«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Егорова Людмила Николаевна

Урок развития речи по русскому языку в 6 А классе. Хлеб – основа всей нашей жизни, символ христианского милосердия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khvala_rukam_chto_pakhnut_khlebom.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

Урок развития речи по русскому языку в 6 А классе

Цели и задачи  урока:

      1) обучающая: подвести учащихся  к пониманию того, что хлеб – основа всей жизни; расширить знания и пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;

2) развивающая: продолжить работу над развитием речи шестиклассников, вырабатывать навыки образного мышления и умения аргументировать своё мнение;

3) воспитывающая: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца, любовь к Родине.

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: аналитическая беседа с применением ИКТ

Дидактическое обеспечение:

 репродукции картин Венецианова, Меркурьева, Сейссо Ренне, запись песен «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, отрывок из повести

А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», рассказ С. Алексина «Прости меня!»

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- экран

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Мотивация урока. ( Вступительное слово учителя).
  3. Отгадывание чайнворда.
  4. Презентации учащихся.
  5. Работа с пословицами.
  6. Разминка (песня «Хлеб – всему голова»).
  7. Аналитическая беседа по прочитанным отрывкам.
  8. Рефлексия урока (сочинение «Чем пахнет хлеб»).
  9. Выборочное чтение работ учащихся и учителя.

        Эпиграф к уроку:

                                                                               Вечный зов родного края.

                                                                               Вечный зов родной земли.

Ход урока

  1. Оргмомент (приветствие).
  2. Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

За всю многовековую  историю своего развития человечество изобрело две гениальные вещи! Всё остальное – это результат разумного использования этих двух вещей. Без них человек не представляет свою жизнь. Они необходимы ему каждый день. Как вы думаете, что это за изобретения?

( Это, конечно же, хлеб и книга – верные спутники человека).Слайд1

     

Хлеб – основа всей нашей жизни, символ христианского милосердия. Кто знает молитву «Отче наш», могут вспомнить, о чём в первую очередь мы просим  у Господа?

(Конечно же, хлеба: « хлеб наш насущный дай нам на сей день…» и только потом просим у Бога,  чтобы он простил нам долги наши и отгородил нас от злых помыслов). Что значит хлеб насущный? ( Самый необходимый, первостепенный продукт для жизни).

Но  не только хлебом единым жив человек. Ему нужна и другая пища – книга. Как образно называют книгу? ( Хлеб духовный, духовная пища). Удивительно, что и хлеб, и книгу называет народ одним словом – хлеб, хлеб насущный и хлеб духовный: две простые и в то же время гениальные изобретения человека. Сначала мы отгадаем чайнворд и определим ключевое слово. (Слайд 2. «Чайнворд»).

3. Отгадывание чайнворда.

1.Старинное орудие пахоты (соха). 2. Домашнее животное, кормилец и помощник  крестьянина (лошадь). 3. Святой покровитель земледельцев на Руси (Святой Георгий). 4. Водитель машины, предназначенной для уборки хлеба (комбайнер). 5. Устаревшее название пахаря (оратай). 6. Время уборки урожая зерновых (страда). 7. Злак, из которого пекут  чёрный хлеб (рожь). 8. Сельскохозяйственное орудие  в виде рамы с зубьями для рыхления почвы (борона).

Прочитайте ключевое слово: хлебороб.

Сегодня мы посвятим урок нашей главной святыне – хлебу- и людям, которые добывают для нас этот жизненно важный продукт – хлеборобам.  Труд земледельца всегда считался на Руси тяжёлым, но и почётным. Однако сегодня об этой профессии незаслуженно подзабыли, хотя уровень жизни народа всегда определялся достатком хлеба. Уродился хлеб – жив народ, нет хлеба – грядёт голод. Да и сегодня хлеб остаётся  мерилом благополучия государства. (Раскрываю доску с записью «Хвала рукам, что пахнут хлебом»). Тема урока – «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Слайд 3.

А легко ли достаётся человеку хлеб, самый дешёвый продукт на нашем столе? Посмотрим презентации и послушаем одноклассников, подготовивших сообщения о том, как добывали хлеб в старину и как производят хлеб сегодня.

     4. Презентация «Как добывали хлеб в старину» (Слайды 4-12. с картинами

П. Венецианова, Меркурьева, Сейссо Ренне. Чтение отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»).

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как  поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежет серпами,

В снопы перевяжет, на ригу свезут.

Просушат, колотят- колотят цепами.

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом.

- Что изменилось сегодня? Какой путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на наш стол?

      Презентация «Как возделывают хлеб сегодня» (Слайды13-21.  с фотографиями) Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

-Какой вывод можно сделать из услышанного? (Хлеб достаётся очень трудно. В этом трудоёмком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари, учёные и другие. Значит, надо ценить их труд и дорожить хлебом).

-Вспомните, сколько значений имеет слово «хлеб»? ( Шесть значений. Перечислите их).Слайд 22.

