РП 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Барбашова Людмила Ивановна

РП 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya5-b2.docx136.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА

Методическим объединением

протокол от « »          2014 года №    

Председатель МО______________

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением  от «  »            2014  года  №    

Зам. директора_________А.Ю. Казакова

Рабочая программа на 2014   - 2015   учебный год

(РП №   )

Ступень образования  -  основное общее образование

Предмет  -  русский язык

Форма обучения  -  очная

Класс  -  5Б (1)

Программа обучения:  адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

 

Учитель  -  Барбашова Людмила Ивановна, высшая квалификационная категория 

                                             

       

                                               

                                                   

                                                     Санкт-Петербург

                                                                 2014 год

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык»  для 5 класса разработана на основе:

- закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373            «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( далее – ФГОС начального общего образования);

- письма Комитета по образованию от 10.06.2014 №03-20-2413/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) для использования в работе»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010

 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

-примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

- локальных актов Образовательного учреждения:

- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития, утвержденная приказом от 19.06.2014

№309- д;

- Учебного плана Образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;

- Положения о рабочей программе, утвержденного приказом от 19.06.2014 №309-д;

-планируемых результатов обучения по основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта (образования) по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по предмету «Русский язык»,  возрастных и психофизических особенностей детей с  задержкой психического развития.

Учебно-методический комплект, реализующий программу по предмету «Русский язык»  в 5 классе включает:

- учебник (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык: 5 класс», Просвещение, 2013 г.)

- книгу для учителя (Николина Н.А. Мишина К.И., Фёдорова В.А. «Обучение русскому языку в 5 классе», Просвещение, 2008)

- пособие для учителя (Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.)

      Целью рабочей программы является:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам,  поставленным перед общеобразовательной школой,  и учитывают специфические особенности учеников. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей,  обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,  когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку.

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязные задачи:

Познавательные задачи:

– формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

– развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

 – формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 – овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

– обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

 – воспитание обучающихся средствами данного предмета;

 – развитие их логического мышления;

 – обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 – формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

      Процесс обучения школьников с задержкой психического развития,  имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

Ввиду психологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития,   с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

        Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с задержкой психического развития. Компенсация особенностей развития достигается путем личностно — ориентированного подхода к обучению, доступности изложения материала, за счет разнообразия форм внеурочной деятельности.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

        При реализации программы  используются следующие технологии обучения: уровневая дифференциация, проблемное обучение, развивающее обучение, игровое обучение, модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,  опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты,  комплексный анализ текста,  устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.

    Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет проведения предметной недели, участия в конкурсах различного уровня, литературных вечерах.

Промежуточная аттестация проводится по предмету по итогам четверти.

     На реализацию программы по предмету «Русский язык» в 5 классе  отводится в год 238 часов.

Содержание обучения

        Реализация рабочей программы осуществляется в 5 классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 10-11 лет, уровень компетентности которых должен соответствовать требованиям к уровню знаний, умений и навыков обучающихся, окончивших 5 класс.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Содержание деятельности по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности.

 Предполагаемый      результат (личностные, метапредметные, предметные)

1.

Язык и общение.

6ч.

Роль языка в жизни общества, человека. Для чего нужен язык? Какие бывают виды общения? Язык и речь. Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Основные особенности каждого вида речевой деятельности. Основная и дополнительная, явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.

Текущий контроль,  тематический контроль.

Работа с высказыва-ниями о русском языке.

Знать: основные разделы языка, чем отличается устная речь от

письменной, приемы изучающего чтения, приемы слушания, соблюдать нормы русского речевого этикета, основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы.

Уметь: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, работать с учебником, находить нужную информацию, понимать условные знаки, принятые в учебнике, опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям.

2

Повторение изученного в начальных классах.

35ч.

Распознавание на слух звуков и букв. Произношение и правописание. Понятие о транскрипции. Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знание того, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоение опознавательных признаков орфограмм. Способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова.  Способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Фонетический разбор.

Орфографический разбор. Заполнение таблицы своими примерами.

Объяснитель-ный диктант.

Осложнённое списывание.

Выборочный диктант.

Контрольный диктант.

Сочинение по картине.

Знать: в чем заключается различие между буквой и звуком, что звуки делятся на гласные и согласные, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, определение однокоренных слов, сильные и слабые позиции согласных, определение имени прилагательного как части речи, личные местоимения, опознавать их в тексте.

Уметь: различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги и для переноса, выделять на слух звуки и называть их, находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их, подбирать проверочное слово, определять ударение в слове. Называть ударные и безударные гласные, проверять согласные, находящиеся в слабой позиции, Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы.

3

Синтаксис. Пунктуация.

46ч.

Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Пунктуация как система правил употребления  знаков препинания в  предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова. Составление словосочетаний по образцу. Предложение. Предложение как минимальное речевое высказывание.  Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Грамматическая основа предложения.

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Выписать из текста словосочетания, составить их схемы.

Творческое списывание.

Синтаксический разбор предложений.

Составление предложений по схемам.

