О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счастье, жизнь за свободу страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oborona_brestskoy_kreposti.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и литературе

« Оборона Брестской крепости»

(«Крепость не пала. Крепость истекла кровью»)

…человека нельзя победить, если он этого                      не хочет. Убить можно, а победить нельзя. Человек выше смерти…

                                                                        Б. Васильев « В списках не значился»

Цели урока:

  • Воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма, национальной идентичности, гордости за свое государство, активной жизненной позиции;
  • Развивающие: формировать умение работать в группе, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы;
  • Обучающие: сформировать умения и навыки работы с историческими     источниками, художественным текстом, с Интернет-ресурсами; формировать умение поиска вариативных  способов адекватных путей решения проблемных ситуаций.

Планируемые результаты:

  • Личностные: самоопределение по отношению к событиям истории своего Отечества ; воспитание гражданина,  активно участвующего в общественной жизни страны, бережно относящегося  к истории своего края, умеющего сопереживать,  осознающего свою ответственность за судьбу страны перед грядущими поколениями.
  • Метапредметные: 

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют проблему, планируют работу группы, оценивают свои достижения с учетом мнения других;

Познавательные УУД: извлекают информацию из различных источников, анализируют реальные исторические проблемы и подбирают возможные пути их решения, формулируют выводы;

Коммуникативные УУД: овладевают опытом публичных выступлений, распределяют роли и сотрудничают в группе.

  • Предметные:

Базовый уровень:  умеют отличать художественное произведение от документального источника, знают и правильно понимают художественное произведение, повествующее об историческом событии, умеют работать с исторической картой, анализировать документальный источник и художественное произведение; приводят примеры, раскрывающие героизм советских воинов;

Повышенный уровень: понимают значимость эмоционального воздействия художественной литературы на читателя, умеют преобразовывать информацию в другую знаковую систему (таблицу);

Высокий уровень: умеют  использовать разные средства коммуникации (плакат, коллаж, листовка, буклет, иллюстрация) для достижения поставленной цели, самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Средства: С.С. Смирнов «Брестская крепость», документальная повесть, Б.Л. Васильев «В списках не значился», художественный фильм  А. Котта «Брестская крепость», А. Малюкова  «Я – русский солдат», Интернет- ресурсы, памятки: «Алгоритм анализа художественного произведения», «Алгоритм анализа документального источника», «Критерии оценивания устного ответа».

1)Продолжить знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне
2) Учить анализу художественного произведения.
3) Воспитывать интерес к истории страны.
4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.

Оборудование: видеопрезентация фотографий Брестской крепости, распечатанные фрагменты повести  С.Смирнова “Брестская крепость”, книги с произведением Б.Васильева « В списках не значился», Стенд “Лицо поколения”.

Ход урока

Предварительно учащиеся были разделены на группы и выполняли опережающее задание:

  1. “Историки” занимались исследованием документов об обороне Брестской крепости, подготовили для работы класса фрагменты документальной повести С.Смирнова “Брестская Крепость”.
  2. “Литературоведы”  анализировали повесть Б.Васильева « В списках не значился»
  3. “Иллюстраторы” оформляли стенд “Лицо поколения”, подбирали фотографии Брестской крепости для видеопрезентации, создавали иллюстрации на основе документального и художественного текстов.

Учащиеся садятся группами, в каждой из которых есть представители “историков”, “литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.)

Учитель:  В истории каждого государства существуют такие события, которые никогда не исчезнут и не сотрутся в памяти многих поколений. В истории нашего государства таким событием стала Великая Отечественная война. Все дальше и дальше уходят от нас великие сражения, но стоит только задуматься, и мы понимаем, что по-прежнему причастны к ним.

 Учащийся ( отрывки из сочинения):

В моей родне воевали деды и прадеды, но мне хотелось бы рассказать о дедушке Ване, в честь которого меня и назвали.