Прямое значение: 1.ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или чёрный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. мн. Хлебы. Пищевой продукт их муки в виде выпеченного изделия какой-н. формы. Ставить хлебы в печь. 3. ед. Зерно, из которого делают муку. Сеять хлеб. 4. мн. Хлеба. Растение в поле, колоски на корню, злак. Уборка хлебов.

Переносное значение: 1. мн. Хлеба. Пропитание. Заработать на хлеб. 2. ед. Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб. Верный хлеб.

-Не случайно слово «хлеб» имеет много значений. Он играет главную  роль в жизни людей, поэтому и  употребляется во многих значениях. Слайд 23.

 -А какие обычаи и  народные приметы связаны с хлебом? (Хлебом-солью встречают дорогих гостей, хлебом-солью благословляют жениха и невесту. Даже поздравляя с днём рождения, поют песню «Каравай». Примет тоже много. Хлеб выбрасывать – большой грех.  Кто недоеденные куски бросает, а не скармливает птицам – бедный станет. Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придётся. Отрезав ломоть хлеба, не втыкай нож в каравай -  это к голоду. Не позволяй доедать хлеб за тобой – отдашь своё счастье и силу. Воткнутый в хлеб без дела нож – кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства. Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба.

    5. Работа с пословицами и поговорками. Слайды 24-25.

 Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

- Хлеб да вода…(крестьянская еда).

- Хлеб да соль, и … ( и обед пошёл).

- Хлеб – батюшка, …(водица – матушка).

- Палата бела, а…(без хлеба в ней беда).

- Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной).

- Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска).

- Без хлеба, без соли…(худая беседа).

- Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска).

- (Покуда есть хлеб да вода)..., всё не беда.

- (Хлеб везде хорош):..и у нас, и за морем.

- (Не будет хлеба), …не будет т обеда.

- (Хлеб чёрствый)…- обед честный.

- (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.

Фразеологизмы: хлеб-соль (гостеприимство), не хлебом единым, хлеб насущный, попрекать куском хлеба, подать кусок хлеба, зарабатывать на хлеб, есть чужой хлеб, перебиваться с хлеба на квас, хлебом не корми, забывать хлеб- соль, сажать на хлеб и воду, даром хлеб есть.

1).Какой вывод можно сделать  из этих пословиц, примет и поговорок? ( У русского народа  во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Главная пословица: «Хлеб – всему голова». В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение  к хлебу. Недаром его называют «Хлеб  - наш батюшка».

2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).

3). А какое отношение к хлебу  у чуваш, у татар? Как звучит хлеб на чувашском, на татарском,  на английском?

Вывод: на каком бы языке ни звучало это слово, к нему отношение будет одинаковое, доброе, уважительное. Недаром поэты и писатели, художники и композиторы посвящали ему свои творения.

6. Разминка. (Звучит песня в исполнении Ольги Воронец «Хлеб – всему голова»).

(Слайды с изображением хлебных полей). Слайд 26-28.

Внимательно послушайте песню и ответьте на вопросы:

- О чём поётся в песне? ( Хлеб в жизни человека – самое главное. Выше него нельзя быт).

- Что завещал отец сыну, а сын своему сыну? (Беречь хлеб, с заботой ухаживать за полем, с любовью возделывать родную землю. Из поколения в поколение передаётся главный завет: беречь хлеб).

- Какую роль  сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? (Благодаря хлебу  народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет. Дети войны рассказывали нам, как им в школе давали кусочек хлеба, иногда посыпанный сахарным песком. Это и спасало их от голода. Они до сих пор вспоминают об этом со слезами на глазах). Слайд 29.

- Паёк в блокадном Ленинграде был  таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.                                                                          

- О таком голодном военном детстве написал в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин, который был вашим ровесником во время войны. Познакомимся с отрывком из этой повести. (Зачитываем сокращённый отрывок из повести).

7. Беседа о прочитанном.  

- Что значил для детдомовцев кусочек хлеба? ( Это была их мечта, они были счастливы, если им удавалось добыть кусочек хлеба).

- На какие поступки способны были мальчики, чтобы достать хлеб? (Они совершили подкоп под хлеборезку. Когда приехали сапёры, военные даже не поверили, что такой подкоп вырыли дети. Настолько сильно было их желание поесть хлеба).

- Хлеб для голодных детдомовцев был самой желанной мечтой, один запах свежего хлеба сводил их с ума, ради него они готовы были продаться даже в рабство более сильным ребятам. И  ничего, кроме хлеба им не нужно было. А сегодняшние дети, к сожалению, часто выбирают разные вредные продукты, как «Кириешки», «Компашки» - к тому же  более дорогие, чем обыкновенный хлеб, полезный и самый  дешёвый.

- Ещё в каких произведениях говорится о хлебе? ( Дети вспоминают «Тёплый хлеб»

К. Паустовского и «Прости меня!» Б. Алмазова, «Васюткино озеро» В. Астафьева).

