О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_a_gorod_zhil.doc91 КБ
Office presentation icon 3.ppt945.5 КБ
Файл shulzhenko.pptx1.63 МБ
Файл leningrad_k_otkr._uroku.pptx327.38 КБ
Office presentation icon shostakovich.ppt695.5 КБ
Файл futbolnyy_match_v_blokadnom_leningrade.pptx1.02 МБ
Office presentation icon teatry.ppt1.76 МБ
Файл uchyoba_v_leningrade.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

            Интегрированный урок по истории и литературе « К 70-летию снятия блокады                        Ленинграда»

 ( условное название « А Город жил…»)

Цель:  Познакомить  с одной из героических страниц истории нашей страны – с культурной жизнью блокадного Ленинграда.

2.) Продолжить знакомство с произведениями о ВОв.
3) Воспитывать интерес к истории страны.
4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события  блокадного Ленинграда. Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом.

Оборудование: видеопрезентации фотографий блокадного Ленинграда, коллажи на тему «…А музы не молчали», атласы, распечатанные тексты стихотворений О.Берггольц и А.Ахматовой, запись песни «Синий платочек», фрагмент записи Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича

3.  Продолжительность: 90  минут

Тип урока: интегрированный урок по литературе, истории, музыке

Оформление доски:

Эпиграф: 

                    Я счастлив тем, что в пламени суровом,

                    В дыму блокад.

                    Сам защищал и пулею и словом

                    Мой Ленинград!»

                    Вс.Рождественский «Белая ночь» 1942

                     Трагедия всех трагедий — душа моего поколенья,

                 единственная, прекрасная, большая душа моя.

                                      О.Берргольц «Верность»

                 Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,

                 Мы — смертью попирающие смерть.

                               О.Берргольц

Перед началом урока звучит  песня Е.Ваенги «Мы же с тобой ленинградки»

Учитель истории: мы продолжаем серию уроков «История Великой Отечественной войны в лицах», сегодня наш разговор пойдет о  блокаде Ленинграда (учащиеся записываю тему урока в тетрадь). Как вы думаете, почему?

27 января – это день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков

Кадры из фильма

При слове блокада в памяти многих людей всплывают эти страшные фотографии. Однако, сегодня на уроке мы поведем разговор не только о трудностях в блокадном городе.

Задание: 1) к концу урока сформулируйте название, которое бы в полной мере отражало его содержание.

2) придумайте синквейн, раскрывающий тему урока

Учитель истории: по плану ведения войны против СССР на Ленинград наступала группа армий Центр, изначально предполагалось захватить Ленинград и только затем начать мощное наступление на Москву. Как вы думаете, почему ?

Работа с картой

1. Где расположен Ленинград (географическое положение)

2. В чем его стратегическое значение? (главная база Балтийского флота)

По плану немецкого командования предполагалось город и его население полностью уничтожить, а на его месте создать искусственное озеро. Но захватить город сходу фашистам не удалось, уже летом 1941 года на подступах к Ленинграду начались ожесточенные бои. В конце августа Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. город оказался в тисках. 8 сентября немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. Начались кровопролитные бои на Пулковских высотах и южных окраинах города. Фактически город оказался в блокаде. Опасаясь больших потерь при повторном  штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.

Что означает слово «блокада»? (работа со словарем)

Рассмотрите внимательно карту, что на практике означала блокада. Каким образом могла осуществляться связь с большой землей?

Доро́га жи́зни -  единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

Презентация « Ленинград довоенный и блокадный»

Учитель литературы читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

Учащийся :

И стоит мой Город зашитый…

Тяжелы надгробные плиты

На бессонных очах твоих.

Мне казалось, за мной ты гнался,

Ты, что там погибать остался

В блеске шпилей, в отблеске вод.

Учитель литературы: ? Что, по- вашему, в стихотворении А.Ахматовой означает фраза

« Город зашитый?

(«Зашитый город» - это закамуфлированные и обшитые досками монументы, это витрины, забитые горбылём и фанерой, это окна, как будто прошитые белыми стёжками – наклеенными полосами газет).

? Как вы думаете, что означает метафора «бессонные очи» города?

