракона  злого

Аль  доставь  сюда  живого!

Иван.

Вижу:  час  настал  мой,  братцы,

В  путь-дорожку  собираться.

Я  за  землю  за  свою

Постою  в  любом  бою!

Меч  возьму  с  собой  в  подмогу…

Тимоня.

Ну,  иди,  Ванюша,  с  Богом!

Ведущий.

А  кто  вам  больше  всего  понравился  в  сказке?  Почему?  А  почему  не  понравился  Епифан  и  Тимоня?  А  ведь  братья,  ребята,  познакомили  нас  с  наклонениями  глагола.  Каким  наклонениям  глагола  соответствуют  наши  братья?

Учитель.

А  теперь  давайте  вернемся  к  теме  нашего  урока  и  вспомним,  какие  глаголы  любят  употреблять  братья.

Задание:  из  предложений  выбрать  и  записать  глаголы  в  изъявительном,  условном  и  повелительном  наклонениях

  1.  С  людьми  советуйся,  а  ума  не  теряй.
  2. Наградила  бы  я  тебя  по-царски,  да  не  послушался  ты  моего  совета
  3. Не  спеши  языком,  торопись  делом.
  4. Делом  к  Отчизне  любовь  докажи,  лучше  учись,  больше  трудись.
  5. Я  бы  в  летчики  пошел,  пусть  меня  научат.
  6. Берегит е  силы,  улучшайте  жизнь,  всегда  учитесь  и  никогда  не  падайте  духом.
  7. Я  бы  уступил  свое  место,  да  не  бывать  Марту  прежде  Февраля.

Ведущий.

Давайте,  ребята,  снова  вернемся  к  нашей  сказке

Царь-отец  рассержен  очень,

Братьев  он  зове  пред  очи:

Брат  Иван  пошел  сражаться -  вам  без  дела  грех  слоняться!

Вот  решите-ка  задачку!

Будет  худо  вам  иначе!

Епифан.

Головы  мне  не  сносить –

Надо  помощи  просить. ( Епифан  раздает  задания  классу:  карточки)

Вставьте  нужную  гласную,  выделяя  окончания  глаголов,  укажите  спряжение.

Держ…тся,  жал……т,  руб…т,  стро…т,  клее…т,  леч…т,  ве…т,  се…т,  

Стро…мся,  пиш…м,  вытр…шь,  рису…м.

Ведущий.

А  Иван-то  где,  ребята?

Ой,  Ивану  трудновато!...

Камень  на  его  дороге,

Обойдется  ль  без  подмоги?

На  слайде – «камень»,  на  нем  написаны  задания:

Из  данных  пословиц  выпишите  глаголы  в  форме  2 лица  ед.ч.  Графически  выделите  орфограмму.

Бе…  смелости  (не)  возьм…ш…  и  крепости

Днем  раньше  посе…ш… - неделей  раньше  пожн…ш…

По  твоим  делам  о  тебе  суд…т.

Глубже  вспаш…ш… - больше  хлеба  возьм…ш…

Волков  разбуд…ш… - и сам  (не)  усн…ш…

Учитель  собирает  работы,  которые  дети  выполняли  в  течение  урока  для  оценивания.

Следующее  задание.

Чем  являются   следующие  словосочетания  «сеет  как  из  сита;  льёт  как  из  ведра?

____________  баклуши

___________    в  ежовых  рукавицах

___________  из  мухи  слона

___________  в  галошу

___________  сложа  руки

___________  общий  язык

Учитель.

Ребята,  а  кто  знает,  как  заканчивается  русская  народная  сказка,  которую   сегодня  использовали  на  уроке  русского  языка?  Говорят,  в  сказке  всегда  счастливый  конец.  Добро  победило  Зло  и  в  нашей  сказке.  Так  хочется,  чтобы  так  было  всегда  и  в  жизни.

- Ребята,  я  очень  благодарна  вам  за  активную  работу  на  уроке.  Какие  вы  молодцы!  Как  много  вы  сумели  сегодня  сделать!  Я  уверена,  что,  повторив,  обобщив  и  систематизировав  изученное  по  теме  «Глагол»,  вы  успешно  справитесь  дома  с  творческой  работой.

Дом.  зад:  сочинить  сказку  о  глаголе  по  данному  началу:  «Жил-был  Глагол…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...