Дедушка родился в далеком тысяча девятьсот двадцатом году в Курской области, где по иронии судьбы во время Великой Отечественной войны проходили ожесточенные бои. Перед войной, после окончания курсов механизаторов,  он попал служить на Дальний Восток.

Осенью тысяча девятьсот сорок первого его часть была переброшена под Москву, туда же рвались немецко-фашистские захватчики.  Дед вспоминал об этом неохотно, говоря, что это был самый страшный период на войне. Было холодно и голодно, гибло много солдат. Потом он продолжал войну в воздушно-десантных войсках. Десантировался в тыл врага. Дедушка Ваня был, наверное, храбрым солдатом, потому что имел много наград.

В тысяча девятьсот сорок третьем году дедушку тяжело ранило, и, когда его везли на санях в госпиталь, в них попал снаряд. Погибли все: лошадь, санитар и остальные раненые. Выжил лишь один дед. Из него достали четырнадцать осколков. Он долго лечился и реабилитировался в госпиталях. После войны он окончил пожарные высшие курсы и долгое время работал в нашем городе начальником пожарной части. За добросовестную работу он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Умер он в семьдесят два года от осложнения ранений, полученных на войне.

Я горжусь своим дедом и с гордостью ношу его имя.

Давным-давно была война,

Война Вторая Мировая,

Пять лет без малого она

Несла беду, всё сокрушая.

Мой деда Ваня воевал -

Четырнадцать ранений в теле,

И если б он погиб тогда,

Я б не писал стихотворенье.

Спасибо, дед, что отстоял

Ты этот мир, весь красок полный,

И будем помнить мы всегда

Твой подвиг, честно совершенный!        

        

Учитель истории:  Огромную территорию охватила Великая Отечественная война: Смоленск, Ленинград, Москва, Сталинград, Курск, Одесса навсегда стали символами стойкости, мужества и героизма. (карта «Великая Отечественная война», на которой обозначены города-герои). Первой на пути немецко-фашистских захватчиков встала Брестская крепость. Наш урок посвящен ее защите.

Какова цель урока?(учащиеся отвечают)

- изучить события

- изучить художественные произведения, посвященные обороне Брестской крепости

- сопоставить художественные произведения  и документальную повесть

- выяснить, в чем значение обороны Брестской крепости

учащимся для подготовки к экзамену предлагается завести таблицу:

тема

проблема

Название произведения, автор

Пример с пояснением (аргумент)

 сообщение учащихся о создании книги С.С. Смирнова «Брестская крепость»

Впервые жители нашей страны о подвиге защитников Брестской крепости узнали из одноименной повести Сергея Сергеевича Смирнова.

Биографическая справка: Смирнов Сергей Сергеевич прозаик, драматург, журналист, общественный деятель. В своих воспоминаниях он пишет: «В 1954 году я заинтересовался  легендой о героической обороне Брестской крепости и начал разыскивать участников и очевидцев этих событий. Два года спустя я рассказал об этой обороне и о защитниках Бреста в серии радиопередач «В поисках героев Брестской крепости», получивших широкий отклик в народе. Поток писем, обрушившихся на меня после этих передач, исчислялся сначала десятками, а потом сотнями тысяч...Отклик слушателей заставил меня написать документальную повесть»

           Сергею Сергеевичу удалось разыскать оставшихся в живых участников обороны Бреста, расспросить об их подвигах и судьбах. В течение десяти лет после окончания войны Брестская крепость лежала в забытых и заброшенных развалинах, а ее герои-защитники — не только были безвестными, но, в большинстве своем, пройдя через гитлеровский плен, попали в  сталинские концлагеря. Писатель фактически сумел восстановить историю обороны Брестской крепости из пепла. За усилия вернуть доброе имя тысячам фронтовиков Сергей Смирнов уже заслужил низкий поклон. Однако главными, на мой взгляд  в его книге стали рассказы  о героизме русского солдата, о людях, которые сражались, продолжали сражаться в условиях абсолютно бесперспективных и безнадежных.  

