Урок-описание картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941году"
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Чуйкина Ирина Борисовна

Пошаговая разработка урока поможет качественно и интересно провести урок по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Чуйкина Ирина Борисовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ "СОШ № 32

Класс: 6

Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию  картины Е.А.Зайцева

"Оборона Брестской крепости в 1941 году"

Пояснительная записка

        Сочинение - это "упражнение высшего порядка" (Ф.И.Буслаев), изложение учащимися собственных мыслей на определенную тему (заданную или самостоятельно выбранную). Этот вид работы формирует коммуникативные умения, развивает логическое мышление школьников, эстетические способности, пополняет их фактические знания. Кроме того, развитие речи - это ведущий принцип преподавания русского языка.  Развитие речи осуществляется в единстве с активизацией их мыслительной деятельности, развитием мыслительных способностей школьников. Поэтому, как нам кажется, этот вид работы способствует формированию УУД более, чем какой-либо другой.   Написание сочинения по картине требует не только грамотности и понимания композиционной целостности произведения, наличия увлекательного вступления, яркой и выразительной основной части и логического, наводящего на размышления, заключения, но и присутствия творческого воображения и фантазии, понятий о жанрах художественных произведений, а при необходимости — и знания исторических событий, имеющих отношение к сюжету картины, а также моментов биографии написавшего картину художника.

        Сочинения по картине занимают видное место среди школьных сочинений. Обогащая лексический запас обучающихся, развивая их коммуникативные умения, совершенствуя навыки письменной речи, - словом, способствуя выполнению всех задач, стоящих перед любым школьным сочинением, они приобщают учащихся к прекрасному, учат их понимать и ценить искусство, формируют художественный вкус и расширяют кругозор. Кроме того, в настоящее время большое внимание уделяется воспитанию у обучающихся ценностного отношения к героическому прошлому нашего Отечества, поэтому целью нашей работы является формирование у обучающихся умения описывать картину о войне, пополнение знаний об исторических событиях  Родины.  Задачи выделяем следующие: познакомить с картиной Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"; формировать умение собирать и систематизировать материалы к сочинению; научить детей выражать свое мнение и аргументировать его; активизировать лексику по темам "родина, война"; воспитывать любовь к Родине, гордость за своих предков, спасших страну от фашизма; развивать познавательный интерес к историческому прошлому России; формировать представление о ВОВ.

        Сочинения по картине представляют широкие возможности для работы над разнообразными типами (жанрами)  речи, в том числе творческой речи.  Оно может быть написано в различном стиле. С самого начала обучения учащихся сочинениям необходимо вести работу по овладению языковыми средствами, характерными для каждого жанра и типа речи. Необходимым компонентом подготовки учащихся к сочинению по картине являются чтение и анализ текста-образца, как правило, искусствоведческого характера. Работу над составлением сочинения по картине значительно облегчают подготовительные упражнения, цель которых - отработка структурно-композиционных и языковых особенностей текста сочинения, составление плана, фрагментов сочинения (вступление, заключение, описание внешности героя, объекта), проведение словарно-стилистической работы.

Технологическая карта урока.

Тема

"Умирая, не умрёт герой — Мужество останется в веках "( Муса  Джалиль )(сочинение-описание  картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году").

Цель

Формирование умения описывать картину о войне, пополнение знаний об исторических событиях  Родины.

Задачи

Образовательные: познакомить с картиной Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"; формировать умение собирать и систематизировать материалы к сочинению; научить детей выражать свое мнение и аргументировать его; активизировать лексику по темам "родина, война".

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, гордость за своих предков, спасших страну от фашизма.

Развивающие: развивать познавательный интерес к историческому прошлому России; формировать представление о ВОВ.

Формировать УДД:

личностные:  формировать исторический образ Родины, формировать знания об историческом событии -  Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (в частности о защите Брестской крепости); развивать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

регулятивные:  развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию; формировать готовность к получению нового знания; развивать способность принимать решение на основе переговоров; формировать умение управлять своей деятельностью, направлять ее на достижение поставленных целей; формировать умение осуществлять рефлексию в отношении своей работы на уроке

коммуникативные УУД:  развивать умение слушать других, вести диалог;  формировать способность к совместной деятельности, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; формировать умение проводить наблюдение, осуществлять анализ изображенного на картине; формировать умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать,  использовать нужные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств; формировать умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее;  формировать умение адекватно оценивать себя и своих партнеров, доброжелательно отстаивать свою позицию;

познавательные УУД:  развивать способность воспринимать услышанную информацию, преобразовывать ее в новое знание; формировать представление об историческом прошлом нашей страны; формировать умение проводить наблюдение, осуществлять анализ изображенного на картине;  формировать навыки осуществления систематизации языкового материала,  выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий; формировать умение делать выводы, подводить итоги работы.