(« Бессонные очи» города – это круглосуточная работа службы ПВО, предупреждавшая воем сирен об опасности налёта, это непрерывная работа ленинградского радио).В памяти Ахматовой город довоенный сливается с тем "зашитым", каким она видела его осенью 1941 года. К этому времени в залах Эрмитажа оставались рамы с каталожными карточками, в которых указывалось, какая картина здесь висела. Не было "блеска шпилей". Знаменитые шпили и купола были ориентирами для вражеской авиации, их необходимо было замаскировать. Для этих работ были привлечены альпинисты. Первыми маскировали шпили Адмиралтейства и Инженерного замка. На них надели брезентовые чехлы. Шпиль Петропавловского собора был закрашен поздней осенью 1941 года. Тогда же покрыли серой защитной краской купола Исаакиевского и Никольского соборов.

Чтец : Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит.

Он живой еще, он все слышит.

                                         Анна Ахматова

Учитель литературы : Ленинград, действительно, был жив… Голосом города в это нелёгкое время стали  деятели литературы и искусства .Не смотря на массовую эвакуацию из Ленинграда коллективов театров, музыкантов, писателей и других работников культуры, выехавших вглубь страны с ценностями музеев, библиотек, ВУЗов и научных учреждений, в городе остались видные писатели, композиторы, художники, музыканты, артисты.Многие ушли в действующую армию и ополчение. Другие с первых дней войны встали в строй армии идеологического фронта. Творческая интеллигенция подчинила свою работу интересам фронта и тыла. При Политоделах Ленфронта и КБФ были созданы оперативные писательские группы, куда входили известные ленинградские литераторы: В.Азаров, О.Берггольц, В.Вишневский, Зонин, В.Инбер, Н.Катерли, В.Кетлинская, В.Кочетов, А.Крон, Б.Лихарев, В.Лифшиц, А.Прокофьев, В.Саянов, Н.Тихонов, Л.Успенский, А.Чаковский, Н.Чуковский, А.Штейн и многие другие.

Они были писателями и военными корреспондентами одновременно. Выезжали на передний край – к летчикам, морякам, в стрелковые части, на Дорогу Жизни. Проводили там беседы, писали очерки о лучших снайперах, ассах, подводниках, разведчиках, шоферах и тут же передавали их в газеты и на радио. Большое внимание уделяли ленинградцам. Выезжали на заводы, выступали в печати, по радио, всякий раз находя искренние и действенные слова, вселявшие уверенность, помогавшие жить и бороться за победу. Писали стихи и прозу, пьесы и тексты листовок, подписи к плакатам. В.Вишневский, О.Берггольц, Н.Тихонов, А. Прокофьев и другие стали выразителями и глашатаями патриотических чувств ленинградцев. Особое отношение было к стихам. Воины носили в карманах гимнастерок вырезки из газет со стихами, горожане переписывали в тетрадки, учили наизусть, читали на концертах художественной самодеятельности

Презентация « Творчество А.Ахматовой о блокадном Ленинграде»

Учащиеся: Ахматова застала в Ленинграде первые недели блокады с голодом, бомбежками и обстрелами. "И этот скорбный образ родного города, обреченного на неслыханные муки, навсегда слился для меня с мыслью о войне как о величайшем бедствии, которое может постичь человечество", - записала она много позже. Переживая вместе со всеми лишения и ужасы блокады, Ахматова больше всего откликалась на страдания детей, а детьми были и малыши, и уходившие на фронт старшеклассники.

Чтец: Важно с девочками простились,

         На ходу целовали мать,

         Во все новое нарядились,

         Как в солдатики шли играть.

         Ни плохих, ни хороших, ни средних...

         Все они по своим местам,

         Где ни первых нет, ни последних...

         Все они опочили там.

