Урок-практикум в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ часть С-1.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Елизарова Светлана Васильевна

Разработка урока в форме практического занятия по теме "Культура есть способ плодотворной деятельности человека /Б.Пастернак/" может быть полезна учителям, работающим в старших классах при подготовке к сочинению на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum_v_11_klasse._podgotovka_k_ege_chast_s-1.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы 2014 г.

Задание: разработка урока по общей теме «2014 год – год культуры».

Задание выполнено учителем МБОУ СОШ №130 Елизаровой С.В.

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Культура есть способ плодотворного существования человека. /Б.Пастернак/

Тип и цели урока: урок-практикум, целью которого является развитие коммуникативных и языковых компетенций учащихся. (Разработка может быть полезной учителям, готовящим учащихся к ЕГЭ по русскому языку).

Воспитательные задачи: воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам культуры в современном мире; создание условий для развития коммуникативных умений (вести беседу по теме, обсуждать проблемы культуры, отстаивать свою точку зрения).                                                                                                  Развивающие задачи: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этих выводов; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся; развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.                              Образовательные задачи: учить анализировать содержание исходного текста на основе лингвистического анализа, подготовить к написанию  домашнего сочинения.                                                                                                                                   Оборудование: раздаточный материал (тексты  для анализа; задания для групп; бланки для ответов)    мультимедийный комплекс.                                                                                                                                      Форма проведения: коллективная и индивидуальная работа; обсуждение результатов работы в группе и в классе. Состав групп (4-5 человек): лидер (ученик, способный координировать работу группы), теоретики (учащиеся, работающие над выполнением второго задания), аналитики (третье задание),  практики (четвёртое задание). 

Ход урока.

Слайд 1.

Тема урока: Культура есть способ плодотворного существования человека. /Б.Пастернак/

Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. Культура древних греков. /по словарю С.И. Ожегова/

Вступительное слово учителя. 2014 год объявлен в России годом культуры. Что есть культура? Какова её роль в формировании личности человека и развитии общества? Проблемы культуры в современном мире. Об этом пойдёт речь на уроке.

Слайд 2.

Задание группам.

1)Прочитать предложенный текст.

2)Теоретики: выделите использованные автором языковые средства, которые привлекли ваше внимание, заполните таблицу №1. Дайте свой комментарий: какую роль играют выделенные вами средства, как помогли вам понять исходный текст.

3)Аналитики: сформулируйте проблемы, которые волнуют автора, и авторскую позицию по выявленным проблемам, заполните таблицу №2.

4)Практики: выберите одну наиболее для вас интересную  проблему, прокомментируйте её, сформулируйте собственную позицию, заполните п.1-4 таблицы №3.

5)Общее задание: обсудите в группе выполненные задания; подумайте, какие аргументы можно привести в обоснование позиции, предложенной практиками; оцените работу группы в целом и личный вклад каждого из вас.

6)Подготовьте выступление от группы, в котором изложите, как в тексте, предложенном вам для работы, раскрывается тема урока, какие затронутые автором проблемные вопросы считаете наиболее актуальными и значимыми для нашего общества, изложите свою позицию, предложите свои пути решения проблем, а также поделитесь впечатлениями от работы над текстом.

Языковые средства

Яркие примеры (2-3 примера)

1. Лексический уровень /синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика/

1.

2. Изобразительно-выразительные средства

2.

3. Средства синтаксиса

3.

Анализ исходного текста. Таблица №1, заполняемая теоретиками.

Анализ исходного текста. Таблица №2, заполняемая аналитиками.

Проблематика

Авторская позиция

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Подготовка к домашнему сочинению по одной из проблем. Таблица №3, частично заполняемая практиками.

1. Вступление: проблема

 

2. Комментарий

3. Позиция автора

4. Моя позиция

5. Аргумент 1 + Иллюстрация 1

6. Аргумент 2 + Иллюстрация 2

7. Заключение: обобщение, вывод

     (1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

     (8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода — соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

     (13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности»,— был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

     (24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники — их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

       (30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику ) *Симон Львович Соловейчик (1930-1996) — советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики. 