- О каком отношении к хлебу  говорится в этих рассказах? (В рассказе «Тёплый хлеб говорится о том, как тёплый хлеб помог  растопить лёд в сердце равнодушного мальчика Фильки).

- Какой проступок совершил герой рассказа? (Мальчик обидел дядю- земледельца, сказав, что от него пахнет навозом).

- Как вы оцениваете проступок мальчика? ( Он поступил некрасиво и был неправ. Может, от дяди и пахло навозом, ведь он сразу с поля приехал к ним, чтобы побыстрее угостить свежим тёплым хлебом. Но ведь хлеб- то не пахнет навозом. Он душистый, ароматный)

- Случайно ли автор дал дяде имя Егор? ( Егор по- другому  - это Георгий, Георгий Победоносец, покровитель земледелия и скотоводства на Руси. Получается, мальчик обидел самого покровителя земледельцев). Слайд 30.

- А как вы думаете, чем пахнут руки хлебороба? (Они пахнут землёй, пылью, мазутом, потому что техника тоже ломается и его надо чинить, чтобы вовремя убрать урожай).

- А какие они, руки хлебороба? Слайд 31.

 ( Они огрубели от тяжёлого труда,  в мозолях, но они очень добрые. Заботливые, они не могут быть злыми. Только добрые руки могут вырастить хлеб, вложить в него любовь к родной земле, заботу о народе и Родине).

Не случайно поэт Н. Агеев писал:

Я хлеб люблю, когда он на корню.

Звенит колосьями янтарно…

 Я перед ним колени преклоню,

 Как землепашец, благодарно.

Хлеб на корню – ещё не хлеб.

 Он хлебом будет лишь в сусеке.

 И всё ж, каким был в поле хлеб,

 Судили в старину о человеке.

- Так  с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека. Разве не чудо появление хлеба на нашем столе? Из одного маленького зёрнышка вырастает один колосок. Из колосков  вырастают горы хлеба. Как красивы золотистые хлебные поля нашей Родины, словно бескрайнее море! Как не любить эту землю, которая нас кормит и любит! Всегда помните, оказавшись  на природе, что вблизи хлебных полей ни в коем случае нельзя разжигать огонь, смертельную опасность для хлеба.

Мы с вами тоже похожи на  такие колоски. Когда человек один, это одинокий колосок, а когда мы вместе, мы как огромное дружное хлебное поле, каждый колосок поддерживает друг друга.

Давайте скажем слова благодарности хлебу, которых он заслуживает. Подберите эпитеты к слову «хлеб»,  синонимы и однокоренные слова  к нему. (Слайд 32)

Эпитеты: свежий, душистый, пышный, ароматный, святой, бесценный, тёплый, спасительный, дорогой, желанный, заветный, хрустящий

Синонимы и однокоренные слова: хлеб, каравай, хлебушко, хлебушек, хлебец, хлебце, буханка, калач

- Мы всегда, каждую минуту, должны помнить о том, каким  трудом даётся хлеб,  и тоже передавать это из поколения в поколение.

8. Рефлексия урока. Слайд 33-34.

Напишите маленькое сочинение «Чем пахнет хлеб». (Пока класс пишет,  звучит песня в исполнении Л. Зыкиной «Песня о хлебе»).

Выборочное чтение работ учащихся.

Чтение учителем своей работы. ( Запах свежеиспечённого хлеба возвращает меня в далёкое детство, в родную деревню, в родительский дом. Я просыпаюсь от ароматного запаха, который наполнил весь дом. Слышу, как мама и бабушка тихо разговаривают, стараясь не греметь посудой: это они уже вынули из печи хлебы, и вот они большие, круглые, коричневатые, стоят рядком вдоль стены на чистом полотенце, как солдаты в строю. Удивительно,  мамин  хлеб никогда не черствел. Иногда очень хотелось хлеба из магазина. Только сейчас понимаешь, что нет ничего вкуснее домашнего хлеба, потому что он пахнет руками матери, родным домом, детством).

Вывод по уроку: Дорогие ребята, всё, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Чем пахнут ремёсла"

Профориентационная работа в любом возрасте очень важна.  Материал презентации составлен по книге итальянского писателя Джанни Родари.  Детям предлагается подсказать словечко,   пропущен...

Классный час "Хвала рукам, что пахнут хлебом"

           Мероприятие проходит в форме устного журнала.  Классному часу  предшествует предварительная работа с детьми по сбору материала о х...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Презентация  является дополнением  к  мероприятию, посвященному  Дню пожилого человека для  ветеранов совхоза "Тогульский". Посвящается тем, кто живет под сельским небом,кто в...

Коррекционно-развивающее занятие "Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Занятие систематизирует знания детей о процессе выращивания хлеба, подчеркивает важность хлеба для человека...

Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....

Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 3-4 класса "Чем пахнут ремесла"

Представлена методическая разработка занятия для младших школьников по профориентации. Основная цель - знакомство с профессиями  посредством органов чувств. Занятие рассчитано на 45-60 минут и вк...

Презентация "Чем пахнут ремесла"

О профессиях в игровой форме...