Согласно заранее составленным спискам, видных деятелей культуры эвакуировали за пределы блокадного кольца воздушным коридором. Покидая осажденный город, Ахматова везла в Москву тайну, которую доверила ей Ольга Берггольц. Имея возможность эвакуироваться, Ольга Федоровна сознательно осталась в Ленинграде. Всю блокаду она вела дневники. Прекрасно понимая, что далеко не все, чему она была очевидицей, можно было фиксировать на бумаге, она сделала тайник для хранения своих тетрадей. Где был этот тайник , она написала Марии Федоровне - сестре, для того чтоб та извлекла ее дневники после войны, если она не доживет до этого времени. (Дневники О. Берггольц до сих пор еще не опубликованы. Видимо, их время даже через полстолетия еще не наступило. Это письмо она отдала Анне Андреевне.

Все вы мной любоваться могли бы,

Когда в брюхе летучей рыбы

Я от злой погони спаслась... -

писала Ахматова, покинувшая город 27 сентября 1941 года.

    Эвакуировали не только самолетами, но и легендарной Дорогой Жизни: зимой по льду, летом - по воде через Ладогу. Далеко не всех довезли до Большой Земли. Жизнь Ахматовой в эвакуации была наполнена тревогой о Ленинграде и оставшихся там людях. Она чувствовала свою неразлучность с великим страдающим городом:

Разлучение наше мнимо:

Я с тобой неразлучима,

Тень моя на стенах твоих.

Отраженье мое в каналах,

Звук шагов в Эрмитажных залах...

Оказавшись в безопасности, оторванная от города, она жадно ловила все сведения, которые просачивались за блокадное кольцо.Когда Ахматова в Ташкенте узнала о гибели соседского мальчика Вали Смирнова, она написала:

Учитель литературы:

Постучись кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда...

Твоего я не слышала стона,

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

    Погибли очень многие из ее довоенного окружения. Ей было о ком "рыдать над безмолвием братских могил".

Чтец  читает стихотворение А.Ахматовой «Мужество»

 Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

                     23 февраля 1942, Ташкент

Учитель литературы: Что является для лирической героини символом родины?

Ещё одна поэтесса,  которая разделила судьбу блокадного Ленинграда – Ольга Берргольц.

Презентация о творчестве О.Берргольц в блокадном Ленинграде.

Как поэт Ольга Федоровна Берггольц окончательно сложилась в блокадную ленинградскую зиму 1941/42 года. Она и сама признавала это:

Я счастлива.

И все яснее мне,

что я всегда жила для этих дней,

для этого жестокого расцвета.

Эта молодая женщина стала живой легендой для своих сограждан. Они называли ее  «ленинградской мадонной». Ее душа и слово были настроены так, чтобы постоянно впитывать и удерживать в себе людское страдание. Трудно назвать другого поэта, которого бы любили так, как любили Ольгу Берггольц осажденные ленинградцы. Как ждали они ее выступлений по радио, как прислушивались к ее голосу:

         Покуда небо сумрачное меркнет,

        Товарищ, друг, прислушайся, поверь.

         Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,

         Мы — смертью попирающие смерть.

Слушатели воспринимали ее слова как свои, только многократно усиленные. И слова объединяли людей в то «великое блокадное братство», имя которому мужество Ленинграда, смертью поправшего смерть...Недавно опубликованы некоторые письма Ольги Берггольц той поры. В одном — к сестре — она так описала свое выступление:«Когда села к микрофону, волновалась дико, и вдруг до того начало стучать сердце, что подумала: не дочитаю, — помру. Правда. И потому говорила задыхаясь и чуть не разревелась в конце, а потом оказалось, что, помимо текста, именно это «исполнение» и пронзило ленинградцев. Мне неудобно даже тебе писать об этом, по факт, при этом для меня совершенно неожиданный: на другой день все говорили об этом выступлении...» Жизнь Ольги Берггольц была неотрывна от жизни блокадного Ленинграда, а потому, раскрывая себя, она точно и правдиво рассказывала ленинградцам о них самих.

Еще в декабре 1941 года Ольга Федоровна пишет стихотворение «Разговор с соседкой». Она обращается к рядовой ленинградке, одной из тысяч мирных жителей города:

Чтец :

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем.

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем.

Вот мы прожили почти полгода,

полтораста суток длится бой.

Тяжелы страдания народа —

наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное воющее небо,

дрожь земли, обвал невдалеке,

бедный ленинградский ломтик хлеба —

он почти не весит на руке...

