6 класс. Урок русского языка - Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Зверева Ирина Геннадиевна

Урок русского языка по теме "Личные местоимения" (6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока29.28 КБ
Файл Презентация к уроку54.66 КБ
Microsoft Office document icon Текст к уроку38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ЗВЕРЕВА Ирина Геннадиевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема урока: «Личные местоимения».

Оборудование: 

- учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Е.А. Быстровой;

- медиапрезентация к уроку;

- раздаточный материал (текст стихотворения Б. Заходера)

Форма урока: традиционная.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями личных местоимений.

Задачи урока:

1. Предметные:

- повторить разряды местоимений

- проверить местоимения, относящиеся к разряду личных

- уметь отличать личные местоимения от других

- научиться правильно употреблять личные местоимения в речи

-

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

П1 - развитие умения извлекать необходимую информацию из текста (стихотворение Б. Заходера)

П2 - развитие умения формулировать проблему и решать её

П3 - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

П4 - развитие умения систематизировать знания

П5 - речевое развитие учащихся

б) коммуникативные УУД:

К1 - развитие  умения  работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

К2 - развитие умения слушать и понимать речь других

К3 - развитие умения вступать в диалог

К4 - развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами

в) регулятивные УУД:

Р1 - развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

Р2 - развитие умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия

Р3 - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

3. Личностные:

Л1 - развитие умения формировать  учебную мотивацию

Л2 - развитие умения формировать рефлексию

Л3 - развитие умения формировать адекватную самооценку

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время

(мин.)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы органи-зации

УД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форми-рование УУД

1.

Организаци-онный

1-2

Создание положительного эмоционального настроя

Ф

Настраивает учащихся на работу, организует оформление тетради

Оформляют рабочую тетрадь (дата, вид работы)

К2

2. Актуализа-ция знаний

5

Повторить определение местоимения как части речи и разряды местоимений

Стихотворение Б. Заходера «Песенка Винни-Пуха»

Чтение вслух (или прослушивание аудиозаписи), повторное самостоятельное чтение и анализ текста

Ф

П

И

Организует работу с текстом, беседу – обсуждение, работу в парах:

- почему Винни-Пух остался непонятым?

- как называются слова, которые не позволяют нам понять, о чем же он все-таки говорит?

- дайте определение местоимения?

- найдите местоимения;

- попробуйте определить разряды выделенных местоимений?

- какие разряды вы еще знаете?

Прослушивают текст, читают стихотворение, анализируют. Обсуждают в парах. Отвечают на поставленные вопросы.

П1

П3

К1

К2

К3

К4

Р1

3.1.

Открытие темы урока

2

Формулирова-ние темы урока, мотивирование на работу на уроке

Диалогическая проблемная беседа

Ф

П

И

Задает вопрос: «Какие местоимения указывают на лиц, которые участвуют в речевом общении, а также на тех, о ком говорится или говорилось раньше?» «О каких местоимениях сегодня пойдет речь?»

«Что уже знаете о личных местоимениях?» «Что хотите узнать?»

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока, ставят перед собой учебные задачи.

Л1

П2

К1

К2

К3

3.2.

Анализ предложенного материала

10

Знакомство с новым материалом (склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица)

§2, стр.13 (таблица «Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица»)

Диалогическая проблемная беседа, работа в парах, выведение правила – особенности изменений местоимений 1-го и 2-го лица

П

И

Организует работу в парах. Ставит проблемные вопросы:

- изменяются ли местоимения 1-го и 2-го лица по числам; по родам?

- вы и ВЫ – в чем разница? Приведите примеры;

- в чем особенность склонения местоимений 1-го и 2-го лица?

Выполняют анализ предложенного в таблице учебника материала в парах, находят ответ на проблемные вопросы. Выводят правило -  особенности изменений местоимений 1-го и 2-го лица. Записывают краткие выводы в тетрадь.

П3

К1

К2

К3

К4

Р1

Л2

3.3.

Первичное усвоение нового материала

5

Проверка осознания обучающимися нового материала

Материал презентации к уроку.

Приблизился (к кому?)

Беспокоился (о ком?)

Соревновался (с кем?)

Расстилалась (перед кем?)

Не смейся (над кем?)

Приготовить (для кого?)

Не расстраивай (кого?)

Самостоятельная работа (согласовать местоимение Я с предложенными глаголами)

И

Ф

Организует самостоятельную работу в тетрадях и у доски, задает вопрос «Что произошло с предлогами?»

Записывают словосочетания, формулируют правило правописания предлогов с местоимением Я в косвенных падежах.

П3

П4

П5

К4

3.4.

Анализ предложенного материала

10

Знакомство с новым материалом (личные местоимения 3-го лица)

§2, стр.16 (таблица «Склонение личных местоимений 3-го лица»), анализ материала упр. 13.

