Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"
методическая разработка по русскому языку на тему

Бобылева Ирина Валерьевна

Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_russkoy_orfografii._doc.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бобылева Ирина Валерьевна

                                                ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»

irina_bob@mail.ru

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по профессии «Машинист на открытых горных работах»

по теме:  Принципы русской орфографии.

Цели урока: 1        ) формирование представления о принципах русской орфографии;

2)отрабатывание навыков правописания.

Задачи:        - дидактическая:                выявить уровень знания:

  • орфограмм;
  • слитного, раздельного и дефисного написания;
  • слов и частей слов;
  • выбора написания прописной или строчной буквы;
  • правильного переноса слова;

- образовательная:                научить распознавать принципы русской орфографии:

  • морфологический;
  • фонетический;
  • традиционный;

- развивающая:                развивать интерес к истории русского языка;

развивать логический и интеллектуальный уровень учащихся;

- воспитательная:                воспитывать любовь к слову и речевой культуре, используя профессиональную направленность учащихся.

Методы урока:

  • по источнику знаний (практический: заполнение таблиц, выполнение упражнений фронтально, индивидуально, по группам);
  • по характеру познавательной деятельности (репродуктивный, исследовательский, дедуктивный);
  • по месту в структуре деятельности (метод мотивации).

КМО:        опорные схемы, таблицы, карточки для индивидуальной работы, орфографические словари, словарь-справочник Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная».

Эпиграф к уроку:

«Кто приобретает знания,

но не пользуется ими,

подобен тому,

кто пашет, но не сеет».

(Народная мудрость).

Структура урока:

  1. Орг. Момент (1мин.). Проверка готовности к уроку. Слова приветствия.
  2. Словарно-орфографическая работа (3мин.)
  • Обратите внимание  на записанные на доске словарные слова:

Запись на доске:

Прибор для накопления энергии с целью                                         МЕХАНИЗМ

последующего ее использования.

Машина для превращения механической                                         ГЕНЕРАТОР

энергии в электрическую.

Внутреннее устройство прибора, машины,

аппарата, приводящее их в движение.                                        АККУМУЛЯТОР

Задание: определите, какое лексическое толкование слов подходит к данным терминам.

  • Ответы обучающихся.
  1. Подготовка обучающихся к восприятию учебного материала, т.е. актуализация знаний практических умений: чтение шуточного стихотворения об орфографии (3мин.).

  Слова преподавателя:

- Ребята, сейчас я прочту вам одно необычное стихотворение. Может быть, оно вас немного развеселит.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов-

Проклинывая все на белом свете

Я вновь бежу в нетоптанность лесов

Шуршат зверушки, выбегнув на встречу,

Приветливыми лапками маша.

Я среди тут пробуду целый вечер

Бессмертные творения пиша.

Но выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совет мне с заботливой улыбкой

Большой орфографический словарь.

  • А теперь вопрос: чтобы в нашей жизни не происходило подобных казусов, какая наука стоит на страже?
  • Обучающиеся обращаются к записанной на доске теме урока.

  1. Мотивация учебной деятельности: объявление темы, запись даты, темы.(5мин.).
  • Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему нашего урока, цель которого-усвоение основных принципов русской орфографии и отработка навыков правописания уже известных вам орфограмм.
  1. Актуализация знаний: таблица на доске.
  • Внимательно посмотрите на таблицу со знаками вопросов в верхних строках.

?

?

?

?

п_крышка

коло_ки

диск_вый

дизельн_го

п_дшипник

т_рмоза

поршн_вой

в карбюратор_

пр_кладка

сц_пление

электрич_ский

о двухтактн_м

  • Задание: запишите в верхней части таблицы значимые части слова - морферы, попутно вспоминая их графическое обозначение.
  • Обучающиеся определяют, в каких частях слова пропущены буквы, называя орфограммы.
  • Вопрос: как вы понимаете, что изучает орфография?
  • Выводы обучающихся.
  • Слово преподавателя на основе выводов обучающихся: само слово «орфография» произошло от греч. «орфос»--прямой, правильный + «графо»--пишу.

В основе русской орфографии лежит морфологический принцип, суть которого заключается в едином написании слов, несмотря на различие в произношении. Докажите на примерах. Рассмотрите карточки с опорными схемами.