Для того чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист —

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви...

Столько, что минутами в смятенье

ты сама себя не узнаешь:

«Вынесу ли? Хватит ли терпенья?»

«Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь».

Учитель: Идет четвертый месяц блокады. Воздушные тревоги длятся по десять—двенадцать часов. Ленинградцы получают от 125 до 250 граммов хлеба. Смерть уже вошла в город.И как же важна здесь была поддержка словом! ...сядем, побеседуем вдвоем... В этой фразе — вся Берггольц. Кто еще мог с такой задушевностью, безыскусственностью, простотой и убежденностью говорить с миллионным городом? И самое главное — она не только умела это делать, но и не могла не делать!Обратите внимание на последние 2 строчки стихотворения. Они построены в форме диалога.  Два вопросительных предложения « Вынесу ли? Хватит ли терпенья?» сменяются  совершенно иной по звучанию последней строкой. Охарактеризуйте её, пожалуйста. (восход.градация создаётся за счёт использования  определ-личных предложений, сказуемые выражены глаголами в будущем времени. Это как указание на то, что всё свершится - и  «Вынесешь. Дотерпишь. Доживёшь.»)

Учащаяся: Чем сильнее и неотступнее надвигалась опасность на осажденный врагом город, тем презрительнее и возмущеннее говорила о фашистах Берггольц, славя жизнь, утверждая веру в победу:

Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

а мне не счесть души моей богатства,

а я затем хочу и буду жить,

чтоб всю ее,

как дань людскому братству,

на жертвенник всемирный положить.

Грозишь?

Грози.

Свисти со всех сторон.

Мы победили.

Ты приговорен.

Учитель литературы: В стихах Ольги Берггольц, которые она читала тогда по радио, не было пейзажей, не было никаких красок : Ее город всегда имел только два цвета — черный и белый: белый — это снег, доходивший тогда едва ли не до третьих этажей, а черный — стены ленинградских домов, исчерканные полосами дыма, тянувшимися из окон, откуда торчали выведенные через форточки трубы печей-времянок. Ну и, конечно, бумажные кресты на окнах.

Учащаяся: Ольга Берггольц воспринимала свой город в блокаде, так же как и все ленинградцы.

...дни придут,

и чьи-то руки пепел соберут

из наших нищих, бедственных времянок.

И с трепетом, почти смешным для нас,

снесут в музей, пронизанный огнями,

и под стекло положат, как алмаз,

невзрачный пепел, смешанный с гвоздями!

Она всегда стремилась сохранить, закрепить, спасти от забвения блокадный день. Именно потому строки этого поэта отпечатаны навечно на памятной стене Пискаревского кладбища.

Чтец:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна...

Кронштадский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза ...

Бессонные ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны принесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю,

Я горожанка, мать красноармейца.

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

   Учитель литературы:  Многим горожанам помогала справляться с нервным перенапряжением музыка, которую щедро транслировали по ленинградскому радио. Оно стало необходимой частью жизни блокадного города, его не выключали ни днем, ни ночью. Чаще всего оно передавало щелканье метронома или сигналы воздушной тревоги, голоса О. Берггольц, М. Петровой, Б. Эйхенбаума, Г. Макогоненко и многих других, старавшихся поддержать своих сограждан, однажды ленинградцы услышали

(звучит отрывок из 7-ой симфонии Шостаковича)
   

Презентация  о Д.Д. Шостаковиче  на фоне музыки.

Огромным событием, наполнивших ленинградцев гордостью, было исполнение в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии, которую он посвятил подвигу города, его страданиям. Это было 9 августа 1942 года. Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Говоров обеспечил на несколько часов тишину в городе. Для этого потребовалось 3 тысячи крупнокалиберных снарядов. Операция под кодовым названием "Шквал" вывела на необходимое время из строя вражескую артиллерию. В 7 часов вечера в Филармонии зажглись хрустальные люстры и зазвучала музыка. Она транслировалась по радио не только на Ленинград, Советский Союз, но на всю Европу. Ленинградцы слушали "свою симфонию". Чтобы оркестр был полным, в его состав вошли отозванные с фронта музыканты. Дирижировал К. Элиасберг, руководивший оркестром радиокомитета.

