Творческая мастерская по картине Константина Юона «Новая планета»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Часовитина Надежда Петровна

 Юон, кажется, это самое  заветное , самое ласковое имя  художника. Его знают все , оно вошло в быт .Одним из первых он открыл красоту русских городов, провинции, так много говорящей  русскому сердцу. Показать современные подходы  к использованию живописи на уроках.Научить читать  картину  как художественное произведение.

 Тема     Творческая мастерская   по  картине   Константина Юона

             «Новая планета»

Эпиграф             Ничто не даёт такого наслаждения, как краски/И.Бунин/ .

 

                            Юон, кажется, это самое  заветное , самое ласковое имя

                            художника. Его знают все , оно вошло в быт .Одним из первых

                            он открыл красоту русских городов, провинции, так много

                            говорящей  русскому сердцу.

                                                                                Художник Н.М.Чернышёв

Задача урока. Показать современные подходы  к использованию живописи

                         на уроках.

Цели урока.

О.Научить читать  картину  как художественное произведение, адекватно авторскому  самовыражению: выявлять композицию, определять тему, основную мысль и средства выражения на полотне. Подготовить к самостоятельным  высказываниям по картине. Ввести в активный словарь искусствоведческие  понятия: колорит, контраст , символ . Цвет как средство раскрытия замысла художника.    

В.Пробудить  любовь  к прекрасному, искусством воспитывать  культуру чувств.

Р. Развитие образного мышления  и речи, обогащение   словарного запаса.

Оборудование : Картины Константина Юона, портрет и автопортрет художника .

 

Слово учителя . Бог создал мир из ничего .                Умчись высоко  в небеса,

                            Учись, художник, у него,-                 Где светит  вольная зарница,

                            И если твой талант крупица              Где вечный облачный прибой.

                            Соделай  с нею чудеса,                      Бежит по бездне голубой.

                            Взрасти безмерные леса                                        К.Бальмонт

                            И сам, как сказочная  птица,                  /поэт-символист /.

 

Группа учёных, которые прибыли на  творческую мастерскую  с сообщениями.

Литераторы. Сообщение  по книге Антуана де Сент - Экзюпери

                       «Маленький принц».  Новые планеты , на которых побывал принц.

Искусствоведы . 1.Подготовить рассказ о художнике К.Юоне.

                              2.История  создания  картины  «Новая планета»

Астрономы. Сообщение «Как появляются новые планеты»

 

Структура урока

1.     Объявление темы урока.

2.     Количество времени, отводимое на данную тему/2 часа/

3.     Цель: чему должны научиться, какими  речевыми навыками  и умениями овладеть.

4.     Связь с уроками изобразительного искусства.

5.     Конечная цель  работы по картине: составление рассказа …/ придумывают творческое задание сами учащиеся / «Если бы я был экскурсоводом …»

6.     Вступительное слово о художнике и его творениях.

7.     Рассматривание картины  и её анализ.  Работа по группам.

8.      История создания картины. Отрывки  из воспоминаний  художников, касающихся данного произведения.

 

Работа  в динамических  четвёрках .Каждая группа выбирает для себя индивидуальное задание и работает по нему 5-7 минут . Готовят выступление  по предложенным вопросам.

                         ЭВК /эмоциональное восприятие картины/

CК /сюжет картины /                                 РИС /роль изобразительных средств/

 

                            Работа в динамических четвёрках

1.Эмоциональное  отношение  к картине.

·        Что прежде всего привлекло ваше внимание?

·        Какое настроение создаётся у вас при первом взгляде   на   картину?

·        Нравится ли вам эта картина?

·        Как вы думаете, почему картина  вызывает такое настроение?

·        Какое впечатление  производит на вас картина?

·        Представьте себя на этой картине .Что вы можете увидеть вокруг?

2. Определение сюжета  картины  и способы  его выражения.

·        Композиция картины.Что поместил художник  на передний  плане картины? Что  изображено в   центре? На заднем плане?

·        Определите тему картины. Какой момент запечатлён на картине?

      Что на картине бросается в глаза? Внимательно рассмотрите

        Изображённых на картине людей.

        Как художник показал «Новую планету?»

·        Как вы думаете,  что хотел  сказать зрителям  художник?

      Сформулируйте   основную  мысль картины?

·        Символы, использованные художником.

·        Представьте себя на этой картине. Что вы можете увидеть вокруг?

3. Цвет как средство раскрытия замысла  картины

·        Роль изобразительных средств  в раскрытии замысла картины.

·        Какими красками  написана  картина? Какие цвета   преобладают

 на картине  и почему?

      Помогает ли   цветовое решение картины  почувствовать

      настроение  художника?

·        Влияет ли колорит картины  на наше настроение, наши чувства?

·        Какие  предметы, изображённые на этой картине, мы должны будем описать?   

·        Представьте себя на этой картине. Что вы можете увидеть вокруг?

4.Искусствоведческие понятия

   Замысел – заложенный в картине смысл

    Колорит – соотношение красок  в картине по тону, насыщенности света.

    Композиция – строение, соотношение  и взаимное расположение  частей;

                              расположение фигур на картине  художника.

    Контраст - сочетание противоположных  цветов, т.е. ярко отличающихся

                     друг   от друга по яркости, по теплоте.

    Микротемы – основные части текста, с помощью которых и складывается

                         содержание.