Устное сообщение на грамматическую тему: почему члены предложения называются второстепенн-ыми?

Работа с деформированным текстом: вставить пропущенные обстоятельства.

Контрольный диктант.

Тест.

Знать: строение словосочетаний, уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний, основные способы выражения грамматической связи в словосочетаниях, уметь составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по заданной схеме, устанавливать смысловую связь по вопросам, определение предложения, определение предложений по цели высказывания, главные и второстепенные члены предложения, определение подлежащего, основные способы его выражения, уметь выделять грамматическую основу и графически обозначать ее.

Уметь: видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложении, находить грамматическую основу предложения, составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по заданной схеме, устанавливать смысловую связь по вопросам, разбирать словосочетание, отличать словосочетание от предложения, Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматические основы, характеризовать предложение по количеству грамматических основ, владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

20ч

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие,  мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Письмо и каллиграфия. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила  литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков. Порядок фонетического разбора. Звукопись как выразительное средство речи.

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Сочинение-описание.

Записать    любимые строчки из стихотворений А. С.  Пушкина.  Найти  в них    слова    с орфограммами,       указать, какие       звуки обозначают буквы

 Е, Ё, Ю, Я.

Работа           с фрагментами художественного текста.

Лексический диктант.

Подробное изложение.

Выборочный диктант.

Предупредительный    диктант.

Тест «Четвертое лишнее».

Контрольный диктант.

Знать: предмет изучения фонетики, различать гласные и согласные звуки, способы их образования, не смешивать звуки и буквы,

 что алфавит – это обозначение звуков на письме, о делении сов на слоги и для переноса, что такое фонетическая транскрипция, порядок выполнения фонетического разбора.

Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, использовать элементы упрощенной транскрипции, соблюдать орфоэпическую норму, строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера, правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, уметь пользоваться алфавитом в практической деятельности, выполнять фонетический разбор слов с данными буквами, правильно ставить ударение в слове, пользоваться орфоэпическим словарем, делить слова на слоги, владеть основными правилами произношения в современном русском литературном языке ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных, выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного звукового анализа художественного текста.

5

Лексика.

15 ч.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое  и грамматическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова. . прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет). Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Словарный диктант;

Игра: «найди лишнее»; «Кто больше?».

Работа с толковыми словарями.

Выборочный диктант.

Тест.

Контрольная работа.

Знать: что такое лексическое и грамматическое значение слова, понятие «словарный запас»,  определять значение слова с опорой на морфемное строение, назначение,  структуру, содержание словарной статьи, понятия «прямое значение»,  «переносное значение»,  «метафора», чем отличаются омонимы от многозначных слов, определение синонимов, о различении слов-синонимов по оттенкам значений,  эмоциональной окраске и стилевой неоднородности,  что такое антонимы,  их стилистическую роль, уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте,  употреблять в речи.

Уметь: пользоваться толковым словарем, выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации, различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, употреблять в речи слова с переносным значением, находить и определять роль метафоры и олицетворения в художественных текстах, находить омонимы в толковом словаре, подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, употреблять синонимы в речи, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации.

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

28 ч.

Морфемика как раздел  лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. . Окончание как формообразующая морфема. Лексическое значение слова заключено в его основе. Выделение основ. Корень. Однокоренные слова.  Чередование звуков в морфемах. Смысловое значение суффикса. Механизм образования слов с помощью суффикса. Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок. Порядок морфемного разбора слова

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Распределительный   диктант.

Сочинение   по картине.

Словарная

работа,

взаимодиктант.

Зрительный диктант.

 Творческое списывание.

Объяснительный диктант

Анализ текста. Диктант «Проверяю   себя».

Творческое списывание.

Контрольный диктант.

Тест.

Знать: основные морфемы, что такое однокоренные слова и формы одного и того же слова, способы словоизменения, определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, роль суффикса в образовании новых слов, что приставка – это значимая часть слова, служащая для образования новых слов, порядок разбора слова по составу, Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфограмм.

Уметь: определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола, выделять основу в изменяемых и неизменяемых (наречие, деепричастие, служебные части речи) словах, выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью известных суффиксов, выделять приставки в словах, определять их значения, отличать приставку от предлога, безошибочно оформлять письменную речь, уметь собирать материал к сочинению, пополняя свой словарный запас, создавать текст-описание.

7

Морфология. Орфография.

71 ч.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Текущий контроль,  тематический контроль, итоговый контроль.

Работа   в   парах,     взаимопроверка.

Написание изложения.

Предупредительный    диктант.

Объяснительный диктант.

Редактирование.

Диктант         с грамматическим заданием.

Тест.

Знать: понятия: морфология, грамматика, грамматическое  значение слова.

Уметь: опознавать самостоятельные и служебные части речи.

8

Имя существитель-ное.

26 ч.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные Род, число, падеж имени существительно-го. Порядок разбора. Склонение имен существительныхОснование деления их на три типа склонения. Падежи русского языка, их значения. Вопросы и порядок следования. Смысловые вопросы. Падежные окончания существительных Морфологические признаки существитель-ного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи.