В чем заслуга С.С. Смирнова?

Учитель истории: Сергей Сергеевич Смирнов буквально по крупицам собирал исторические сведения о Брестской крепости и ее защитниках. Со страниц его книги мы узнаем о том, какой была крепость накануне Великой Отечественной войны, группа историков подготовила сообщение, прослушав которое вы должны ответить на вопрос

Насколько укрепления Брестской крепости могли стать серьезным препятствием для танков и самолетов?

сообщение «Брестская крепость накануне войны»

 Учитель литературы: Обратимся к художественному произведению, посвящённому обороне Брестской крепости, - повести Б.Васильева « В списках не значился».

Биографическая справка: Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматься литературной деятельностью. Первое же крупное произведение писателя (повесть "А зори здесь тихие...", вышедшая в 1969 году) принесло ему известность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получила развитие в повести "В списках не значился" (1974).

Борис Васильев знал, что такое война, пережив её в юности, может, поэтому героем его повести становится девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников , накануне войны  окончивший училище, приехавший в Брестскую крепость в ночь на 22 июня и в списках данной части не значившийся…

 -  Какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова?

 « Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело что-то бесформенное, и дрожкач остановил лошадь.

- А разве это уже крепость?

- Да. Перейдем мост через обводной канал, и будут Северные ворота.

- Крепость! – Коля тихо рассмеялся. – Я ведь думал – стены да башни. А она, оказывается, вон какая, эта самая Брестская крепость… »

Учащиеся самостоятельно анализируют текст:

(В этом эпизоде мы отчетливо видим, как главный герой удивляется несовпадению между своим представлением  о Брестской крепости  и ее настоящим обликом. Он думал, что крепость куда масштабнее, больше и заметнее. )

Насколько укрепления Брестской крепости могли стать серьезным препятствием для танков и самолетов?

Учащиеся обобщают полученную информацию.

  • Кадры из фильма А.Котта «Брестская крепость»

Учитель истории: на Брестскую крепость наступала 45 немецкая пехотная дивизия, усиленная танками, артиллерией и авиацией. Им противостоял гарнизон численностью 3,5 тысячи человек. Остальные части были расположены в окрестностях города, где шли традиционные летние учения. Фашисты знали о численности гарнизона, поэтому на захват отводили несколько минут. Уже в первые часы войны крепость была отрезана от внешнего мира, поэтому, что делается за ее пределами,  гарнизон не знал. Прежде всего, командиры попытались связаться с командованием по радио, однако дивизионные радиостанции не отвечали.        

24 июня бомбежка была особенно длительной, это позволило командирам собраться на совещание, обсудить обстановку, принять решение, в результате был составлен приказ №1 – единственный исторический документ, который был найден при разборе развалин крепости. Из него мы узнаем о том, кто руководил обороной Брестской крепости

  • Проект учащихся « Герои Брестской крепости»

2-й урок

Учитель литературы:

 Герой повести Николай  Плужникова  свой первый серьёзный поступок совершил ещё до войны: отказался  от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом (через три года мог бы поступить в академию): “ Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках”. И это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека, который доказывает его в первые часы войны. Страха нет, просто нет времени испугаться, но есть долг, есть осознание того, что он, командир, должен быть примером, поэтому Плужников даже стесняется пригибаться под осколками, чтобы солдаты вдруг не подумали о его страхе.

 Что  означает  «в списках не значился» ? Лейтенанта нет в документах части, следовательно, если он покинет крепость, это не будет считаться дезертирством. Он же может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места, тем более что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже нет таких мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы. И Николай начинает войну. Первые дни будут страшны, на глазах лейтенанта гибнут люди, смерть, о которой он никогда не задумывался – рядом.

  •  Отрывок из фильма А.Котта «Брестская крепость» эпизод рукопашного боя
  • Анализ эпизода « Рукопашный бой» 2-я часть повести Б.Васильева стр. 365.