Знаменитая ленинградка,
Притворившись нотной тетрадкой,
Возвращалась в родной эфир, -

писала об этом событии Ахматова.
    Само рождение "Ленинградской симфонии" было духовным подвигом непреходящего значения. Ахматова слушала ее в Ташкенте 21 июня 1942 года, то есть за полтора месяца до исполнения в осажденном городе. Она была потрясена. "Какая страшная вещь... Вторую и третью части нужно слышать несколько раз, чтобы проникнуться ими, а первая доходит сразу. Какой ужас эти гнусные маленькие барабанчики... Там есть место, где скелеты танцуют фокстрот... Радостных нот, победы радости нет никакой: ужас сплошь. Вещь гениальная, Шостакович - гений, и наша эпоха, конечно, будет именоваться эпохой Шостаковича , - делилась она пережитым с Лидией Корнеевной Чуковской.

Учитель литературы: И музыка, и песня стали мощным оружием в невероятной схватке добра и зла.

Презентация о творчестве К.И.Шульженко и фронтового джаз-ансамбля.

 Песни Клавдии Шульженко «Синий платочек», «Давай закурим!», «Однополчане» вдохновляли и придавали силы. Как бы через линии разрывов, окопов, обстрелов звучала пронзительная мелодия человеческих переживаний и солидарности, спасающая души на грани жизни и смерти. 
Еще в самом начале войны Клавдию Шульженко в Доме Красной Армии аттестовали как добровольно вступившую в ряды Вооруженных Сил и выдали военную форму. Она стала рядовым Красной Армии, а ее коллектив получил звание Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Командование выделило им небольшой старый автобус, который превратился в дом на колесах. Они выступали на заводах Ленинграда. Перед артистами представали заводчане с серыми землистыми лицами, сидевшие кто на полу, кто на станках. Они не хлопали, берегли силы. Оркестр тоже редел, артисты умирали от голода. Только работа спасала от смерти, от тоски, от ужаса и страха. 
В апреле 1942 года по последнему льду Дороги жизни Клавдия Шульженко со своим джаз-ансамблем приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. Там после концерта она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что он увлекается поэтическим творчеством, Шульженко попросила его написать новые слова для «Синего платочка». Тот согласился. В ночь с 8 на 9 апреля и родились знаменитые теперь строчки «строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих...», которые 12 апреля певица впервые исполнила на концерте в железнодорожном депо станции Волхов. Успех песни был огромным. Через неделю о песне знал весь Волховский фронт, через два месяца -вся передовая, от Кавказа до Мурманска, и весь тыл. 20-летний выпускник военного училища, поднял на штык кусок синего полотна и с криком «За синий платочек!» устремился на немцев и увлек за собой роту. Это известный случай. 13 января 1943 года в Доме звукозаписи в Москве состоялась запись этой песни на пластинку. Тысячи экземпляров пластинки были отправлены на фронт. 

Звучит песня «Синий платочек».

Учащаяся. Работа театров во время блокады.

О росте насыщенности творческой жизни Ленинграда говорит письмо в Москву начальника Управления по делам искусств Б. Загурского летом 1943 г.: «Несмотря на беспокойные условия, культурная жизнь у нас не замирает и даже идет живее, чем зимой. Сейчас у нас работают: Большой драматический театр имени Горького, Музыкальная комедия, Филармония, оперетта под руководством Бронской, Камерный зал, Ленгосэстрада, цирк, Хореографическое училище, Летний театр в Саду отдыха, музыкальное училище консерватории, курсы по повышению квалификации, музыкальная школа для взрослых, опера, балет, Союз художников, Союз композиторов, Союз архитекторов, Дома культуры: имени Горького, Выборгский, имени Володарского, имени Капранова. За последние три месяца выпущен ряд новых постановок и возобновлений. В театры по-прежнему билеты раскупаются задолго до спектакля. В филармонии дано за три месяца 38 концертов, включая симфонические и сольные. В Камерном зале прошло 135 концертов. Особенным вниманием пользуются наши „воскресники“ — камерные концерты из новых произведений композиторов, писателей, поэтов Ленинграда. Собирают они полный зал народа… Кроме консерватории из учебных заведений у нас работают школа имени Римского-Корсакова, где занимаются 230 учащихся, детская музыкальная школа Петроградского района(130 учащихся), художественное училище живописи и ваяния (100 человек) и хореографическое училище (30человек).