Проблематика

Авторская позиция

1. Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?)

1. Не должны мы разделять ум и чувство. В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.

2. Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?)

2. Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

 

3. Проблема знания и нравственности.

3. Самые опасные люди образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам.

Напишите текст-рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив их своими.

7. Подтвердите или опровергните следующие тезисы.

1) Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).

2) В чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев ).

3) Годы детства — это прежде всего воспитание сердца (В. Сухомлинский).

4) Искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский).

5) Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф.Абрамов).

6) Человека создаёт его сопротивление среде (М. Горький).

7) Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости (В. Ключевский).

8) Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся (М. Лермонтов).

9) Всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их (Л. Толстой).

10) Безволие, никчёмность — родная сестра подлости (В. Сухомлинский).

Тезис

1. Труд — основа человеческой жизни.

2. Разлука с родиной — большое испытание для человека.

3. Того, кто живёт обманом, рано или поздно ожидает наказание.

4. Дети должны уважать родителей, заботиться о них.

5. Внешность человека может не соответствовать его сущности.

Постройте аргументацию, опровергающую приведённые тезисы.

1. Бесполезно искать смысл жизни.

2. Современному человеку не обязательно уметь грамотно писать.

3. Преподавание литературы в школе следует отменить.

4. Театр — умирающий вид искусства.

5. Всё своё свободное время необходимо посвящать компьютерным играм.

6. Литература XIX века давно устарела и не имеет ценности для современного человека.

7. Человек должен заботиться только о себе.

Самостоятельно подберите примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов.

1) Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдать.

2) Доводы рассудка не должны заглушать в человеке голос совести.

3) Истинная красота человека в его душе и поступках.

4) Вмешательство человека в жизнь природы может обернуться трагедией.

5) Нравственные уроки войны не должны быть забыты.

6) Смысл человеческой жизни в познании истины.

7) Герой идёт на смерть не ради почестей и посмертной славы, а ради того, чтобы жили другие люди.

8) Старшее и младшее поколения должны стремиться к взаимопониманию.

9) Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в поступках.

10) Умение видеть и ценить красоту природы — важнейшее качество духовно развитой личности.

 

Прочитайте текст Д. Лихачёва. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.

А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит, постепенно обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем...

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?

Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек — не оседлый и способен убивать оседлость в других.

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами...

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

     (1)Память — одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого...

     (2)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

     (3)Память вовсе не механична. (4)Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. (5)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.

    (6)Память противостоит уничтожающей силе времени. (7)Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (8)Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (9)Память — преодоление времени, преодоление смерти. (10)В этом величайшее нравственное значение памяти. (11) «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. <…>

    (12)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей. <…> (14)Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками.

(По Д. Лихачёву) *Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-199 ) – российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН

     (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

      (4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

     (11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье — свет, а неученье — приятный полумрак», и надменное самолюбование.

      (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

     (23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

(По И. Гонцову) *

Проблематика

Авторская позиция

1. Проблема влияния популярных артистов на подростков. (Как влияют популярные артисты и их высказывания на подростков?)

1. Популярные артисты обладают огромным влиянием на подростков, которые верят их рассказам о плохой учёбе и плохом поведении в детстве и считают, что именно так можно преуспеть в жизни; поэтому артист должен обладать особым чувством ответственности.

2. Проблема нравственной ответственности артиста перед обществом. (Что остаётся в душах людей после выступления артиста?)

2. Артист должен осознавать свою миссию деятеля культуры: искусство призвано духовно и эстетически насыщать и воспитывать людей, а не только развлекать и эпатировать; иначе артист становится покорным слугой толпы и не оставляет после себя ничего духовно ценного; безнравственно и опасно строить сценический образ на пренебрежении незыблемыми ценностями общества.

 

3. Проблема пренебрежения артистов нравственными нормами ради популярности у публики. (Стоит ли строить сценический образ на эпатаже, на пренебрежении нравственными нормами, образованностью?)

3. Сценический образ, основанный на пренебрежении социальными нормами, неуважении к образованности, похож на концертный костюм; такой образ не помогает артисту сделать публику лучше, направить людей на путь творчества, созидания.

