Имя прилагательное как часть речи
методическая разработка по русскому языку на тему

Дмитриева Елена Юрьевна

Повторительно-обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи.

ТИП УРОКА: Повторительно-обобщающий.

ПРИМЕНЯЕМАЯ ПЕДАГОГИЧЕСАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: модульная.

ВИД КОНТРОЛЯ: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить знания учащихся о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.

Закрепить ОУН после изучения основных видов орфограмм (Н и НН в суффиксах прилагательных и НЕ с именами прилагательными).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.

Развитие умений находить прилагательные в тексте и использовать их в собственных
речевых высказываниях.        

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: На примере художественного текста привить любовь к художественному слову.

Развивать коммуникативные отношения во время работы на уроке.

ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ        

УЭ -0 (1-2 минуты) Содержание и задачи урока - модуля.

После изучения темы вы будете знать:

  • морфологические признаки, синтаксическую роль полных и кратких имён
    прилагательных;
  • правила написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных;
  • условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • правописание имен прилагательных с НЕ.

В результате усвоения темы вы будете уметь:

  • находить имена прилагательные в тексте и использовать их в собственных текстах;
  • производить морфологический разбор прилагательного, определять его
    синтаксическую роль;        
  • правильно писать сложные прилагательные и НЕ с прилагательными.

УЭ - 1 (10 минут) Лингвистическая разминка.

ЦЕЛЬ: Обобщить теоретические сведения об имени прилагательном. Вспомнить
словообразование прилагательных, понятия словообразовательной цепочки и
словообразовательного гнезда.
 

1.        Расскажите своему партнеру об имени прилагательном как о
части речи по плану морфологического разбора в справочнике на странице 7 (Справочные материалы – приложение к учебнику С.И. Львовой)

Оцените ответ партнера по 5 бальной системе. Оценку поставьте в оценочный лист в графу УЭ - 1

  1. Оформите рабочую тетрадь.
  2. Найдите исходные слова для словообразовательных цепочек.

а)        ...                      + -ист ([])                      + -к(а)

б)        …                  + -ист (ый)                      + -ость ([])

Правильность выполнения упражнения проверит учитель.

Устно в парах Взаимоопрос

Самостоятельно в тетради

УЭ - 2 (15 минут) Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.        

ЦЕЛЬ: Диагностировать сформированность навыка правописания Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

1. Откройте схему № 22 на странице 19 «Справочные материалы по русскому языку». Расскажите своему партнеру о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных, пользуясь данной схемой или пособием «Русский язык в схемах и таблицах»)

2.   Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму Н и НН в суффиксах прилагательных.

ОБРАЗЕЦ: овсяный

Орли ... ый, таинстве... ый, инфекцио... ый,

кожа ... ый, урага ... ый, деревя ... ый, серебря ... ый,

телевизио ... ый, искусстве ... ый, дли ... ый.  

Проверьте по ключу № 1.

3.   Внимательно прочитайте слова в таблице. Правильно ли они внесены в неё? Спишите себе в тетрадь, исправляя ошибки.

Н

Масля(?)ое пятно

соломе(?)ая крыша

глиня(?)ый горшок

комари(?)ый укус

нн

румя(?)ое лицо

бесчисле (?)ые звезды

мыши (?)ая нора

торжестве (?)ый марш

клюкве (?)ый морс

ветре (?)ый день  ...

Проверьте по ключу № 2. Оцените работу своего товарища. Оценку поставьте в оценочный лист в графу УЭ - 2.

Устно в парах

Самостоятельно в тетради

Самопроверка

Взаимопроверка

УЭ - 3 (7 минут) Правописание сложных имен прилагательных.

ЦЕЛЬ: Закрепить навыки правописания сложных прилагательных; условия правильного выбора написания.

1.    Расскажите своему партнеру о правописании сложных прилагательных. Приведите свои примеры.