10 декабря 1941 г. в Эрмитаже прошло торжественное заседание, которое было посвящено 500-летию поэта и учёного Алишера Навои. Один из учёных – Н.Лебедев прочитал свои переводы стихотворений Навои, у него была последняя стадия дистрофии – и в зал его внесли друзья..

Учитель истории:  Спортивная жизнь в блокадном Ленинграде – еще одна удивительная страница истории города. Конечно, большинство спортсменов ушло на фронт, однако в течение всей блокады проводились соревнования по легкой атлетике, плаванию, футболу. Ленинградское радио многократно сообщало о блокадных футбольных матчах, репортажи транслировали непосредственно на передовую на русском и немецком языках. Немцы были шокированы тем, что жители осажденного города способны на это, а у советских солдат эти  репортажи поднимали боевой дух.

Сообщение учащегося о футбольном матче.

Учитель истории: Ленинград – один из главных научных центров нашего государства, здесь находятся крупнейшие исследовательские институты. Однако знаменитым на весь мир стал Всесоюзный институт растениеводства.

Сообщение учащегося о Всесоюзном институте растениеводства

 Учитель истории: В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.Несмотря на суровые блокадные условия, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов.

Презентация «Обучение в блокадном Ленинграде».

Учащийся читает стих-е « Я учился писать»

Учитель литературы: Учились не только писать, но и с радостью откликались на уже знакомые и только что созданные литературные и музыкальные произведения, с удовольствием посещали театры, играли в футбол, как будто не было страшного кольца блокады…

В процессе подготовки к уроку одной из групп было дано задание составить коллаж « Из чего состояла жизнь ленинградцев?»

Защита коллажа, чтение отрывка из «Ленинградской поэмы».

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

О, да, мы счастье страшное открыли –

Достойно не воспетое пока, –

Когда последней коркою делились,

Последнею щепоткой табака;

Когда вели полночные беседы

У бедного и дымного огня,

Как будем жить, когда придет победа,

Всю нашу жизнь по-новому ценя.

Учитель истории:  Каким предстает перед нами духовный облик жителей блокадного Ленинграда? Как “счастье страшное” открыли они для себя? Какими мечтами и надеждами жили?

(В страшных условиях люди не просто выживали, но и жили полноценной жизнью… )

Какое название бы вы дали сегодняшнему уроку?

Чтение синквейнов.  

Что вы для себя вынесли из сегодняшнего урока?

Звучит песня Е.Ваенги « Мы же с тобой ленинградки».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клавдия Шульженко

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смерть от голода…. У коробок с едой.

Слайд 2

В осажденном Ленинграде- городе, где долгое время жил и работал академик Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим-по 250 граммов пополам с отрубями, остальным -125 граммов. Люди сходили с ума от голода, десятки тысяч умирали от истощения. А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но сотрудники Всесоюзного Института Растениеводства (ВИР),которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. При крайне низкой температуре, они стойко держались все блокадные зимы и берегли бесценное достояние государства- уникальную коллекцию культурных растений. Они бредили едой, но все же никому из них не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

Слайд 3

Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, во время блокады не было тронуто ни одного зерна, ни единого зерна риса или картофельного клубня. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы , способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства. Когда о подвиге советских ученых появились первые публикации, на Западе долго не могли поверить, что такое возможно. Но поверили. И спустя полвека на Исаакиевской площади в здании Института растениеводства появилась необычная мемориальная доска, посвященная этим ученым. Но это не просто памятная доска, а подарок ученых США, восхищенных подвигом советских людей, которые спасли для грядущих поколений бесценное сокровище.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Футбольный матч в блокадном Ленинграде

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь учеников во время блокады.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"

История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой  и Великой Отечественной войнах....

О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"

Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "

В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории

В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории  Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...