4. Проблема назначения искусства. (Нужно ли обществу искусство, построенное на пренебрежении незыблемыми ценностями?)

4. Искусство, которое не помогает людям стать лучше, не зовёт к свету, недостойно быть частью культуры.

Работа с текстом Л.Мозгового: 1) определите проблематику,          2) сформулировать АП, 3) выявить способы и средства  выражения АП: *«+» и * «–» оценка, * ирония, * прямое выражение АП ; * через аргументы; * через модальный план текста 

    1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Филармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским центром, своеобразной «фабрикой звёзд»…2)Более неудачное сочетание слов – «фабрика звёзд» – трудно представить себе в устах председателя Комитета по культуре. 3)Ведь то, что показывает нам телевидение под этим названием, – если и фабрика, то не звёзд, а, скорее, заштампованной метеоритной пыли, которая в доли секунд исчезает в животворящей атмосфере культуры. 4)Бедная страна наша! 5)Кроме прочих неисчислимых недугов, она просто заражена «звёздной болезнью». 6)А нам нужны мастера!

     7)Понятно, что воспитание актёра, певца и музыканта требует не только неимоверного труда, способностей и терпения, но и времени. 8)Недаром даже очень среднее образование требует не менее трёх лет обучения. 9)А за полгода неокрепших молодых людей, даже подающих надежды, можно только вымуштровать, обучив немногим актёрским штампам, годным на потребу невзыскательной толпы.

     10)Если говорить словами великого поэта, то мы «сеем разумное, доброе, вечное». 11)И в школьном классе, и в нашем прекрасном зале на Фонтанке я вижу, как в глазах старшеклассников появляются пытливый блеск понимания и сопереживания, когда они слушают Достоевского, Чехова, Пушкина, Галича, Окуджаву, как глубокие мысли и чувства, высказанные на сказочно-прекрасном русском языке (трудно переводимом на другие языки), находят свой путь к их разуму и сердцу. 12)И их реплики после концерта – «клёво!» – не меньшая награда, чем громкие аплодисменты или напряжённая сознательная тишина во время выступлений. 13)Надо только сделать так, чтобы этот «птичий» подростковый сленг переплавился в их сознании в прекрасную русскую речь. 14)А что говорить о великой классической музыке, которая без слов – напрямую – воздействует на чувства людей!

     15)Это адски трудное дело – пытаться донести до зрителя (особенно молодого – ведь упустим же!) драгоценные слова и музыку наших великих предшественников, за творения которых нас уважают и любят во всём мире.

16)А шоу-бизнес в помощи государства не нуждается.

(По Л.Мозговому) *Леонид Павлович Мозговой (род. в 1941г.) – российский актёр театра и кино.

       1)Настоящее художественное произведение не может обойтись без этического напряжения. 2)Читая настоящую литературу, мы не только наслаждаемся красотой, но и невольно развиваем в себе нравственные мускулы. 3)И в этом, грубо говоря, практическая польза культуры.

       4)Но культура таит в себе свою трагедию. 5)До тех, кому она нужнее всего, до широких народных масс, она доходит медленно, слишком медленно. 6)Такое впечатление, что самая малая доза культуры создаёт в народе насыщенный раствор и всё остальное выпадает в осадок. 7)Культурой в основном пользуются культурные люди, и получается, что культура сама себя пожирает. 8)В этом её трагедия.

        9)Как её преодолеть – вот вопрос грандиозной сложности, который должно пытаться разрешить общество в целом и государство. 10)Техническое развитие человеческого ума вырвалось вперёд, оторвалось от культуры и грозит человечеству гибелью то ли от рук террористов, то ли от рук безумного диктатора, овладевшего атомным оружием. 11)То ли просто от нового варварства – вседозволенности псевдокультуры, которой народ пичкают глупые книги и СМИ и которую народ активно поглощает и потому, что она примитивная, и потому, что она поощряет низменные человеческие инстинкты. 12)Проявляя нравственную брезгливость, мы должны уже сегодня с этой псевдокультурой более беспощадно.