Диалогическая проблемная беседа

в парах, выведение правила – особенности изменений местоимений 3-го лица; особенности употреблений местоимений 3-го лица после предлогов

П

И

Организует работу с учебником.

Организует работу в парах. Ставит проблемные вопросы (упр. 12, стр. 16). Организует анализ материала упр. 13. (употребление местоимения 3-го лица с предлогом)

Анализируют данные таблицы и упр. 13. в парах, находят ответы на проблемные вопросы. Записывают краткие выводы в тетрадь.

П3

К1

К2

К3

Р2

Л2

3.5.

Первичное усвоение нового материала

5

Проверка осознания обучающимися нового материала

Материал презентации к уроку – найди и исправь ошибки.

1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

2. Я с отцом ездили на рыбалку.

3. У её пушистый хвост.

4. Отправить к ему приглашение.

Самостоятельная работа (найди и исправь ошибки)

П

И

Организует самостоятельную работу в тетрадях и взаимопроверку в парах.

Записывают исправленный вариант, проверяют друг у друга, сверяют с презентацией.

П3

П4

П5

К4

4.

Домашнее задание

1-2

Повторить и закрепить склонение личных местоимений

§2, упр. 10, 14 // составить диалог (до 10 реплик) на тему «Спорт», «Учеба», «Отдых», необходимо использовать личные местоимения

Регулятивный самоанализ

Ф

Предлагает домашнее задание на выбор по желанию учащихся (более простое и более трудное)

Учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам.

Р2

Р3

Л2

Л3

5.

Подведение итога урока

2

Проверка осознания обучающими нового материала, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Какие местоимения относятся к разряду личных?

(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).

Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Какая роль у местоимений «ты» и «вы?

(Они могут обозначать и конкретного человека и вообще любое лицо).

Рефлексия, контроль,

регулятивный самоанализ.

Ф

И

Организует регулятивные высказывания обучающихся.

Учитель делает акцент на коммуникативные навыки и универсальные действия учащихся.

Ученики высказывают свои мнения, применяя ситуацию на себя.

Ученики формулируют конечный результат своей работы на уроке.

К2

К3

Р2

Л2

6.

Рефлексия

2

Контроль и самоконтроль

Оцените себя:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял задания…

Ф

И

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Организует самооценивание.

Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своего соседа по парте, сравнивают результаты.

Л2

Л3


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс УМК под ред. Е.А. Быстровой Учитель – Зверева И.Г.

Слайд 2

*** На днях, не знаю сам зачем Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том, о сём. Я рассказал им, что, когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему! Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну», и «просто смех»! Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И все? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то, ни сё!» (Б. Заходер )

Слайд 3

*** На днях, не знаю сам зачем Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том , о сём . Я рассказал им , что , когда И почему и отчего, Сказал, откуда и куда И как, и где, и для чего ; Что было раньше, что потом, И кто кого , и что к чему , И что подумали о том , И если нет, то почему! Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «ах», то «эх», И «так сказать», и «будь здоров», И «ну и ну», и «просто смех»! Когда ж закончил я рассказ, То Кое-Кто спросил: «И все ? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то , ни сё !» (Б. Заходер )

Слайд 4

Согласовать глагол с местоимением Я Приблизился (к кому?) Беспокоился (о ком?) Соревновался (с кем?) Расстилалась (перед кем?) Не смейся (над кем?) Приготовить (для кого?) Не расстраивай (кого?)

Слайд 5

Исправь ошибки! 1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники. 2 . Я с отцом ездили на рыбалку. 3 . У её пушистый хвост. 4. Отправить к ему приглашение.

Слайд 6

Домашнее задание §2, упр. 10, 14 или составить диалог (до 10 реплик) на тему «Спорт», «Учеба», «Отдых», необходимо использовать личные местоимения

Слайд 7

Оцените себя: - сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - я выполнял задания…



Предварительный просмотр:

***

На днях, не знаю сам зачем

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!»

(Б. Заходер)

 

***

На днях, не знаю сам зачем

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!»

(Б. Заходер)

***

На днях, не знаю сам зачем

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!»

(Б. Заходер)

***

На днях, не знаю сам зачем

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!»

(Б. Заходер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

Урок русского языка «Личные местоимения с предлогами» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащих...

Открытый урок по русскому языку "Личные местоимения"

Данный урок содержит:повторение о глаголе, объяснение и закрепление нового материала....

Открытый урок по русскому языку "Личные местоимения"

Данный урок содержит:повторение о глаголе, объяснение и закрепление нового материала....

конспект и презентация к уроку русского языка "Личные местоимения"

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе "Личные метсоимения"...

Презентация к уроку русского языка "Личные местоимения" 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Личные местоимения" в 6 классе....

Разработка урока русского языка «Личные местоимения»

Цели:Обучающие: расширить знания о личных местоимениях, сформировать знания об особенностях их склоненияРазвивающие: развивать умения правильного употребления местоимений в речи,развитие творческой и ...