2.    Выполните упражнение 422 на странице 183 учебника. Запишите себе в тетрадь образованные вами сложные прилагательные от словосочетаний:

(Тихий океан) флот до (пятнадцать градусов) мороз

Проверьте по ключу № 3. Поставьте оценку в графу УЭ - 3.

Взаимоопрос

Самостоятельно в тетради

Самопроверка

УЭ - 4 (8 минут) Правописание НЕ с именами прилагательными.

ЦЕЛЬ: Обобщить полученные знания по данной орфограмме.

1.Расскажите своему партнеру о правописании НЕ с именами прилагательными.

2. Приготовьтесь к цифровому диктанту. Внимательно слушайте
учителя. Запишите только номера диктуемых словосочетаний
соответственно в 1 колонку со слитным написанием, а во 2
колонку с раздельным написанием.

Проверьте по ключу № 4 на доске.

Оценку поставьте в оценочный лист в графу УЭ - 4.

Самопроверка

УЭ - 5 (15 - 20 минут) Комплексное применение знаний.

ЦЕЛЬ: Обобщить знания основных изученных орфограмм, закрепить знания о
синтаксической роли полных и кратких имен прилагательных. Повторить морфологический разбор имени прилагательного.

1.   Выпишите только прилагательные с орфограммами. Графически обозначьте орфограммы.

Хорош хвойный лес зимой, и мохнатые ели высоки и стройны. Перед Новым годом отец отправился в лес за ёлкой.

Вечером в гостиную втащили (не) большую мерзлую ёлку. Её (нежно) зелёная верхушка согнулась под потолком. Дети принесли деревя (?)ые коробки с совсем (не) дорогими украшениями, достали фонарики с цветными слюдя(?)ыми окошечками, (красно) бордовую звезду. Пришлось золотить орешки, привязывать к пряникам серебря(?)ые верёвочки.

Ёлку украсили искусстве(?)ой золотой паутиной, повесили стекля(?)ые бусы. Лесная красавица засияла во всем великолепии.

Проверьте по ключу № 5. Оцените работу. Оценку поставьте в графу УЭ- 5.

  1. Возьмите карандаши. Выполните синтаксический разбор первого предложения в тексте. Работу сделайте в модуле. Приготовьтесь к устному опросу. Какова синтаксическая роль имени прилагательного?

  1. Выполните в тетради морфологический разбор
    прилагательного
    слюдяными
    Проверьте по ключу на доске.

Самостоятельно в тетради

Самопроверка

Устный опрос учителя

Самопроверка

УЭ - 6 (5 + 5 минут) Работа по развитию речи.

ЦЕЛЬ: Вырабатывать умение создавать текст по ключевым словам. Озаглавьте текст.

Используя данные словосочетания, напишите сочинение — миниатюру.

Белая равнина

Полная луна Блестящий снег Одинокий бег саней

Самостоятельно в тетради

УЭ - 7 (2 - 3 минуты) Подведение итогов урока.

УЭ -8(10-12 минут) Срез знаний. Работа с тестами.

ЦЕЛЬ: Систематизировать полученные знания по теме

1. Выполните, пожалуйста, тест № 6 в сборнике тестов на
странице 21.

Работайте по вариантам. Обязательными для выполнения являются задания № 1 - 6. Остальные задания № 7 - 9 выполните, если успеете.

  1. Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Как я работал?» - смотрите в оценочный лист.

  1. Спасибо. Вы сегодня хорошо поработали, поэтому
    домашнего задания не будет.

Самостоятельно в тестах


Дата

Фамилия, имя

УЭ - 1

Оценка

Кто поставил

УЭ - 2

УЭ – 3

УЭ – 4

УЭ – 5

УЭ – 6

УЭ – 7

Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Как я работал?»

  • Не допустил вообще ошибок
    9-10 баллов
  • Допускал ошибки
    7-8 баллов
  • Сделал много ошибок

     4 — 6 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...