Планируемый результат

Предметные: ученик должен знать, как описывать картину; уметь систематизировать материалы к сочинению, составлять план сочинения, уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению истории своей страны, ВОВ 1941-1945гг.; для развития патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные: ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить учебные цели и задачи и решать их, основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; выделять главное и второстепенное, делать выводы.

Основные понятия

Сочинение-описание, репродукция картины, война, героизм, мужество, Родина, Отчизна, свобода, фашизм. Цент картины, фон, колорит, оттенок, цветовая гамма.

Межпредметные связи

Русский язык, литература, история

Ресурсы

Основные: репродукция картины художника Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году",  географическая карта СССР

Дополнительные: компьютер, монитор

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты

Предметные

I. Мотивация к учебной деят-ти (3 мин.)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке

Ученики приветствуют учителя, подготавливаются к изучению нового материала.

Учитель организовывает деятельность обучающихся по освоению учебной информации.   Чтение учителем отрывка из поэмы Роберт Рождественского «Реквием»  .

...Помните! Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, -
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
о погибших помните!

Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
заклинаем, - помните!

- Здравствуйте, ребята! Накануне 70-летия Победы советских людей над фашистской Германией  мы проводим урок, на котором познакомимся с картиной Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

На монитор выводится изображение картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

Давайте вспомним страницы нашей истории, почувствуем гордость за своих предков, за их великие дела.

Обучающиеся рассматривают изображение картины  Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

Формировать представления о картине Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"

II. Формулир-е темы урока, постановка цели (10 мин)

Цели: организация восприятия задания обучающимися

Реализация опережающего дом.задания ).

 Один ученик читает стихотворение Ю.Воронова "Дети военной поры", остальные думают над предложенными вопросами.

А может, нам о них забыть?

Опять война,

Опять блокада...

Я слышу иногда:

"Не надо,

Не надо раны бередить,

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне".

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права!

Чтоб снова

На  земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память -  наша совесть.

Она

Как сила нам

Нужна.

После прослушивания стихотворения учитель беседует с обучающимися:

  • - О чем это стихотворение? 
  • - О какой войне идет речь?
  • - Что же такое война, не только та, о которой говорится в этом стихотворении, а война вообще?  
  • Учитель просит ещё раз взглянуть на репродукцию картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

1. Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока и  чем мы будем заниматься на уроке?  

* Правильно, мы будем писать сочинение о войне.

 *Мы будем не только описывать картину Е.А.Зайцева, но и говорить  о мужестве и героизме, которые проявляли советские воины, защищая свою Родину.

2. Запишите в тетрадь тему нашего урока: "Подготовка к сочинению  по картине Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

После прослушивания стихотворения ученики отвечают на вопросы, предложенные учителем.

\

  • - О чем это стихотворение?  (Оно о памяти и совести, о том, что ни в коем случае нельзя забывать о войнах, нужно делать все, чтобы войны никогда не повторялись)
  • - О какой войне идет речь? (О ВОВ1941-1945гг., которую вел советский народ против фашистской Германии)
  • - Что же такое война, не только та, о которой говорится в этом стихотворении, а война вообще?  (Война - это большое горе для тех, кто потерял близких людей, это великое зло; это плач и страдания матерей, расставания любимых, кровь, тысячи, иногда впустую погубленных жизней)

Ученики внимательно рассматривают картину Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году" и самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

 Запись в тетрадь темы урока "Подготовка к сочинению по картине Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

Интегрировать материал русского языка, литературы, истории; развивать образное и логическое мышление и речь, языковую память, речевой слух.

III. Изучение нового (20 мин.)

Цели: организация открытия нового знания

Реализация опережающего дом.задания.

1-ый ученик: "Это было на рассвете 22 июня 1941 года. Неожиданно для всех прогремел первый залп фашистской артиллерии. В следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов и мин потряс землю. Густая пелена дыма и пыли, пронизанная сверкающими, огненными вспышками взрывов, заволокла всю крепость. Рушились и горели дома, люди гибли в огне и под развалинами            .22 июня

Д. Попов

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

                 Так началась война!"