 Плужникова больно ударили по голове сапогом, но он сумел вскочить и прижаться спиной к кирпичам.

Со света казалось, что в костеле темно. В сумраке и кирпичной пыли, хрипя и яростно матерясь, дрались врукопашную, ломали друг другу спины, душили, рвали зубами, выдавливали глаза, раздирали рты, кромсали ножами, били лопатами, кирпичами, прикладами. Кто плакал, кто кричал, кто стонал, а кто ругался — разобрать уже было невозможно. Плужников видел только широко оскаленные рты и слышал только протяжный звериный рев.

Все это пронеслось перед ним во мгновение, как моментальная фотография, потому что в следующее мгновение он оторвался от стены и кинулся в глубину, где еще вспыхивали короткие веера очередей. Он не решался стрелять издалека, потому что между ним и вспышками то появлялись, то исчезали фигуры. Он оттолкнул кого-то, кажется, своего, выстрелил в близкое ощеренное чужое лицо, споткнулся, упал на клубок тел, катавшихся по полу, бил тяжелым ТТ по стриженому затылку, и затылок этот дергался все медленнее, все безвольнее, а когда совсем перестал дергаться, самого Плужникова с такой силой ударили по голове, что на какое-то время он потерял сознание и сунулся лицом в раздробленный им же самим немецкий, недавно подстриженный затылок.

Очнувшись, он не нащупал пистолета, а встать не смог и опять на четвереньках пополз к стене, размазывая по лицу чужую кровь. Голова не хотела держаться прямо, клонилась, и он уговаривал себя не терять сознания, смутно соображая, что растопчут. Он почти добрался до стены, как кто-то схватил его за сапог и потащил назад, под ноги надсадно хрипящих солдат. Он извернулся, увидел широкое, залитое кровью лицо, остро торчащие остатки зубов в раздробленной челюсти, кровавую слюну, распухший, вывалившийся  язык и закричал. Он кричал тонко, визгливо, а немец, улыбаясь мертвой улыбкой, все волок его к себе и волок, и Плужников вдруг с поразительной ясностью понял, что это — смерть, и сразу вспотел, и продолжал визжать, а немец все тащил его и тащил, медленно и неуклонно, как во сне. И совсем как во сне у Плужникова не было сил, а был только липкий, черный, лишающий рассудка страх.

Кто-то упал на него и пополз от головы к ногам, к немцу, упираясь босой ногой в подбородок лейтенанта. И Плужников почувствовал, как немец отпустил его ногу и как странно подпрыгивает на его животе полуголый маленький боец. Это было больно, но уже не страшно, и Плужников кое-как вылез из-под бойца и увидел, что боец этот — с расцарапанной щекой, — стоя на коленях, бьет и бьет полотном саперной лопатки по шее немца и что лопатка эта с каждым ударом все глубже и глубже входит в тело, и немец судорожно корчится на полу.

Бой кончился, затихали последние стоны, последние крики и последняя ругань: немцы, не выдержав, бежали из костела, а кто не мог убежать, доходил сейчас на окровавленном кирпичном полу.

 

  • Учитель подводит итог, читая стих-е  Ю.Друниной « Я только раз видала рукопашный…»

Учитель истории:  прочитайте внимательно отрывок, ответьте на вопрос: с какими трудностями столкнулись защитники Брестской крепости?

(работа с отрывком из документальной повести)

В мемориальном комплексе, посвященном защитникам Брестской крепости, есть скульптурная композиция «Жажда», которая представляет собой фигуру солдата с каской в руках. Он пытается принести в ней воды. Как вы думаете, почему спустя много лет скульпторы сочли своим долгом это увековечить?

Б.Васильев Анализ эпизода «Жажда»

Денищик лежал с закрытыми глазами, и перевязанная грязным, пропитанным кровью тряпьем грудь его судорожно, толчками приподнималась при каждом вздохе. Плужников хотел сесть, но рядом, плечом к плечу, лежали другие раненые, и он смог только опуститься на корточки. Это было трудно, потому что у него давно уже болела отбитая кирпичами спина.