    13)Положение народа ещё более драматично, чем положение самой культуры. 14)Народы мира теряют нравственные нормы своих традиций, вырабатывавшиеся тысячелетиями, а настоящей общечеловеческой культуры пока почти не усваивают. 15)Не случайно терроризм принял в мире международный характер. 16)Уверен, что лихие боевики сыграли в этом свою роль. 17)Народы уходят от своей народной культуры и не приходят к общечеловеческой. 18)На вопрос: «Умеешь ли ты читать?»ш – один из героев Фолкнера отвечает: «По-печатному могу. А так нет».

      19)Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше полуграмотности.

(По Ф.Искандеру) *Фазиль Абдулович Искандер (род. в 1929 г.) – российский писатель и поэт.

Вариант №9. Прочитайте текст и выполните задания 1 3; В1 В8; С1.

     (1)«Покажите, какие поёте вы песни, и я скажу, что вас ждёт впереди», — мог бы ответить тот, к кому обратились бы за судьбой народа. (2)Для этого не нужно быть оракулом.

      (3)«...и я скажу, чем вы больны», — продолжил бы второй, не будучи врачом.

      (4)«...я увижу, во что вы веруете, чему поклоняетесь, знаете ли вы границу между добром и злом», — мог бы подхватить третий.

      (5)И тут нет преувеличения. (6)Культура народа как сумма этических и эстетических ценностей показывает в его прошлом, настоящем и будущем слишком многое. (7)Она есть мера глубины и состоятельности, прочности и талантливости народа. (8)3вук образной отзывчивости — это эхо отзывчивости сердечной. (9)Культура возникла и веками развивалась как музыкальное сопровождение человека, как постепенное и таинственное извлечение его нетелесной фигуры. (10)Человека создал труд, но если бы в нашем далёком предке не зазвучала одновременно мелодия, едва ли он пошёл бы дальше того вида, который в науке называется «человеком умелым», что равнозначно умелому зверю. (11) Подобно Туринской плащанице, в которую оборачивали снятого с распятия Христа и которая вот уже скоро две тысячи лет сохраняет его облик, культура оставляет беспристрастный оттиск нашего портрета.

(12)Для культуры, для искусства излишне добавлять, что они обязаны быть гуманистическими. (13)Негуманистической культуры не должно существовать. (14)Это значило бы, что человек сознательно решил вернуться в скотское состояние. (15)То, что называет себя иной раз культурой, что рядится в её одежды, не имея сути, бывает или самозванством, или подражательством, или проходимством. (16)Это Волк из известной народной сказки, перековавший грубый голос на тонкий, чтобы выдать себя за мать семерых козлят. (17)С тем же результатом для бедных козлят.

       (18)Искусство — это праведный и чистый голос человечества в целом и каждого народа в отдельности, духовная и эстетическая побудительная высота, осуществлённая мечта человека, ухваченное перо Жар-птицы и прометеев огонь человеческих исканий и побед. (19)Искусство является тогда, когда человеку дано преодолеть силу земного притяжения и вознестись в ту высь, где начинается творец, испытав при этом все муки и радости творца. (20)Надо, вероятно, уточнить: творец — это тот, кто создаёт гармонию и красоту, кто способствует ладу и миру в жизни; действия того, кто разрушает их под видом нового искусства, вносит в них диссонанс и аритмию, должны иметь другое обозначение.         

(По В. Распутину) *Валентин Распутин (род. в 1937 г. ) – русский писатель.

Проблематика

Авторская позиция

1. Проблема культуры народа. (Что такое культура?)  

1. Культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей.                  

2. Должна ли культура быть гуманистической?

2. Негуманистической культуры не должно существовать.         

3. (Чем подлинная культура отличается от псевдокультуры?)         

3. Подлинную культуру может создавать только творец.

4. Проблема творца. (Кого можно назвать творцом?)

4. Творец – это тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Культура народа — это сумма этических и эстетических ценностей.

2) Культура веками и тысячелетиями сохраняет и передаёт национальную специфику любого народа.

3) Негуманистическая культура тоже имеет право на существование.

4) Искусство способствует ладу и миру в жизни.