2-ой ученик: "Застигнутые внезапным нападением, окруженные большими силами фашистов, советские воины с необыкновенной стойкостью отстаивали нашу родную землю. На предложении врага о сдаче герои отвечали: "Все умрем, но крепости не сдадим!" Голодные, измученные жаждой, истекающие кровью, они продолжали борьбу. Ребята как вы думаете, что давало им силы? (Жгучая, яростная ненависть к врагу, вероломно напавшему на нашу страну, воинский долг перед Родиной, любовь к своей Отчизне").

3 ученик:  "Кто же эти легендарные герои? среди них командир полка майор Петр Михайлович Гаврилов, который с первых минут войны организовал оборону Брестской крепости и был одним из последних ее защитников. Душой обороны был также и полковой комиссар Ефим Моисеевич Фомин. Он повел людей в первую штыковую атаку, которая успешно окончилась уничтожением группы бойцов. В одном из боев он был ранен,  в бессознательном состоянии взят в плен и расстрелян на виду у наших бойцов".

4 ученик: "Мужественно сражался бок о бок со взрослыми четырнадцатилетний мальчик Федя Клыпа. Он был незаменимым разведчиком, смело пробирался под обстрелом врага на самые опасные участки, поднося патроны, воду, еду. Это он нашел уцелевший склад боеприпасов и оружия, добыл из-под развалин небольшой запас бинтов и лекарств".

5 ученик: "Рядом с мужчинами сражались и женщины. Настоящий подвиг совершила учительница-комсомолка Таня Тарасюк. В бою у пулемета погиб ее муж, лейтенант Тарасюк. Когда Катя узнала об этом, она выбралась из подвала, подползла к пулемету и стала вести огонь по врагу, пока ее не поразил вражеский снаряд".

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть репродукцию картины. Подготовленные ученики рассказывают об обороне Брестской крепости. Остальные ведут диалог с рассказчиками (отвечают на вопросы), делают  записи в тетрадях.

Рассматривают репродукцию картины Е.А.Зайцева, прослушивают информацию о защитниках Брестской крепости, отвечают на вопросы  одноклассников,  делают пометки в тетради.

Развивать ценностные ориентации обучающихся, творческие способности, эмоции

IV. Закрепление нового (25 мин.)

Цели: организация групповой работы

1. Физкультминутка

2. Работа в группах.

3. Словарно-стилистическая работа.

Ребята подбирают определения, характеризующие основные черты защитников Брестской крепости

1. Проведение физкультминутки.

2. Распределение работы в группах.

О мужестве и героизме защитников Брестской крепости написано много книг, песен, картин. Одни из произведений на эту тему является картина "Оборона Брестской крепости в 1941 году" Е.Зайцева.

- Что же изображено на картине?

Вы правы, на картине художник показал не столько само сражение, сколько поведение в нем советского человека. Мужество, стойкость народа, высокое сознание своего долга перед Родиной - такова основная мысль картины".

Предлагаю вам разбиться на три группы и обсудить предложенные мной вопросы.

3. Словарно-стилистическая работа.

Задание: подберите определения, характеризующие основные черты защитников Брестской крепости.

1. Физкультминутка

 «Зарядка»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

2. Работа в группах (класс делится на три группы, в каждой группе выбирается ответственный)

1 группа отвечает на предложенные вопросы:

- Как вы думаете, какой день войны изобразил художник на картине?

- Какой момент боя вы видите?

- На каком фоне изобразил художник защитников крепости?

- Почему некоторые красноармейцы без гимнастерок?

- Какое время суток изображено на картине и как вы это определили?

2 группа отвечает на предложенные вопросы:

- Кто является центральным героем картины? Как это показал художник?

- Опишите героя.

- Что вы скажете о бойце, который изображен рядом с офицером? Опишите его действия, позу, выражение лица.

- Каким показан красноармеец, изображенный на переднем плане картины?

- Как можно охарактеризовать бойца в светлой майке?

3 группа отвечает на предложенные вопросы:

- Как художник изображает женщину? О чем говорят ее поза, движения, выражения лица?

- Как одета женщина? Какие цвета использовал художник для изображения её одежды и почему?

 - Какое чувство объединяет всех защитников крепости?

- Как художник показал это?

- Какое значение имеет развевающееся знамя?

- Чему учит нас картина?

3. Словарно-стилистическая работа.

Ребята подбирают определения, характеризующие основные черты защитников Брестской крепости (мужественные, стойкие, смелые, решительные, волевые, гордые, бесстрашные, отважные, храбрые, любящие Родину, ответственные, верные воинскому долгу, сильные духом, ненавидящие врага).