    Символ – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

    Сюжет – предмет изображения.

    Тёплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются  к красным

                и жёлтым   и напоминают  тепло, огонь. 

    Холодные оттенки – цветовой оттенок, тяготеющий  к зелёным, синим,

              фиолетовым    и связан с ощущением холода.

    Центр-середина, средняя часть  картины.

    5. Творческие задания  по картине

      1.Если бы я был экскурсоводом  /Что подчеркнул  бы в своём рассказе?

                                                                      В чём бы убедил зрителей?/

2. Напишите отзыв  в книгу посетителей с  выставки картин К.Юона.

3. Представьте себе, что вы журналист и вам поручили взять интервью  у художника данной картины.     

 

    Цвет в картине     имеет большое значение. Это самое богатое  изобразительное средство. С помощью цвета  художник создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемому, вызывает   определённое настроение.

Любой цвет в живописи  может быть  тёплым  и холодным  в зависимости  от того, к какому цвету ближе его оттенок. В зависимости от этого и настроение, которое вызывает картина бывает  радостным, светлым  или чувство грусти , тоски , печали.      

      С помощью цвета  художник помогает зрителям почувствовать объём, гладкость или шероховатость, тепло и холод, сухость и сырость. Красками художник изображает время года  и время суток, а значит, изображает  на картине течение времени. СИМВОЛ.   

Подведём итог работы по картине.

                  На картине  изображена….

                  Автор картины смог передать настроение

                  Мне картина нравится…

Мы с вами уже знаем, что картина – это своеобразный текст, ведь автор с помощью красок рассказывает  о чём-то . Как у текста, так и у картины  есть своё содержание , своя тема . основная мысль.  Тема этой картины в её названии «Новая планета». А основная мысль картины…._________________________________________

Но для того, чтобы сочинение получилось хорошим, надо определить и микротемы /солнце , люди , планета …/     

 

Сообщение астронома. «Как появляются новые планеты »

  Сегодня учёные предполагают, что Солнце  и планеты  возникли  одновременно  из межзвёздного вещества – частиц пыли  и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось , сжималось, а затем распалось  на несколько неравных сгустков . Один из них , самый большой , дал начало Солнцу.  Его вещество, продолжая  сжиматься, разогревалось. Вокруг него  образовалось вращающееся газово –пылевое облако , которое имело форму  диска. Из плотных сгустков  этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля

                                            /Учебник «Природоведение» 5 класс.стр.57/

   Что такое планета ?/от.греч «блуждающий )  -массивные небесные тела , движущиеся вокруг Солнца  по эллиптическим орбитам и светящиеся  отражённым  солнечным светом.

Расположение     планет  в направлении  от Солнца: Меркурий, Венера , Земля , Марс , Юпитер , Сатурн, Уран , Нептун , Плутон.

           Планеты земной группы :Меркурий , Венера Марс. /НИЭ. №14 .с.104./

 

                   Символический смысл картины                                     

 

 Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция, довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям. Но в  первые годы после Октябрьской революции многие художники искали « новый» изобразительный язык, адекватный эпохе. В данном случае – это язык плаката. Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений.                                                                                                                         События Октября представлены здесь в космическом масштабе. В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа.                        Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция.

«Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям».

 

n  В 1921 году Юон написал пейзаж-картину «Новая планета», где земля, озаренная грандиозными пожарами и проносящаяся в космосе, посылает лучи яркого света во Вселенную. Здесь есть ощущение огромности происходящих изменений — своего рода фантастическая утопия, своим наивно-символическим аллегоризмом типичная для искусства той эпохи. Юон радостно приветствовал это тогда смутное, но прекрасное грядущее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_yuon.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В творческой мастерской художника

Слайд 2

Константин Фёдорович Юон 1875-1958

Слайд 3

«Мартовское солнце» 1915

Слайд 4

«Троицкая лавра»

Слайд 5

«Комсомолки» 1926

Слайд 6

«Ночь на Тверском бульваре»

Слайд 7

«Купола и ласточки» 1921

Слайд 8

«У стен Новодевичьего монастыря»

Слайд 9

«Пасхальный стол » 1903

Слайд 10

«Кормление голубей на Красной площади»

Слайд 11

«Новая планета» 1921

Слайд 12

«Новая планета»

Слайд 13

Символика картины В 1921 году Юон написал пейзаж-картину «Новая планета», где земля, озаренная грандиозными пожарами и проносящаяся в космосе, посылает лучи яркого света во Вселенную. Здесь есть ощущение огромности происходящих изменений — своего рода фантастическая утопия, своим наивно-символическим аллегоризмом типичная для искусства той эпохи. Юон радостно приветствовал это тогда смутное, но прекрасное грядущее.

Слайд 14

«Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция , довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям. Но в первые годы после Октябрьской революции многие художники искали < новый > изобразительный язык, адекватный эпохе. В данном случае – это язык плаката. Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений. События Октября представлены здесь в космическом масштабе. В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа.

Слайд 15

Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция» . «Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям» .

Слайд 16

Юон –кажется , это самое заветное , самое ласковое имя художника. Его знают все , оно вошло в быт… Одним из первых он открыл красоту русских городов , провинции , так много говорящей русскому сердцу. Художник Н.М.Чернышёв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...