Методическая разработка урока рус.яз в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка урока рус.яз в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе учителя высшей квалификационной категории Бригадиренко Ольги Владимировны 2014-2015 учебного года

Ф.И.О. учителя: Бригадиренко Ольга Владимировна

Тема урока: Буквы е, и в приставках пре­, при­ 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова

Класс, предмет: 5 , русский язык

Цели :

- содержательные:

1)формирование  представления о правописании букв  е, и в приставках пре­, при­ .

2)развитие орфографической зоркости обучающихся.

- деятельностные;

1) развитие мыслительных операций, умений осуществлять классификацию, анализ .

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.Этап мотивации.

Словарный диктант

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, вообразить, температура.

– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)

– В чём особенность всех слов в диктанте?

2.Этап актуализации

Материал для наблюдений  - учебник (упр. 158)  «Определяем основной вопрос урока».

Ученики выполняют задания, разделяя в процессе работы известное и новое, и формулируют проблемный вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

3.Этап выявления места и причины затруднения

4.Этап построения выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление

Физминутка

 Упр. 159.

Проводится наблюдение  над группами слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки.

Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 158.

Далее от каждой группы представляют результаты наблюдений. Написания (по упр. 158) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный.

Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с  выводами учеников.

Беседа на выявление понимания:

– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?

– Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.)

– Попробуйте подобрать к ним свои примеры.

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)

– От чего зависит выбор е, и в приставках пре­, при­? (От значения.)

– Сколько разновидностей значения есть у приставки при­? (Четыре.)

– А сколько у приставки пре­? (Две.)

 Составление таблицы (схемы) правила.

На зарядку, пятый класс.

Мы присядем восемь раз.

Высоко поднимем руки,

Будем жить всегда без скуки.

Повернемся  вправо, влево,

Вновь работать будем смело!

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

7.Самоконтроль

8.Включение в систему знаний и повторения

 Упр. 160 (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение определять значение приставок пре­, при­ и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется по образцу .

Разбор по составу: прибрежный, преграда.

Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/,
/бреж; преграда – преградить – перегородить
).

 Упр. 161 – развивается умение подбирать слово с изученной  орфограммой по толкованию  его лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.

3. Упр. 162 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания  и написания приставок пре­, при­, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне.

Разбирается с комментированием на примере 1­го предложения, далее выполняется самостоятельно.

Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

9.Рефлексия.

Организация беседы с классом по вопросам:

– Назовите ключевые слова урока?

(Приставка; при­, пре­; значение.)

– Сравните с ключевыми словами в конце темы (§15).

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не путать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)

Найдите «лишнее» слово.

а) придорожный; б) приморский; в) предорогой; г) предосенний.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке

– По каким критериям будете оценивать себя?

Домашнее задание.

1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).

2. Упр. 163 (работа с опорой на толковый словарь).

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...