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Анализ текста, диктант «Проверяю   себя», творческое списывание.

Проверочная работа по перфокартам,  осложненное списывание.

Словарный диктант, выборочный диктант.

Диктант         с грамматическим заданием.

Тест.

Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении, о связи категории одушевленности-неодушевленности с понятиями: живое, неживое, деление существительных на собственные и нарицательные, морфологические признаки имени существительного, о принадлежности слова к одному из трех родов, употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени.

Уметь:узнавать существительное среди других частей речи, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах, правильно писать имена существительные собственные,  определять род имени существительного, употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы, опознавать существительные в тексте, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух, применять изученные правила правописания существительных на письме, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфоэпических норм.

9

Имя прилагательное.

16 ч.

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальн-ое значение, морфологические свойства, синтаксические функции.   Полные и краткие прилагательные. Правила правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных. Графическое выделение окончания. Правило написания окончаний имен прилагательных после шипящих и ц. Морфологические признаки. Правописание прилагательных.

Текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Выборочный диктант.

Написание изложения.

Работа   в   парах,     взаимопроверка.

Диктант         с грамматическим заданием.

Тест.

Знать: морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль, суффиксы прилагательных, о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, грамматические особенности полных и кратких прилагательных, их синтаксическую роль, порядок морфологического разбора прилагательного, опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать, находя орфограммы, соблюдать орфографические, грамматические нормы при употреблении прилагательных.

Уметь: в речи употреблять прилагательные, правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяющего слова, применять правило при написании, делать вывод о написании окончания прилагательного, определять роль кратких прилагательных в предложении, выполнять разбор полного и краткого прилагательного.

10

Глагол .

28 ч.

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Правило написания не с глаголами. Нормы правильного ударения. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Способы образования видовых пар. Три времени глагола. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного времени. Спряжение глагола. Личные окончания I и II спряжения. Способ определения спряжения глагола. Правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глаголов.

Текущий контроль,

тематический контроль, итоговый контроль.

Объяснительный диктант.

Предупредительный    диктант.

Распределительный диктант.

Редактирование.

Сочинение-миниатюра на основе    учебника.

Диктант          с грамматическим заданием.

Знать: определение глагола, опознавать его в тексе, определять время глагола, правило написания не с глаголами,

 определение понятия неопределенной формы глагола, условия выбора написания –тся и –ться в глаголах, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола, способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной  форме,
морфологические признаки глагола.

Уметь: использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов, применять правило при написании, соблюдать орфоэпические нормы, различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме, употреблять в речи, выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы, Опознавать глаголы, находить орфограммы в них, применять изученные орфографические правила на письме,.соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять, начал, понял, начала, поняла, повторит. Облегчит).

11

Повторение и систематизация изученного.

17ч.

Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм. Орфография и морфология. Части речи. Части слова. Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения,  выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении.

Текущий контроль, тема-тический контроль, итоговый контроль.

Составление обобщающей таблицы.

Распределительный    диктант.    Осложненное списывание.

Заполнение таблицы своими     примерами.   Конструирование предложений.

Анализ текста.

Диктант          с грамматическим заданием.

Знать: основные понятия лингвистики, композицию сочинения-рассуждения, условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне.

Уметь: употреблять знаки завершения, разделения и выделения в простом осложненном и сложном предложении, видеть структуру предложений, употреблять изученные синтаксические конструкции в речи, Уметь определять тему, основную мысль текста, его стиль, озаглавливать текст, различать звук и букву, находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, указывать их грамматические признаки, определять синтаксическую роль в предложении, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы.

Требования к уровню подготовки обучающихся за курс русского языка V класса.

I. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

орфография:

находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

                                                  Материально-техническая база

        Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

- отдельное учебное помещение  25-30 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; помещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности;

- мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты и стулья, доска меловая,  освещение над доской, письменный стол, стул офисный, шкафы для хранения методической литературы и пособий;

- технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, колонки;

- учебно-методические пособия, включенные в УМК.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Для учащихся  

  1.   Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс /А.Б. Малюшкин – М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Говори правильно. Словарик ударений. Издат. дом ЛИТЕРА, Санкт-Петербург, 2004
  3. О.Д.Ушакова. Этимологический словарик школьника. Издат. Дом ЛИТЕРА, Санкт-Петербург, 2005
  4. О.Д.Ушакова. Лексический разбор слова. Словарик школьника. Издат. Дом ЛИТЕРА, Санкт-Петербург, 2005
  5. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991

 

Для учителя

Основная литература

1. Русский язык V класс. Учебник для общеоьразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2010.

Дополнительная литература для учителя:

1. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. практичкская методика русского языка: 5кл.: Кн.  для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.

2. Русский язык V класс. Поурочные разработки по русскому языку. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Е.А.Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.:Просвещение, 2000.

4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе : Кн.  для учителя. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003.

5. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку : 5-ый кл.: К учебнику «Русский язык» под редакцией Ладыженской и др. – 29-е изд. М.: Просвещение, 2002.

