Презентация-помощник при изучении раздела "Синтаксис"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Сараева Наталья Алексеевна

Данная презентация содержит различные формы работы и позволит учащимся самостоятельно закрепить изученное в разделе "Синтаксис"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dorogoy_drug.ppt95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорогой друг! Тебе предстоит изучить один из важнейших разделов лингвистики.

Слайд 2

Полезно ли изучать синтаксис Знание синтаксиса позволяет решать целый ряд лингвистических и общеучебных задач.

Слайд 3

синтаксис Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения; способы соединения простых предложений в сложные, а также изучающий сами словосочетания и предложения. (греч. syntaxis – составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) Учение о словосочетании; 2) Учение о предложении. Синтаксис словосочетания, синтаксис предложения. 2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного, синтаксис глагола. Д

Слайд 4

Лабораторная работа№1 Цель Дано Мои наблюдения Выводы

Слайд 5

Цель работы Установить, какие синтаксические средства приводят во взаимодействие лексическое значение слова, его морфологические признаки и порождают смысл речи

Слайд 6

дано Отрывок из стихотворения

Слайд 7

Мои наблюдения Прочитав внимательно текст, ответь на вопросы: Одинаковый ли смысл передают первое и второе предложения? За счет каких языковых средств(формы слов, порядок слов в предложении, интонация, связь слов друг с другом) передан смысл каждого предложения? Наблюдения оформите в предложения и запишите. -

Слайд 8

вывод Делая вывод, ответьте на вопрос: Какие языковые средства порождают смысл речи? Помните, что в выводе кратко (одним – двумя предложениями) формулируется самое основное по рассмотренной проблеме.

Слайд 9

Синтаксис словосочетания

Слайд 10

Что такое словосочетание Словосочетание- это сочетание двух или нескольких слов, связанных: по смыслу (зависимое слово конкретизирует главное) грамматически (зависимое слово подчинено главному и находится в определенной морфологической форме ) с ловосочетание – соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная работа по русскому языку, ученик восьмого класса, читать про себя. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты(Ф.Ф.Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь – справочник лингвистических терминов, стр.307) Д

Слайд 11

словосочетания именные глагольные наречные С главным словом, выраженным именем (существительным, прилагательным) Пальто в клетку С главным словом, выраженным глаголом. Путешествовать вдвоем С главным словом, выраженным наречием. Очень громко

Слайд 12

упражнение растительный мир животный мир молодой и талантливый широкий экран выращенный картофель Задание: - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слова, в которых все согласные звонкие.

Слайд 13

Проверь себя Карточка самоконтроля Исключить надо выражение молодой и талантливый , так как оно 1.не является словосочетанием; 2. в словах данного выражения нет орфограмм «Чередование в корне» и « Правописание жи, ши» 3. все словосочетания - именные Слова, в которых все согласные звонкие – мир, молодой

Слайд 14

упражнение Задание: Реши орфографические задачи, распредели словосочетания на три группы (именные, глагольные, наречные) в зависимости от того, какое слово является главным. Любоваться расст…лавшейся равниной, читать (в)слух, хороший пл…вец, зал…зать на дерево, посв…тить жизнь наук…, пр…з…дент республики, ш…пот ночи, боч…нок с водой, рекордный прыж…к, (не)приемлемо дорого, неумес…ный вопрос, декабр..ский вечер, от…грать первый период, сверх...зысканный вкус, очень вкус…но, бе…численные споры, ра…путать узел, участвовал в (полу)финале, (не)хоженые тропы, нескоше(н,нн)ый луг, слишком ле..ко, оди(н,нн)адцать человек, (овоще)перерабатывающий завод, (ни)когда (не)забуду.

Слайд 15

Проверь себя именные глагольные наречные Хороший пловец, президент республики, шепот ночи, бочонок с водой, рекордный прыжок, неуместный вопрос, декабрьский вечер, сверхизысканный вкус, бесчисленные споры, нехоженые тропы, нескошенный луг, одиннадцать человек, овощеперерабатывающий завод. Любоваться расстилавшейся равниной, читать вслух залезать на дерево посвятить жизнь науке, отыграть первый период, распутать узел, участвовал в полуфинале, никогда не забуду. Неприемлемо дорого, очень вкусно, слишком легко.

Слайд 16

Связь слов в словосочетании Согласование Управление Примыкание

Слайд 17

согласование Вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему (главному – примеч. автора программы)слову. Новый район, в новую квартиру, к новым домам. Согласование неполное. Согласование, при котором использованы не все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова. Вижу мальчика улыбающимся (согласование определения улыбающимся с определяемым существительным мальчика только в роде и числе, но не в падеже; сравните устаревшую конструкцию Вижу мальчика улыбающегося – с полным согласованием. Согласование полное. Согласование, при котором используются все возможные морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам господствующего слова. Летним вечером ( согласование в роде, числе и падеже ), последние известия ( согласование в падеже и числе), результаты известны (согласование в числе) Д

Слайд 18

упражнение Клетчатое пальто Шерстяное кашне Вставлены окна Скоростное шоссе Компетентное жюри Задание: - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слово, в котором все согласные глухие.

Слайд 19

Проверь себя Исключить надо выражение вставлены окна , так как оно 1.не является словосочетанием; 2. в данном выражении нет несклоняемого существительного 3. вид связи во всех словосочетаниях - согласование Слово, в котором все согласные глухие – шоссе .

Слайд 20

управление Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. Испытывать станок, проверять работу, интересоваться политикой, любоваться восходом солнца, полон решимости. Д

Слайд 21

упражнение Выпиши из текста все словосочетания с управлением. Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

Слайд 22

Проверь себя Стая испуганных птиц, несутся над морем, ветер с океана, сбивает их, сбивает в темную сплошную массу, громоздя в причудливые очертания.

Слайд 23

примыкание Вид подчинительной связи, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив. Внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь. Примыкание имеет место в глагольных словосочетаниях ( много работать, попросить подождать, говорить улыбаясь), в именных ( яйца всмятку, желание учиться, весьма интересный, готовый помочь), наречных ( очень далеко, слишком поздно ) Д

Слайд 24

упражнение Играть вслепую Говорить негромко Слушал и думал Обидеть сгоряча Вкусно готовить - Внимательно прочитайте данные выражения. - Исключите одно из них по нескольким признакам. Обоснуйте свой ответ. Дополнительно: - Найдите слово, в котором все согласные звонкие. - Найдите слова, в которых происходит оглушение звонких согласных и озвончение глухих.

Слайд 25

Проверь себя Исключить надо выражение слушал и думал , так как оно 1.не является словосочетанием; 2. глаголы в форме прошедшего времени ( в остальных – инфинитив); 3. все остальные выражения являются словосочетаниями с видом связи примыканием. Слова, в которых происходит оглушение – вслепую, вкусно, озвончение – сгоряча.

Слайд 26

тест

Слайд 27

ключ

Слайд 28

фразеологизмы Дать стрекача, сваливать с больной головы на здоровую, бабье лето, молочные реки, рассыпаться мелким бесом, брать за горло, брать себя в руки, буриданов осел, брать на буксир. Дополните ряд своими примерами.

Слайд 29

Условные обозначения

Слайд 30

Словарь использованных терминов Уподобление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

алгоритм изучения революции, алгоритм изучения военных событий

Алгоритмы помогут учащимся более глубоко и последовательно изучить и изложить материал. Помощь в подготовке к ЕГЭ...

Презентация "Помощники природы"

В этой   презентации  показана работа учащихся по наведению чистоты в своём родном селе Семцы....