 — Соседа отодвинь, — не открывая глаз, сказал Денищик. — Он вчера еще помер.

 Плужников с трудом повернул на бок окоченевшее тело — напряженно вытянутая рука тупо, как палка ударилась о каменный пол, — сел рядом. Осторожно, страшась привлечь внимание, отцепил от пояса фляжку. Денищик потянулся к ней и — отстранился:

 — А сам?

 — Я — целый.

 Она все-таки булькнула, эта фляжка, и сразу в подвальной мгле зашевелились люди. Кто-то уже полз к ним, полз через еще живых и уже мертвых, кто-то уже хватал Плужникова за плечи, тянул, тряс, бил. Согнувшись, телом прикрывая пограничника, Плужников торопливо шептал:

 — Пей. Пей, Володя. Пей.

 А подвал шевелился, стонал, выл, полз к воде, протянув из тьмы десятки исхудалых рук, страшных в неживой уже цепкости. И хрипел единым страшным выдохом:

 — Воды-ы!..

 — Нету воды! — громко крикнул Плужников. — Нету воды, братцы, товарищи, нету!

 — Воды-ы!.. — хрипели пересохшие глотки, и кто-то уже плакал, кто-то ругался, и чьи-то руки по-прежнему рвали Плужникова за плечи, за портупею, за перепревшую от пота гимнастерку.

 — Ночью принесу, товарищи! — кричал Плужников. — Ночью, сейчас головы не поднимешь! Да пей же, Володька, пей!..

 Замер на миг подвал, и в наступившей тишине все слушали, как трудно глотает пограничник. Пустая фляжка со стуком упала на пол, и снова кто-то заплакал, забился, закричал.

 — Значит, завтра помру, — вдруг сказал Денищик, и в слабой улыбке чуть блеснули зубы. — Думал, сегодня, а теперь — завтра. А до войны я в Осводе работал. Целыми днями в воде. Река быстрая у нас, далеко сносит. Бывало, наглотаешься… — Он помолчал. — Значит, завтра… Сейчас что, ночь или день?

 — День, — сказал Плужников. — Немцы опять уговаривают.

 — Уговаривают? — Денищик хрипло засмеялся. — Уговаривают, значит? Сто раз убили и все — уговаривают? Мертвых уговаривают! Значит, не зря мы тут, а?.. — Он вдруг приподнялся на локтях, крикнул в темноту: — Не кляните за глоток, ребята! Ровно глоточек был, делить нечего. Уговаривают нас, слышали? Опять упрашивают…

Учитель литературы: когда наступает затишье, и приходит осознание всего происходящего, Коля Плужников растерялся, его мучает чувство вины: « он выжил потому, что кто-то погиб за него? Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя».Обостренное чувство совести едва не толкает его на страшный поступок: уйти из жизни. Эта растерянность вполне понятна. На совсем еще молодого человека обрушилась такая ответственность, такая беда. Но еврейская девушка Мирра своими словами: “Ты Красная армия”,- возвращает Плужникову уверенность в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли.Он будет одним из немногих, кто наводил ужас на фашистов из “темных стреляющих подземелий”.

В повести есть любовная линия. Уместна ли она? Зачем ее ввел Б.Васильев?