6. Русский язык 5 класс. Тематические тесты по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. / Л.И.Мальцева – Ростов-на-Дону, М.: НИИ школьных технологий, 2012.

7. Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 5кл. /Под общей редакцией Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 Мультимедийные пособия.

1. Современная школа. Уроки русского языка V-VI классы. (Захарова Т.А., Левина О.В. и др. Изд. ПЛАНЕТА, М.: 2010)

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


                                       Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

          5 класс

Количество часов в неделю: 7 часов

I четверть — 63 часа

II четверть — 49 часов

III четверть — 70 часов

IV четверть — 56 часов

Количество часов в год: 238 часов

урока

Тема урока

Виды

деятельности

Домашнее

задание

№ учебной

недели

Фактичес

кая

дата

проведе

ния

урока*

Раздел 1.Язык и общение 6ч.

1

Язык и человек

Общение устное и

письменное

Устное высказывание: когда и как служит нам язык.

п.1,2

 упр.2

1

2

Читаем учебник

Устное высказывание: когда и как служит нам язык.

п.3

Написать памятку для чтения

1

3

Слушаем на уроке

Упр. 11 (воспроизвести услышанное и

добавить отсутству-

ющую часть)

п.4

написать памятку для

слушания

1

4

Р.р 1..Стили речи

Карточки из «Дидактического материала» №9, 10, 11. Определить стиль речи данных текстов.

п.5

упр.18

1

5-6

Стартовый

 контрольный диктант

 по тексту и его анализ

Диктант (возможно с грамматическими заданиями)

Не задано

1,1

Раздел 2.Повторение изученного в начальных классах 35ч.

7

Звуки и буквы.

Произношение и правописа-

ние.

Фонетический

 разбор

п.6

упр.21

1

8

Орфограмма

Осложненное

 списывание: распреде-

лить слова в 2 столбика (с опознавательным признаком

безударной

гласной и гласной

 после шипящей

 и Ц)

п.7

упр.28

2

9-10

Правописание проверяемых безударных гласных в корне

 слова

Словарный

 диктант

п.8

упр.30, 35

2,2

11

Правописание непроверяемых безударных гласных

 в корне

Распределительный диктант

п.8

упр.38

2

12 - 13

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Объяснительный

диктант

Списывание

п.9

упр.42,46

2,2

14

Правописание

 непроизносимых согласных в корне слова

Тест

п.10

упр.47

2

15

Буквы и, у, а после

 шипящих

Осложненное

 списывание

п.11

упр.51

3

16

Разделительные Ъ и Ь

Распределительный диктант

п.12

упр.58

3

17

Раздельное написание

 предлогов с другими словами

«Четвертое лишнее»

(найти слова без

приставки)

п.13

упр.60

3

18

Р.р. 2   

Текст

Озаглавить тексты, разделить на

 абзацы

п.14

упр.68

3

19-20

Р.р. 3-4

  Обучающее

 изложение  

Изложение

Не задано

3,3

21

Части речи

Индивидуальная

 работа по карточкам

Подбор наречий

 к глаголам

п.15

упр.73

3

22

Наречие

(начальное представление)

Индивидуальная

работа по карточкам

Подбор наречий

 к глаголам

п.15

упр.75(только задания)

4

23

Р.р.5.

 Учимся пересказывать. Употребление наречий в речи

Игра «Я пересказываю, ты слушаешь» (упр.70)

п.15

упр.76

4

24

Глагол

Устное высказывание

п.16

упр.81

4

25

-Тся и -ться в глаголах

Индивидуальная работа по карточкам

п.17

упр.85

4

26

Р.р. 6.Тема текста.

 Анализ теста «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Редактирование и

 запись исправленного текста

п.18

упр.86

4

27

Личные окончания

глаголов.

Распределительный диктант

п.19

упр.89

4

28

Не с глаголами

Предупредительный диктант

Упр.92

4

29

Имя существительное.

Взаимодиктант

Индивидуальная

работа по карточкам.

Словарный диктант, осложненное списывание

п.20

упр.96

5

30-

31

Буквы Е - И в окончаниях существительных. Ь после шипящих на конце существительных.

Взаимодикт.

Индивидуальная

работа по карточкам.

Словарный диктант, осложненное списывание

п.20

упр.98,101

5,5

32-33

Контрольный тест

и его анализ. Работа над пробелами

в знаниях

Тест

Не задано

Индивид.

задание

5,5

34-35

Имя прилагательное

Взаимодиктант

п.21

упр.108

5,5

36-37

Р.р.7-8

 Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

Написать сочинение

Упр.109

6,6

38

Местоимение

Словарный диктант, осложненное

списывание

п.22

упр.113

6

39

Р.р. 9  

 Основная мысль текста

 «Памятный день»

Сочинение «Летние радости»

п.23

упр.118

6

40

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение

 изученного в начальных

классах»

Диктант с дополнительными заданиями.

Не задано

6

41

Анализ диктанта

Объяснительный

 диктант

Индивид.

задание

6

Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. 46ч.

42-43

Синтаксис. 