  • Коллективная деятельность обучающихся (5мин.):

опорные схемы

                тормозная система                                        двигатель

вакуумная                        воздушная                        дизельный                карбюраторный

дисковая                        барабанная

                сцепление                                                коробка передач

лепестковое                        пальчиковое                        механическая                автоматическая

  • Задание: назовите в данных словах все известные вам орфограммы. Выделите суффиксы.
  • Обучающиеся определяют орфограммы, проговаривая их названия.
  • Но орфография-это не только единообразное написание слов и их значимых частей. Используя следующую таблицу, сделайте вывод о том, что изучает орфография.(7мин.).

Принципы русской орфографии

Морфологический принцип

Фонетический принцип

Традиционный принцип

единство написания в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях: безударных гласных, звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных у разных частей речи.

правописание приставок на –с(-з): беспроводной

бездорожье;

чередования в корне: (гор-/ гар-/)

горючее

угар;

(зор-/ зар-; клон-/ клан-; кос-/ кас-)

буква ы вместо и после приставок на твёрдый согласный безинерционный.

правописание жи ши:

шина

жигули:

написание ь после шипящих во 2-м лице ед.ч. глаголов:

ремонтируешь;

в наречиях:

настежь

наотмашь;

в словарных словах:

суппорт

фильтр.

  • Выводы обучающихся о существовании фонетического и традиционного написания слов.
  1. Закрепление материала, изученного на уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
  • А сейчас мы с вами закрепим полученные знания с помощью выборочно - распределительного диктанта.(10мин.). Алгоритм задания: распределить слова в таблицу по принципам орфографии:

Редуктор, ключ зажигания, датчик, шиномонтаж, трамблер, наклониться, форсунка, резьба, маховик, полуось, крестовина, касание, штуцер, конденсат, подвеска, безынжекторный, кронштейн, гараж, технический, педаль, клапан, кожух, шкворень, роликового.

  • Преподаватель фронтально опрашивает обучающихся.
  1. А теперь давайте посмотрим вглубь веков. Кто готов поделиться своими знаниями? (Заранее подготовленное сообщение учащегося об истории русской орфографии (2мин.)).

Русская орфография имеет более, чем 200-летнюю историю. После реформы русской графики, проведенной в 1708г. Указом Петра І о введении гражданского шрифта, вопросы правописания стали связываться с общими вопросами о путях развития русского литературного языка и к середине 18 в. приобрели общественное значение. Первым, кто стал специально им заниматься был В.К. Тредиаковский, провозгласивший необходимость фонетического принципа, затем вопросами правописания занимался М.В. Ломоносов (1755г.), что нашло отражение в «Российской грамматике». Но предложения этих авторов не были утверждены и не получили силу закона. Только с середины 30-х гг. 20-го века стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии с целью упорядочить наше правописание. Результатом явились «Правила русской орфографии», действующее по настоящее время и нашедшие свое отражение в орфографических словарях.

8. Очень хорошо, спасибо. Следующая наша работа будет в группах с орфографическими словарями и словарями-справочниками Д.Э. Розенталя (7мин.), алгоритм задания таков: я распределяю вас по группам:

1, 3        группы: найти в орфографическом словаре как можно больше слов, имеющих отношение к профессии «автомеханик»;

2, 4        группы: найти в словарях-справочниках написания названий автомобильных заводов, марок автомобилей, транспортных средств и сделать вывод о правописании прописной и строчной букв.

(для сильных обучающихся). Работа по группам. Записи обучающихся:

1,3        группы: спидометр, обогрев, иномарка, квалификация, гаечный, загрунтовать, воронка, канистра, капот, газовыхлопной, дегидратация, ориентир, компрессор, шестеренчатый;

2.4        группы: « Волга», « ГАЗ-69», но газик, «Москвич», «Кадиллак», «Опель», но «Варшава», трактор «Беларусь», Волжский автомобильный завод им.50-летия СССР(ВАЗ),Уральский завод тяжелого машиностроения им. С.Орджоникидзе.

10.—Какие выводы мы можем сделать, исходя из нашего урока?

— Ответы обучающихся.

— Заключительное слово преподавателя (2мин.). Орфография - богатейшая кладезь знаний, пользуясь которой вы с уверенностью можете считать себя грамотными людьми нашего общества. Спасибо за урок.

Подведение итогов и результатов урока

-комментирование оценок;

-домашнее задание: написать творческую работу (сочинение-миниатюру) на тему «Моя будущая профессия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"

В данной методической разработке  содержится обобщенный и  систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка....

Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

методическая разработка урока по истории в 6 классе "Культура русских земель в XII-XIII веках"

Учащиеся 6 класса впервые знакомятся с историей своей страны, не считая пропедевтические знания, полученные в начальной школе, необходимо побудить интерес к истории, подвести к пониманию того, что зна...

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы

В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...