Формирование УУД на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Притченко Наталья Николаевна

В презентации представлен практический материал , направленный на формирование УУД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_5-6.pptx133.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на уроках русского языка в 5-6 классах Притченко Наталья Николаевна Учитель русского языка МКОУ «Звонаревокутская СОШ»

Слайд 2

Универсальные учебные действия

Слайд 3

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 3

Слайд 4

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования .

Слайд 5

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания , включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

Слайд 6

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется : • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности : ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности , приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Слайд 7

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: • практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности ; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией ; • практическому освоению методов познания , используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата , регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Слайд 8

Тема урока: правописание приставок на з и с 1.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока . Чтение ключевых слов урока. Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный , звонкий согласный. Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.) Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. … дельник , …порядок, … трепенуться , …конечный, … жалобить , … чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему? Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель . Ученики работают в парах или группах, сравнивают свои результаты, формулируют проблемный вопрос урока с уточнением: какую букву согласного – з или с – писать в приставке?

Слайд 9

Решаем проблему. Открываем новые знания без б режный – бес с ильный вз д охнуть – вс п орхнуть воз р ождение – вос к лицание из б ежать – ис т олковать раз д ать – рас п устить низ в ергать – ни с ходить Проанализируйте следующий за приставками звук и установите закономерность в выборе буквы на конце приставки. (Подсказка: вспомните ключевые слова урока.) Изучение опорной схемы. формулирование правила и сверка с учебником. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель в текст, ключевые слова, текст в рифмовку, схему).

Слайд 10

Операционный этап 1.Выполнение упражнений, 2.В парах разрабатывается алгоритм написания слов с орфограммой – буквой з или с на конце приставок. 1) Выделить приставку. 2) Проверить, оканчивается ли она на з или с . 3) Установить, глухим или звонким является звук, обозначенный расположенной за ним буквой. 4) Если звук глухой, выбрать букву с ; если звук звонкий, выбрать букву з . 5) Проверить написание. отработка на основе слов (в паре) Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 6. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Слайд 11

Рефлексия – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Слайд 12

Приёмы формирования УУД Свободное письмо (личностные УУД) по проблеме урока, по высказыванию (лингвистов, писателей) По пословице. Шесть шляп мышления

Слайд 13

Создание проблемной ситуации 1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ ? 2) Голова горит. У него в руках всё горит. На воре шапка горит . Каково значение этих устойчивых выражений? Приведите пример употребления этого слова в прямом значении. Попробуйте подобрать проверочное слово. Что обнаружили? Докажите, что слова гарь, огарок нельзя считать проверочными для слова горит . Как называются такие корни?

Слайд 14

« Знаю – хочу узнать – узнал – научился» регулятивные УУД Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

Слайд 15

Составление кластера Познавательные УУД на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева « Му-му » Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне 15

Слайд 16

Дневник двойной записи познавательные, личностные , коммуникативные Ключевые слова Аргументы Делаются выписки из текста-опорные слова Почему эта мысль ,слово важно( мысли,рассуждения по поводу ключевых слов).почему я выбрал именно это.

Слайд 17

Пятистишие- личностные, познавательные 1.Герасим 2.добрый , трудолюбивый 3.заботится, любит, работает 4.не должен страдать из-за жестокости людей 5.человек

Слайд 18

Диаманта Мачеха Сварливая, злая Завидует, хочет погубить, любуется собой Зависть губит, верность спасает Помогает, не предаёт, уважает Верная, добрая Царевна И.А.Крылов «Свинья под дубом» Свинья Глупая, неблагодарная Думает только о еде, подрывает корни, вредит Невежа пользуется плодами мудрости Учит, напоминает, заставляет задуматься Мудрый, поучающий Ворон.

Слайд 19

РАФТ- личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. телеграмма от Запятой союзу И ( в 5 классе- тема Сложные и простые предложения), докладная записка от знаков препинания бессоюзному сложному предложению, диалог между гласными и согласными обращение однородных членов к знакам препинания и др.

Слайд 20

Верные -неверные утверждения познавательные УУД Тема Имя существительное(5 класс) 1.Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет 2.Имена существительные могут изменяться по родам , числам и падежам 3.В предложении существительные могут быть только подлежащими 4.Существительные разиня, засоня относятся к женскому роду 5.Существительные мертвец, покойник - неодушевлённые.

Слайд 21

проверочный лист регулятивные УУД «Краткий пересказ» 1.Названа основная мысль текста да-нет 2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет 3.Присутствует логико - смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет 4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет 5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет

Слайд 22

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?

Слайд 23

ВЗАИМООЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ) Качественная характеристика описания Шкала оценивания «!» – очень хорошо «?» – недостаточно хорошо « - » - не удалось Логичность, последовательность Образный язык (использует сравнения и эпитеты, синонимы и пр.) Использует цвет при описании Рисует картину в настоящем времени Передаёт чувства и своё отношение к тому, о чём говорит

Слайд 24

«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Средства формирования УУД на уроках русского языка (ФГОС).

Презентация. Формирование УУД на уроках русского языка (ФГОС)....

Формирование УУД на уроках русского языка

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением это...

Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»

Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»...