Пунктуация

Разбить текст на предложения, на

абзацы, поставить

знаки препинания

 в конце предложения. Рассуждение

на тему» Зачем нужны

 знаки препинания?»

 (в целях подготовки к ГИА)

п.25

упр.123,125

6,7

44

Словосочетание. Строение словосочетаний.

Выделить из текста словосочетания, составить их схемы.

п.26

упр.130

7

45

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Замена словосочетаний одной конструкции на другую

п.26

упр.134

7

46-47

Виды словосочетаний.

Разбор словосочетания

Тест

Контрольный

 словарный диктант №1

п.27

упр.140

7,7

48

Предложение.

 Грамматическая основа.

Анализ словарного диктанта

Записать отрывок из любимого

 стихотворения,

расставить логические ударения в тексте, выразительно

 прочитать.

п.28

упр.141

7

49-50

Р.р. 10-11.

Сжатое изложение «Старый

 пень»

Изложение

Упр.144

7,8

51

Виды предложений  по цели высказывания

Устный аргументированный

ответ на вопрос.

п.29

упр.147

8

52

Восклицательные предложе-

ния

Чтение предложений, расстановка

 логических ударений,

 пауз.

п.30

упр.153

8

53-54

Р.р. 12-13

 Сочинение «Памятный день» Контрольное сочинение №1

 

Написать сочинение

Упр.157

8,8

55

Члены предложения. Главные члены предложения.

 Подлежащее

Составить несколько предложений со

словом брат так, чтобы оно было в роли

подлежащего (1.Что

 делал брат? 2. Каков

 брат? 3. Кто он такой?)

п.31,32

упр.161

8

56-57

Сказуемое.

Анализ сочинения

Описать объект

 с помощью глаголов

п.33

упр.164

8

58

Тире между подлежащим и сказуемым

Взаимодиктант

п.34

упр.172

9

59

Нераспространённые и распространённые предложе-

ния. Второстепенные члены предложения

Взаимопроверка

п.35

упр.177

9

60-61

Второстепенные члены предложения.

 Дополнение

Работа по карточкам: распространить предложения дополнениями.

п.36,37

упр.180

9,9

62

Определение

Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения.

п.38

упр.186

9

63

Обстоятельство.

Работа по карточкам: вставить в предложе-

ния пропущенные

 слова, определить их синтаксическую

 функцию

п.39

упр.192

9

64

Главные и второстепенные

 члены предложения

Работа по разноуров-

невым карточкам

п.40

упр.200

9

65-67

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Дополнить предложе-

ния однородными

 членами, составить

схемы предложений. Диктант «Проверяю

себя»

п.40,41

упр.207,212

10,10

68

Обобщающие слова при однородных членах

 предложения

Графический диктант

п.41

упр.210

10

69-70

Предложения с обращениями

 

Из текста басен

Крылова выписать 3 предложения с обращениями.

п.42

упр.216

10,10

71

Р.р. 14. 

Письмо

Написать письмо Деду Морозу

п.43

упр.225

10

72

Синтаксический разбор

 простого предложения

Индивидуальная

 работа по карточкам

п.44

упр.228

10

73-74

Р.р.15-16

 Основная мысль

высказывания. Описание

 картины Ф. П. Решетникова

 «Опять двойка»

Написать сочинение

Не задано

11,11

75

Пунктуационный разбор

 простого предложения

Индивидуальная

 работа по карточкам

п.45

упр.230

11

76-77

Простые и сложные

 предложения.

Анализ сочинений

Тест

п.46

упр.232,238

11,11

78

Синтаксический разбор

 сложного предложения

Полная синтаксическая характеристика предложений

п.47

упр.244

11

79-80

Прямая речь.

Из высказывания

 сделать предложение

 с прямой речью (1в – прямая речь перед

словами автора; 2в – прямая речь после

слов автора)

п.48

упр.247,250

11,12

81

Прямая и косвенная речь

Графический диктант

п.48

упр.248

12

82-83

Диалог

Составление диалогов

п.49

упр.253

12,12

84

Закрепление изученного

 по теме «Синтаксис и

пунктуация»

Комплексный анализ текста, словарный

диктант по разделу.

упр.258

12

85

Контрольный диктант №2

 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Диктант с грамматическими заданиями

Не задано

12

86

Контрольный тест

Тест

Индивид.

задание

12

87

Р.р.17. Выборочное

 изложение

Изложение

Индивидуальная

работа

Не задано

13

Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

88

Фонетика. Гласные звуки

Аргументированный

ответ на вопросы.

Фонетическая  характеристика глас-

ных звуков, работа над произношением.

п.50,51

упр.264

13

89

Согласные звуки

Анализ диктанта

Проговаривание скороговорок

п.52

упр.270

13

90

Изменение звуков в потоке

 речи

Устное высказывание «Почему, как правило, люди говорят с акцен-

том на иностранном языке?»

п.53

упр.275

13

91

Согласные твёрдые и мягкие

Характеристика звуков

п.54

упр.280

13

92

Р.р.  18

Повествование

Анализ текста

Индивид.