 Анализ эпизода « Любовь Николая и Мирры»

В повести показана нежная любовь двух людей: еврейской девушки  Мирры и Николая. Сначала Плужникову «очень не понравилась осведомленность этой хромоножки. Она была наблюдательна, не глупа, остра на язык: с этим он был готов мириться, но ее осведомленность о наличии в крепости бронетанковых сил, о передислокации частей лагеря, даже о спичках и соли не могла быть случайной». Постепенно его чувства к этой девушке начинают меняться: «Противоречивые чувства странно переплетались в нем. Горечь от гибели тети Христи и Степана Матвеевича и тихая радость, что рядом – хрупкая и беззащитная девушка… Он никогда не ощущал себя таким сильным и смелым, лишь одного не мог сейчас: не мог протянуть руку и коснуться девушки. Очень хотелось этого – и не мог». Писатель провел своего героя через испытание любовью. Николай и здесь проявил себя достойно. Он любил и берег Мирру. Ему открылась прекрасная душа этой женщины. Сам Николай черпал в этом чувстве силы для борьбы. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни. “А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?”, - спрашивает Мирра, как бы извиняясь, за то, что с ней случилось, о чем она даже и мечтать не могла из-за своего недуга.

Учитель литературы: (Вспомним о возрасте лейтенанта и Мирры. Они только стоят на пороге жизни, в которую врывается война. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни.

 Минуту счастья делим на двоих,

 Пусть - артналёт,

 Пусть  смерть от нас –

 на волос,

 Разрыв!

 А рядом –

 нежность глаз твоих

 И ласковый  срывающийся голос…

Минуту счастья делим на двоих…

В повести Васильева есть такие строки:  «Война всё выворачивала наизнанку, даже их первую любовь…» После своей слабости в первые дни войны, Николай испытывает второй удар, он должен отпустить Мирру:

 Драматична сцена прощания героев: 
« Мы должны расстаться, — тихо, словно через силу, сказала она. — Родной мой, мы должны расстаться с тобой.
— Расстаться? — Он ничего не понимал. — Как расстаться? Зачем? Ты заболела
— У нас будет маленький.
— Маленький? Как маленький?
Эта новость обрушилась на него вдруг, как стена, и, еще ничего не поняв, ничего не осознав, он почувствовал страх. Лишающий разума леденящий страх одиночества.
— Я — нормальная женщина, и случилось то, что должно было случиться. Вероятно это — счастье, даже, наверное, это — огромное счастье, но за счастье надо платить.
— Не уходи, — с тупым отчаянием сказал он. — Только не уходи.
Он не думал, что говорит: в нем кричало отчаяние. Мирра медленно покачала головой:
— Нельзя.
— Да, да, я понимаю, понимаю.
Плужникову хотелось кричать, хотелось вылезти наверх, хотелось выпустить в немцев все снаряженные диски, хотелось погибнуть, потому что боль, которую он испытывал сейчас, была страшнее смерти. 
Мирра заговорила тихим, печальным голосом, словно уже прощаясь навсегда:
— Если бы не маленький, если бы не он, Коля, я бы никогда не оставила тебя. Я думала, что так и будет, что я умру немножечко раньше, чем ты, и умру счастливой. Ты — моя жизнь, мое солнышко, моя радость, все — ты, ты все, что у меня есть. Но маленький должен родиться, и должен родиться здоровеньким, обязательно здоровеньким, а здесь… Здесь я каждую секунду чувствую, как убывают его силы. Я была счастлива. Я была так счастлива, как не может быть счастлива никакая другая женщина во всем мире, потому что это счастье дал мне ты, ты один и только мне одной. Дал вопреки войне, вопреки моей судьбе, вопреки всему на свете! Я знаю, что тебе тяжелее, чем мне: ты остаешься один, а я уношу с собою кусочек твоего будущего. Я знаю, что сейчас идут самые страшные часы нашей жизни, но мы должны, мы обязаны пережить их, чтобы жил он, наш маленький. Ты не беспокойся, я уже все продумала. Ты только поможешь мне пробраться к этим женщинам, а уж они выведут меня из крепости.
Она говорила, улыбаясь изо всех сил, а из глаз неудержимо катились слезы. Они капали на руку Плужникову, а он никак не мог заплакать, потому что его собственные последние слезы упали на ржавый армейский сухарь, и больше слез уже не осталось. И вероятно, поэтому его пекло внутри, будто сердце обложили горящими угольями.
— Ты должна идти, — сказал он, — Ты должна добраться до своей мамы и вырастить сына. И если только я останусь в живых…
— Коля!
— Если я останусь в живых, я найду вас, — строго повторил он, — А если нет… Ты расскажешь ему о нас. О всех нас, кто остался тут под камнями.
— Он будет молиться на эти камни.
— Молиться не надо. Надо просто помнить.»