2. Какой стиль и тип речи представлены в тексте?

1) художественный стиль; описание                 2) научный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; рассуждение                4) публицистический стиль; все типы текста

3. В каком значении употреблено слово диссонанс (предложение 20)?                1) пошлость

2) негуманистическое искусство                3) негармоничное сочетание звуков                4) разлад, несогласованность

В1. Укажите способ образования слова отзывчивости (предложение 8).

В2. Из предложения 10 выпишите все местоимения.

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ждёт впереди (предложение 1).

В4. Сколько односоставных предложений (в том числе и в составе сложных) среди предложений 12 — 16?

В5. Среди предложений 15 — 20 найдите предложения с обособленными членами. Укажите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 1 — 11 найдите сложные предложения с однородным соподчинением и укажите их номера.

В7. В последнем абзаце текста найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции и лексического повтора, и укажите его номер.

В8. «Проблема, затронутая Валентином Распутиным, волнует сейчас, пожалуй, в равной мере как молодых, так и стариков — всё наше общество, занятое на рубеже столетий поисками национальной идеи. ___ (предложения 3,4) усиливает значимость поставленной проблемы. Тексту свойственны ___ (предложения 12,13,18—20), яркие ___ (например, предложение 11), ___ (предложение 17), придающие ему особую значимость и публицистический пафос».

Список терминов:         1) лексические повторы        2) анафора        3) ряды однородных членов        4) риторический вопрос

5) фразеологизм                6) парцелляция                7) синтаксический параллелизм                 8) сравнение        9) литота

Вариант № 9

В тексте В. Распутина рассматривается ряд взаимосвязанных проблем:

1) проблема культуры народа;  2) должна ли культура быть гуманистической;  3) чем подлинная культура отличается от псевдокультуры;                         4) проблема творца, кого можно так назвать?

В комментарии данных проблем можно отметить следующее.

Вопросы культуры остаются актуальными на протяжении всего существования человечества.

В настоящее время существует множество научных подходов к определению культуры — нормативный, ценностный, символический, информационно-семиотический и др.

Нелишне будет вспомнить этимологию слова «культура». Это слово произошло от латинского cultura и изначально имело значение «возделывание земли». Это значение оно не потеряло и сегодня и используется в биологических и сельскохозяйственных средах, когда говорят о «культурах» каких-либо растений или бактерий, подразумевая способы их выращивания.

Культура служит отличительной чертой, разделяющей человека и животных, использующих в своей жизнедеятельности естественные средства.

Культура не может возникнуть на пустом месте.

Позиция автора:                 1) культура народа — это сумма этических и эстетических ценностей;                 2) негуманистической культуры не должно существовать;                3) подлинную культуру может создавать только творец;

4) творец — это тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни.

Аргументируя свою позицию, вспомните, например, произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»; рассказы М. Зощенко.

В качестве иллюстрации к аргументам используйте следующие цитаты: «Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант» (В. Шукшин);  «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» (К. Паустовский); «Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником» (А. Франс).

Вариант №14. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 В8; С1.

(1)В самом понятии массовой культуры ничего плохого нет. (2)Когда бы ценностная культура овладевала массами, когда бы лучшие её образцы прошлого и настоящего становились хлебом насущным, — что могло бы быть полезней столь широкого её распространения?! (3)Ибо тогда широта способствовала бы и глубине. (4)06 этом мечтали и мечтают все творцы прекрасного — чтобы их слушали, читали, смотрели и впитывали не узкие круги, а миллионы. (5)Однако в том понятии, в каком утвердилась сейчас массовая культура, ничего общего с желаемым она не имеет.

(6)Условия культуры — эстетическое просвещение народа, возделывание его души таким образом, чтобы она оказалась способной принимать добро и красоту. (7) Из того состава, который есть в нас, с одинаковым успехом можно сделать и человека, и зверя. (8)В зависимости от того, кто возьмётся за эту работу.