задание

13

93

Согласные звонкие и глухие

Словарный диктант

п.56

упр.285

13

94

Графика. Алфавит

Пользуясь учебником литературы, записать в алфавитном порядке фамилии писателей и поэтов, чье творчество изучается в 5 классе.

п.57,58

упр.289

14

95-96

Р.р. 19-20

 Описание предмета  

Сочинение

п.59

упр.302

14,14

97-98

Обозначение мягкости

согласных с помощью ь

Словарный диктант

п.60

упр.304,306

14,14

99-100

Двойная роль букв е,ё,ю,я.

Контрольный словарный

диктант №2

Распределительный диктант.

Записать любимые

строчки стихотворения, найти в них слова с данными буквами, проанализировать их.

п.61

упр.311,313

14,14

101

Орфоэпия.  Слог. Ударение.

 Анализ словарного диктанта

Аргументированный

 ответ на вопрос: «Как научиться правильно говорить?»

п.62

упр.316

15

102

Фонетический разбор слова

Самостоятельная

работа по разбору слов. Работа с фрагментами художественного

 текста

п.63

упр.320

15

103-104

Повторение и систематизация изученного по разделу

 «Фонетика»

Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой

Тест .№1

упр.322

15,15

105-106

Контрольный диктант №3

 по разделу «Фонетика.

 Графика. Орфография» и его анализ

Диктант с заданиями

Не задано

15,15

107

Р.р. 21 

Устное описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Устное описание

предметов

Упр.323

15

Раздел 5. Лексика 15 ч.

108

Слово и его лексическое

значение

Из толкового словаря выписать 5 слов и формулировку их

 значений. Составить

 со словами предло-

жения

Определить слова по толкованию их лексического значения, проверить себя по толковому словарю

п.64

упр.326

16

109

Словари.

Из толкового словаря выписать 5 слов и формулировку их

 значений. Составить

со словами предложе-

ния

Определить слова по толкованию их лексического значения, проверить себя по толковому словарю

п.64

упр.328

16

110

Однозначные и многозначные слова

Творческий диктант. Вставить в предложе-

ние нужные по смыслу слова.

п.65

упр.338

16

111

Прямое и переносное

значение слова

Отгадать загадки, созданные с помощью метафоры, найти

 метафоры и олицетво-

рения в стихотворени-

ях И.Бунина,

С.Есенина. (упр.339)

п.66

упр.347

16

112

Омонимы

Указать омонимы

 в тексе-каламбуре, определить значения

п.67

упр.354

16

113-114

Синонимы.

Распределить

 синонимы по

графам в таблице: нейтральное слово. Книжные слова, разговорные слова.

Написать сочинение-миниатюру на тему

 «Моя мечта», использовать синонимические

 ряды.

п.68

упр.360,367

16,16

115-116

Р.р.  

22-23

 Сочинение по картине                 И. Э. Грабаря

«Февральская лазурь»

Сочинение

Дописать сочинение

17,17

117

Антонимы

Привести примеры пословиц, найти

антонимы, ответить на вопрос: «Почему

народная мудрость

 часто выражается противоположными по смыслу словами?»

п.69

упр.371

17

118

Повторение изученного

 по разделу «Лексика»

Самостоятельная проверочная работа.

упр.373

17

119-120

Р.р.24-25

 Изложение «Первый снег»

Изложение

Индивид. задание

17,17

121

Контрольный диктант №4

  по  теме «Лексика»

Диктант

Не задано

17

122

Контрольный тест по теме «Лексика»

Тест

Индивид. задание

18

Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи. 28 ч.

123-124

Морфема – наименьшая

 значимая часть слова.

 Изменение и образование

слов

Распределительный диктант. Морфемный разбор.

п.70,71

упр.376,377

18,18

125

Окончание

Определить грамматическую форму слова, скрывающегося

 за схемой.

п.72

упр.383

18

126

Основа слова

Определить, какими частями речи являются слова, соответству-

ющие схемам.

+ упр. 378

п.73

упр.388

18

127

Корень слова.

Выписать и сказки Пушкина «О мертвой царевне..» предложе-

ния со словами

 с корнем –шл-. Чем объясняется различие

 в лексическом

 значении этих слов?

п.74

упр.391

18

128

Р.р26 .

Рассуждение в повествовании. Сочинение-рассуждение.

 (упр.389)

Сочинение-рассужде-

ние

п.75

упр.398

18

129-130

Суффикс

Работа со словообразовательным словарем. Из произве-

дений УНТ выписать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделить эти морфемы.

п.76

упр.407,412

19,19

131

Приставка

Работа с орфографи-

ческим словарем, составление слов по схемам.

п.77

упр.418

19

132

Морфемные словари русского языка.

Пользуясь словарем, докажите, что морфема – значимая часть слова.

Индивид.

задание

19

133

Р.р.27

  Выборочное изложение «Последний лист орешника»

Контрольное изложение №1

Изложение

упр.420

19

134

 Чередование звуков.

 Анализ изложения

Записать свои примеры слов с чередованием. Осложненное

списывание.