Развивать умение описывать картину, делиться личными впечатлениями с товарищами по группе, вырабатывать общее мнение.

Обогащение  словарного  запаса обучающихся, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

V. Контролир-е задание (29  мин.) Цели: проверить умение  систематизировать материалы к сочинению, составлять план сочинения.

1. Систематизация материала

Обучающиеся анализируют  записи, сделанные в ходе урока, и группируют собранный материал.

2. Физкультминутка.

3. Работают  над составлением плана к сочинению.

4. Работают  над черновиком сочинения.

1. Систематизация материала

Ребята, предлагаю вам проанализировать записи, сделанные в ходе урока, и сгруппировать собранный материал по следующему плану:

1. Описание места и времени боя, изображенного на полотне.

2. Защитники Брестской крепости.

3. Героизм защитников Брестской крепости.

2. Физкультминутка.

3. Работа над составлением плана к сочинению.

4. Работа над черновиком сочинения.

1. Систематизация материала

Обучающиеся анализируют  записи, сделанные в ходе урока, и группируют собранный материал по следующему плану:

1. Описание места и времени боя, изображенного на полотне. (Раннее летнее утро, лучи солнца с востока; бой в разгаре; разрушенные стены крепости, остатки зданий, бетонные укрепления.)

2. Защитники Брестской крепости. (В центре картины комиссар, Красное знамя в руке, бесстрашный, мужественный, решительный; боец справа поддерживает тяжелораненого товарища, готов сражаться до последней капли крови; красноармеец на переднем лане в пилотке, меткий стрелок, уверенно стреляет по фашистам; боец в светлой майке ранен, на голове повязка, не покидает сражения, сосредоточенно ведет огонь из пулемета; женщина сжимает винтовку, выражение лица суровое, в глазах - ненависть.)

3. Героизм защитников Брестской крепости. (Стойкие, смелые, гордые; преданность Родине; стоять насмерть.)

2. Физкультминутка

 

«А теперь на месте шаг».
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

3. Работа над составлением плана к сочинению

План

I. Изображение мужества, стойкости, патриотизма защитников Брестской крепости на картине Е.А.Зайцева.

II. Основные герои картины.

1. Мужество, верность воинскому долгу молодого офицера, изображенного в центре картины.

2.Решительность и смелость бойца справа от офицера.

3. Отвага и бесстрашие красноармейца в светлой майке.

4. Стойкость женщины с винтовкой.

5. Патриотизм, высокое чувство долга перед родиной, лютая ненависть к фашистам защитников крепости.

III. Чему учит нас картина Е.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"?

4. Работа над черновиком сочинения.

Формировать умение сравнивать и обобщать, развивать образное и логическое мышление и речь.

VI. Рефлексия учебной деят-ти на уроке (3 мин.)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.

1. Обучающиеся размышляют о проделанной работе.

2. Оценивают свою деятельность на уроке.

3. Записывают д/з.

1. Рефлексия. Ребята, был ли интересен для вас урок, приобрели ли вы новые знания?

2. Каждый оценивает свою работу на уроке и работу своего товарища.

3. Д/з.: дописать сочинение  по картине Е.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году".

1. Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.

2. Ответственные выставляют оценки.

3. Записывают д/з.

Формировать у обучающихся научно-лингвистическое мировоззрение, умение связно излагать свои мысли в устной форме.

Список литературы

  1. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Методическое пособие для учителя. 10-11 классы. - М., 2005
  2. Титов В.А. Методика преподавания русского языка: конспект лекций. - М.: ПРИОР-издат, 2008г., 174 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. _м.: Просвещение, 2011г., с. 22-54
  4. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6 классе. - М., 2004г. с. 183-212


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

Брестская крепость

Компьютерная презентация, посвященная Великой Отечественной войне. Она рассказывает о героической обороне Брестской крепости....

Брестская крепость-герой

Материал посвящен  70-летию обороны Брестской крепости 1941-2011....

Брестская крепость

презентация, посвященная  городу-герою Брест...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...

Классный час "Первые дни Великой отечественной войны. Брестская крепость"

Классный час на тему Великой Отечественной войны. Подвиг защитников Брестской крепости....

Сочинение-описание картины Е.А.Зайцева "Оборона Брестской крепости в 1941 году"

Сочинение - это "упражнение высшего порядка" (Ф.И.Буслаев), изложение учащимися собственных мыслей на определенную тему (заданную или самостоятельно выбранную). Этот вид работы формирует коммуникативн...