            Судьба сжалилась над Плужниковым. Он не видел гибели любимой, но всего  остального хватил в полной мере.

  Анализ эпизода « Смерть Мирры» ( 4 часть, стр. 489)

(Сцена из фильма « Я русский солдат» Эпизод гибели Мирры)

Учитель литературы: любовная линия в повести обостряет восприятие всего происходящего. Она внесена Васильевым не случайно. Без нее не так остро бы ощущалась трагедия отдельного человека, который рожден для жизни, любви, счастья, и ничего не в силах изменить перед лицом глобальной человеческой катастрофы – войны.

Трагедия отдельного человека показана в повести и через тему предательства.

Почему люди готовы были предать своих?

(анализ эпизодов  «Предательство Федорчука и Прижнюка» )

Учитель истории : не каждый человек может вынести страшные испытания, не каждый способен видеть смерть постоянно и осознавать то, что ходит она рядом. Тем более, что фашисты использовали  множество способов для того, чтобы сломить сопротивление защитников. Прочитайте внимательно отрывок из документальной повести. Какие методы использовали фашисты, чтобы сломить сопротивление советских солдат?

(анализ отрывка из документальной повести, текст №2)

Какие методы использовали фашисты, чтобы сломить сопротвление советских воинов?

Анализ эпизода  из фильма « Я – русский солдат» ( окончание фильма)

Учитель литературы: Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отважностью, уважение даже у врага:

“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти”.

Учитель истории: фашисты отводили на захват крепости несколько минут, в итоге сообщили о том, что крепость взята 29 июня 1941года. Тем не менее, на стенах крепости сохранились надписи ее защитников о том, что бои продолжались еще больше месяца. Однако Борис Васильев в своем произведении утверждает, что Плужников вышел к немцам в апреле 1942 года. Как вы думаете, что дает основание писателю так заканчивать повесть?

Оказывается, об этом говорят сами фашисты. В книге английского военного историка Генри Лиддела Гарта бывший немецкий генерал Блюментрит рассказывает о том, что в течение всего 1941 года в районе крепости гибли немецкие солдаты, которых убивали советские призраки.

Чтение эпилога учителем литературы

Учащийся : Стих-е Р.Рождественского « На Земле безжалостно маленькой…»

Сообщение учащихся  о мемориале: На сегодняшний день в братской могиле захоронено 850 защитников Брестской крепости. Известны имена только 213 героев. На берегу реки Мухавец расположена скульптурная композиция "Жажда".

 (Стихотворение читается под лирическую музыку, на экране транслируются последние эпизоды фильма «Брестская крепость»)

Он упал
В пылающем Бресте,
На краю огромной беды
С жаждой боя
И правом мести,
И - хотя бы глотка воды.
Обозначились резче скулы,
Сжала намертво каску рука:
Изваял таким его
Скульптор
На века.

День настал - 
По мемориалу 
Разлилась людская волна.
Отделилась 
Капелькой малой 
От неё 
Старуха одна.
Чтоб жаждущему 
Поклониться,
Не букет несла, 
Не венок - 
Просто в каску плеснула водицы
И шепнула:
- Попей, сынок!

После выступлений представителей учащимся предлагается сделать выводы о роли эпиграфов, поразмышлять о сегодняшнем времени, об истории, эмоциональном воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну, отвечают на вопрос: «В чем смысл обороны Брестской крепости?»

Домашнее задание: эссе «Война – святее нету слова…», заполнить таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"

История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой  и Великой Отечественной войнах....

О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"

Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "

В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории

В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории  Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."

К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить......

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...