п.78

упр.424

19

135

Беглые гласные

Рассмотреть таблицу и сделать вывод: в каких чпстях слова бывают беглые гласные.

п.79

упр.426

19

136

Варианты морфем

Распределительный диктант

п.80

упр.431

20

137

Морфемный разбор слова

Устный разбор

 по плану

п.81

упр.432

20

138

Правописание гласных и согласных в приставках

Словарный диктант

п.82

упр.435

20

139-140

Буквы з и с на конце

 приставок.

Контрольный словарный диктант №3

Проверочная работа с помощью перфокарт

п.83

упр.438,443

20,20

141

Буквы о-а в корне -лаг- -лож- Анализ диктанта

Предупредительный диктант

п.84

упр.448

20

142

Буквы о-а в корне -раст- -рос-

Тест «Четвертое

 лишнее»

п.85

упр.451

20

143

Буквы ё-о после шипящих

 в корне

Распределительный диктант

п.86

упр.460

21

144

Буквы и-ы после ц  

Проверочная работа с помощью сигнальных карточек

п.87

упр.464

21

145

Обобщение и систематизация знаний по разделу

«Морфемика»

Распределительный диктант, составление таблицы, анализ фрагментов художественного текста.

упр.467

21

146-147

Р.р.28-29  .

 Описание «поэтических предметов»

Описание картины

 Н.П. Кончаловского

 «Сирень в корзине»

Сочинение по картине

упр.470

21,21

148-149

Контрольный диктант №5

 и его анализ

Диктант с заданиями

Комплексный анализ

 текста

Не задано

21,21

150

Р.р 30.

 Основные способы и средства связи предложений в тексте.

 «Учимся писать сочинение-рассуждение»

Анализ текста.

Индивид.

задание

22

Раздел 7. Морфология. Орфография. 71 ч.

151

Самостоятельные и

служебные части речи.

Работа по таблице,

стр. 188

22

Раздел 8. Имя существительное 26 ч.

152

Имя существительное как часть речи.

Сочинение-миниатюра на основе ситуации: «Вы получили в подарок большую коробку. Что бы вам хотелось в ней обнаружить?» Почему в тексте будут преобладать существительные?

п.88

упр.478

22

153-154

Р.р.31-32 Доказательства в рассуждении  Контрольное сочинение №2

Выразить свое отношение к словам Маршака: «Грамматику изучать необходимо и полезно»

п.89

упр.484

22,22

155

Имена существительные одушевлённые и

неодушевлённые. Анализ сочинения

Распределительный диктант

п.90

упр.487

22

156-157

Имена существительные собственные и нарицательные

Доказать, что выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова (Соня-соня и др.)

п.91

упр.494,500

22,23

158

Р.р.33 Сжатое изложение

 Упр.513

Написание изложения

Не задано

23

159

Морфологический разбор

имени существительного

 

Какие морфологические признаки существительного являются непостоянными? Докажите на примерах.

п.100

упр.562

23

160

Род имён существительных

Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу.

п.92

упр.504

23

161

Имена существительные,

которые имеют форму только множественного числа

Образовать форму И.п., Р.п. мн.ч., обозначить ударение, с 2-3 словами составить предложения.

п.93

упр.509

23

162

Имена существительные,

 которые имеют форму только единственного числа

Подобрать к существительным-антонимам прилагательные.

п.94

упр.516

23

163

Три склонения имён существительных

Распределительный словарный взаимодиктант

п.95

упр.519

23

164

Падеж имён существительных

Зрительный диктант, творческое списывание.

п.96

упр.529

24

165-

166

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед.ч.

Зрительный диктант, творческое списывание.

п.97

упр.533,537

24,24

167

Существительные на –ия, -ие, -ий.

Составить таблицу, включив в нее новую информацию, дополнить своими примерами.

упр.541

24

168

Р.р.35   Изложение подробное с элементами описания.

 (упр.547).

Контрольное изложение №2

Написание изложения

Не задано

24        

169

-Е, -И в окончаниях существительных

Выборочный диктант, творческое списывание. Работа по перфокартам: подчеркнуть обстоятельства, выраженные существительными, определить стиль текста

упр.544

24

170-171

Множественное число имён существительных.

 Анализ изложения

Работа с толковым словарем: уточнить значения слов, придумать с ними предложения.

п.98

упр.549,553

24,25

172

Правописание о-е после

шипящих и ц в окончаниях существительных

Словарный диктант, выборочный диктант

п.99

упр.559

25

173

Повторение пройденного

Проверочная работа по перфокартам, осложненное списывание

Вопросы и задания

 стр.78-79

25

174

Р.р. 36 Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Описание картины

упр.563

25

175-176

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

 Анализ сочинений

Проверочная работа по перфокартам, осложненное списывание

упр.561

25,25

177

Контрольный диктант № 6

по теме «Имя

 существительное»

Диктант с грамматическими заданиями

Не задано

25

Раздел 9.Имя прилагательное 16 ч.

178-179

Имя прилагательное как часть речи.