(9)В 20-е годы происходило директивное, силовое вытеснение традиционного искусства новым, которое назвало себя революционным. (10)Оно и было революционным — вызывающим, чужеродным и агрессивным, не желающим делить власть с плодами той земли, на которой утвердилось, и не стесняющимся в борьбе с ними применять динамит в прямом и переносном смыслах. (11)Пользуясь революционными лозунгами, оно диктовало условия, какие хотело, свергало и насаждало, кого хотело, и хотя в условиях того времени даже и это не могло казаться естественным, но в общей раскалённой обстановке, когда всё вокруг с ног становилось на голову, когда революционному классу внушалось, что даже и хлеб он может получать из революционного духа, переворот в искусстве, пожалуй, мало кого удивил. (12)Однако при всём при этом художественный вкус народа продолжал оставаться здоровым. (13)В деревне, отпев положенную новую песню, брались за старые. (14)Слишком велика была крестьянская Россия. (15)Да и средства массового давления на человека, называющиеся почему-то средствами информации, были не те, что ныне, и не могли от начала до конца объять страну показательно-воспитательной обработкой. (16)Вспомним, что ещё совсем недавно опасным проявлением дурного тона нам представлялся городской романс. (17) А уж как пугались мы мелодрамы, расслабляющей душу пустопорожней чувствительностью! (18)Сейчас бы нам эти тревоги! (19)Сейчас, когда всё, что насильно прививалось в 20-е, привилось как бы само собой и пошло в массы, когда двигателем искусства стала реклама и конкуренция, когда дурное самым демократическим путём заступило место хорошего, когда мораль, без которой не сочинялась ни одна басня, превратилась в кукиш в кармане, а гармония вырядилась в шутовской наряд. (20)Ни Чайковский, ни Глинка, ни Свиридов не отменяются, только пусть их мелодии на основе свободного выбора посоревнуются с ритмами рокеров. (21)Каждому своё. (22)Насильно, как известно, мил не будешь.                 

(По В. Распутину) *Валентин Распутин (род. в 1937 г. ) – русский писатель.

1. В каком предложении автор пишет о предназначении культуры?                 1) 2                 2) 4                 3) 6         4) 19

2. Определите стиль и тип текста.

1) научный стиль; рассуждение                                2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль; рассуждение                4) публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования

3. В каком предложении используется фразеологический оборот?                1) 1                 2) 2                 3) 6                 4) 15

В1. Каким способом образовано слово чужеродным в предложении 10?

В2. Из предложения 20 выпишите все частицы.

В3. Из предложения 1 выпишите словосочетания с подчинительной связью управление.

В4. Сколько безличных простых предложений входит в сложное предложение 11?

В5. Среди предложений 7 — 15 найдите предложение с обособленным определением, имеющим уточняющее значение. Укажите номер этого предложения.

В6. Из скольких простых предложений состоит предложение 11?

В7. Среди предложений 2 — 8 найдите предложения, которые связаны с предыдущим при помощи парцелляции. Укажите их номера.

В8. «Острый публицистический пафос рассуждений В. Распутина о нашей культуре создаётся многими средствами выразительности, к которым, прежде всего, относятся _____(«эстетическое просвещение», «революционный класс», «художественный вкус», «средства массового давления», «показательно-воспитательная обработка» и др.),_____(предложение 18),_____ (в предложении 2 и особенно — два последних предложения текста, которые образно выражают позицию автора). Острота полемики о том, какой должна быть массовая культура, подчёркивается и синтаксическими средствами, среди которых_____ (предложение 3)».

Список терминов:

1) фразеологические обороты                2) гипербола                3) риторическое восклицание        4) сравнительные обороты

5) инверсия        6) парцелляция                7) синтаксический параллелизм        8) публицистическая лексика        9) диалектизмы

Вариант № 14

В тексте В. Распутина рассматривается проблема массовой культуры, внутри которой можно выделить ряд более мелких проблем, непосредственно связанных с основной: 1) что принято понимать под массовой культурой, какое содержание вкладывается в это понятие;                2) какова роль культуры, в том числе и массовой, в формировании человека;

3) имеет ли массовая культура право на существование.

Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что понятие «массовая культура» в разное время определялось и оценивалось по-разному. И сейчас трактовка его далеко не однозначна. Одни считают всё, что предназначено для широких масс, искусством второго сорта, ширпотребом, с которым следует бороться. Другие, наоборот, стараются поднять уровень массовой культуры до искусства.

Комментарий второй проблемы может включать размышления о том, что делает человека человеком. Воспитание в семье, обучение и воспитание в школе, самовоспитание, культурные факторы — всё это в той или иной мере влияет на становление человека.

Комментарий третьей проблемы, по сути, совпадает с комментарием первой проблемы.

Позиция автора: 1) современная массовая культура не отвечает требованиям, которые предъявляются настоящему искусству;

2) из человека можно сделать и человека, и зверя; зависит это от того, как воздействовать на человека, и роль культуры в этом огромна;                        3) массовая культура имеет право на сосуществование с классикой.

Аргументируя свою позицию, напишите о тех современных книгах, фильмах, телепередачах, которые, на ваш взгляд, не отвечают требованиям, которые предъявляются настоящему искусству, и объясните, почему. К таковым, на наш взгляд, можно отнести книги и фильмы, пропагандирующие насилие и идеализирующие преступный мир.

Приведите примеры современных произведений массовой культуры, которые могут сосуществовать с классикой.

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания: Лорд Раглан: «Культура — это приблизительно всё то, что делаем мы и чего не делают обезьяны»; Эдуар Эррио: «Культура — это то, что остаётся, когда всё остальное забыто»; Юрий Лотман: «Культура начинается с запретов»; Ф. Ницше: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом»; Фазиль Искандер: «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

Текст 59. Прочитайте текст и выполните задания 1—10.

      (1)Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

      (3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой — апокалипсис, гибель человека и самой природы.

      (4)Тем более необходимо в наше время — время высочайшего развития науки и техники — разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5)Что они представляют — культуру или антикультуру?

(6)Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

     (9)Однако такое распознавание отнюдь не просто, не элементарно. (10)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова — отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

     (12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

(По С. Залыгину) Сергей Павлович Залыгин (1913-2000) — русский советский писатель, академик РАН. 

1. В каком значении автор использует слова АНТИКУЛЬТУРА и ПСЕВДОКУЛЬТУРА?

1) Эти слова используются как синонимы и означают разрушительную деятельность в разных сферах жизни.

2) АНТИКУЛЬТУРА — возврат к старому, отжившему, а ПСЕВДОКУЛЬТУРА — новая, негативная, враждебная человеку культура.

3) ПСЕВДОКУЛЬТУРА — то, что направлено на разрушение культуры, а АНТИКУЛЬТУРА — коммерческая подделка под культуру.

4) Эти слова используются как антонимы слова АПОКАЛИПСИС.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; повествование                2) публицистический стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; описание                4) художественный стиль; повествование, описание и рассуждение

3. Какое из перечисленных слов объясняется в самом тексте?

1) универсальный                2) апокалипсис                3) усугублять                4) глобальный

4. Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

5. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

6. Среди предложений 4—11 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

7. В двух последних абзацах найдите предложения с обособленным(-и) обстоятельством(-ами). Напишите их номера в порядке возрастания.

8. В трех последних абзацах найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите его номер.

9. Среди предложений 4—8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите его номер.

10. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

1) однородные члены предложения                2) антитеза (противопоставление)                3) неполные предложения

4) синонимы                5) синтаксический параллелизм

Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Сенина Н.А. 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку в 11 классе (подготовка к ЕГЭ, Часть 3 С1.)

Урок развития речи в 11 классе "Моя шпаргалка" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку)...

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Урок позволит повторить теорию о способах компрессии текста, закрепить навыки выполнения данной работы. Работа в группах - основа эффективности занятия....

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе

Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классеЦель урока:создать условия для отработки умения сжимать текст с помощью разных приемов компрессииЗадачи:Повторить теоретические сведения по тем...

ОГЭ 9 класс Подготовка к устной части экзамена: задание 1 – чтение текста вслух

Государственная итоговая аттестация выпускников по иностранному языку(технологии подготовки) ОГЭ 9 классПодготовка к устной части экзамена: задание 1 – чтение текста вслух Устная часть...