 Анализ диктанта

Сравнительный анализ текстов. Сочинить небольшой диалог, обыграть выражения: «черный чай», «зеленый чай»

п.101

упр.566,575

26,26

180-181

Правописание гласных в падежных окончания прилагательных

Проверочная работа по перфокартам.

Диктант «Проверяю себя»

п.102

упр.580

26,26

182

Окончания имён прилага-

тельных после шипящих и ц .

Выборочный диктант

упр.583

26

183-184

Р.р 37-38.   Описание

животного  

Написание изложения

п.103

упр.587

26, 26

185-186

Прилагательные полные и

 краткие

Краткие прилагательные

с основой на шипящую

Работа

по индивидуальным карточкам.

Распределительный диктант

п.104

упр.589,592

27, 27

187-188

Р.р. 39-40 Сочинение-описа-

ние животного по картине А.Н.Комарова

 «Заяц на дереве» (упр.599)

Написание сочинения

упр.598

27, 27

189

Морфологический разбор

 имени прилагательного

 

Работа в парах, взаимопроверка

п.105

упр.599

27

190

Обобщение изученного

 по теме «Имя

прилагательное»

Тест, свободный диктант

Вопросы и задания

 стр.96

27

191

Р.р. 41 Подготовка к сочине-

нию-описанию животного

 на основе личных

 впечатлений. (упр.605)

Дома написать сочинение о любимом животном

Написать сочинение

27

192-193

Контрольный диктант№7

  по теме «Имя

прилагательное»

Диктант с грамматическими заданиями

Не задано

28,28

Раздел 10. Глагол 28 ч.

194-195

Глагол как часть речи.

Анализ диктанта

Редакторская правка

п.106

упр.605,607

28,28

196

Не с глаголами

Синонимичная замена. Составить предложе-

ния на тему «Насто-

ящий друг», используя глаголы с не.

п.107

упр.612

28

197

Р.р.42  Рассказ

Составление устного рассказа

п.108

упр.618

28

198-199

Неопределённая форма

 глагола

Составить инструкцию или памятку.

п.109

упр.625

28,29

200

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Контрольный

словарный диктант № 4

п.110

упр.633

29

201-202

Виды глагола

Видовые пары.

Комментированное письмо. Составление по рисунку предложений с глаголами сов. и несов. вида.

п.111

упр.640,643

29,29

203-204

Буквы е – и в корнях с чередованиями

Объяснительный диктант

Творческий Распределительный диктант

п.112

упр.647,649

29,29

205

Р.р. 43 Невыдуманный

 рассказ (о себе)

Устный рассказ на тему «Как я однажды…»

п.113

упр.652

29

206

Время глагола

Предупредительный диктант

п.114

упр.654

30

207

Прошедшее время

Осложненное

 списывание

п.115

упр.656

30

208

Настоящее время

Выразительное чтение текста

п.116

упр.660

30

209

Будущее время

Устное высказывание

на тему «Какой станет школа через 10 лет?»

п.117

упр.664

30

210

Спряжение глаголов.  

Распределительный диктант

п.118

упр.669

30

211-

212-

213

Правописание безударных

личных окончаний глаголов

Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами.

п.119

упр.675

30,30

31

214

Морфологический разбор

глагола

Редактирование

п.120

упр.687

31

215

Повторение изученного

Контрольное

тестирование №3

Тест

Не задано

31

216-217

Правописание ь в глаголах

 2-го лица единственного

 числа.

Анализ тестов

Выборочный диктант.

Заполнить

обобщающую таблицу

п.121

упр.691,693

31,31

218

Употребление времён

Сочинение-миниатюра на основе учебника

п.122

упр.694

31

219

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

Взаимодиктант,

диктант «Проверяю

себя», комплексный

анализ текста.

Вопросы и задания стр.135

31

220

Контрольный диктант № 8

 по теме «Глагол»

Диктант с грамматическими заданиями

Не задано

32

221

Р.р. 44 Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович

 «Не взяли на рыбалку»

Написание рассказа (или устно)

упр.701

32

Раздел 11. Повторение и систематизация изученного 17ч.

222

Разделы науки о языке

Составление обобщающей таблицы

п.123

упр.708

32

223

Р.р. 45 

Сочинение-рассуждение

 на одну из данных тем

Написание сочинения

упр.717

32

224-225

Орфограммы в приставках и в корнях слов

Заполнить таблицу «Части речи» своими примерами, самостоятельно составит таблицу «Орфограммы в приставке и корне»

п.124

упр.720

32,32

226

Орфограммы в окончаниях

 слов

Контрольное списывание

п.125

упр.723

32

227

Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания

Распределительный диктант. Осложненное списывание

п.126

упр.727

33

228

Знаки препинания в простом

 и сложном  предложении

Заполнение таблицы своими примерами. Конструирование предложений.

п.127

упр.730

33

229-230

Комплексный анализ текста

 как итоговый контроль за год

Выполнение упражне-

ний, анализ текста

упр.730

33,33

231-238

Резервные уроки

Взаимодиктант,

диктант «Проверяю

себя», комплексный

анализ текста.

Индивид.

задание

33,33,33

34,34,34,34,

34, 34, 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....