О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "
методическая разработка (история, 10 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых показаны социальные и политические процессы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_oprichnina.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: «Опричнина»

(интегрированный урок истории и литературы  )

В современном школьном курсе истории России продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, это  приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых показаны социальные и политические процессы. Это способствует формированию целостного представления об историческом процессе, воспитанию толерантности, формированию эмоционального интеллекта.

Класс делится на четыре группы:

  1. литературоведы
  2. историографы
  3. языковеды
  4. искусствоведы

Опережающее Д/З:      литературоведы: проанализировать образ Ивана  

                          Грозного и опричников в произведениях: А.К. Толстой «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», «Князь Михайла Репнин», «Старицкий воевода», «Смерть Иоанна Грозного», фольклорные исторические песни, А.С. Пушкин «Борис Годунов», М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича», К.Бальмонт «Опричники», А.Н. Толстой «Иван Грозный».

                                             историографы: мультимедийные презентации  

                                              «Ливонская война», «Опричнина».

                                             

                                             языковеды: объяснить значение и происхождение

                                             слов: «опричь», «местничество», «кормление».

                                             

                                             искусствоведы: проанализировать образ Ивана

                                             Грозного в изобразительном искусстве.

Оборудование: мультимедиапроектор, карта «Россия в XVI веке», реквизиты для сценки.

Ход урока.

Вступление.

Учитель: время Ивана Грозного притягивает. Трудно назвать эпоху, которая бы осталась равнодушной к личности и делам этого правителя. Особенно много споров вызывает период, который получил название «Опричнина». Обратите внимание на доску, здесь представлены мнения историков о сущности опричнины.

(на доске слова)

Опричнина – это…

«Цель случайностей, не связанных единой  политической цепью мероприятий».

В.О. Ключевский, С.Б. Веселовский.

«.. Подрыв экономических и политических позиций боярства, церкви и других крупных вотчинников».

                                                                 С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов.

«…Последовательная борьба с удельным сепаратизмом, призрак которого мерещится Грозному повсюду».

                                                                 А.А. Зимин, В.Б. Кобрин .

Сформулируйте цель урока (учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока):

выяснить, какую роль сыграла опричнина в становлении государства российского и  каким образом отразилась на судьбах русских людей .

Задачи:

  1. изучить историю Ливонской войны;
  2.  понять значение слова «опричнина»;
  3. выяснить, как оценивают истории политику опричнины;
  4. сопоставить образ опричника  в литературных произведениях разных авторов, проанализировать образ Ивана Грозного.

Сегодня за вашей работой наблюдают эксперты, которые будут отслеживать выступление каждой группы, оценивать ваши ответы в соответствии с требованиями и критериями, итоги подведут в конце второго урока (эксперты знакомят с критериями).

Основная часть.

Учитель:   Какие задачи стояли в начале царствования перед Иваном Грозным?

Каковы итоги реформ Избранной рады?

- сообщение «Ливонская война» (презентация)

     вопросы:   - Каковы причины Ливонской войны?

                        - Как складывается для России начало Ливонской войны?

                        - Под какими городами царские полки потерпели поражение?

                        - Почему Россия начала терпеть поражение?

                        - Как, по вашему мнению, Иван Грозный объясняет причину  

                          поражения?

Причины изменения внутренней политики объясняли историки и литераторы по-разному. Свой взгляд на это представил А.Н. Толстой в пьесе «Иван Грозный». Вы сейчас посмотрите отрывок из  первой части этой дилогии, попробуйте сформулировать причины опричнины.

Инсценирование отрывка из пьесы ( литературоведы).

Учитель: какой видит главную причину изменения внутренней политики А.Н. Толстой?

  Что  означают  слова Ивана Грозного «иду опричь»?

Языковеды объясняют происхождение слов «опричь», «опричнина».

  Учитель: опричь, опричнина, опричник - слова однокоренные ,естественно, устаревшие. Архаизмы или историзмы?

- сообщение «Опричнина» (историографы)

Учитель:

  - Почему символом опричнины является собачья голова и метла?

  - Каковы причины перехода к опричнине?

  - В чём сущность опричнины?

  - Каковы  итоги опричнины?

Учитель: итак, опричная политика – это политика, направленная на централизацию страны, использовавшая методы репрессий и террора. Назовите самых известных опричников.

Опричники: Григорий Скуратов-Бельский (Малюта), Афанасий Вяземский, Алексей и Федор Басмановы, Борис Годунов, Кирибеевич, Матвей Хомяк, Василий Грязной.

Среди названных имен – и реальные, и вымышленные, созданные воображением писателей.

Теме  «Опричнина» посвящены многие произведения. Назовите, какие? Укажите жанр и автора.

Обратите внимание, известные писатели обращались к теме опричнины, работали в разных жанрах, описывая грозную эпоху Ивана IV. Чем же притягательно это время? Перед вами стоит задача – показать, как представлен образ опричника в литературных произведениях разных авторов, сопоставить образ Ивана Грозного в этих произведениях (учащиеся самостоятельно заполняют таблицу: записывают примеры, формулируют выводы; в конце урока работы сдаются на проверку экспертам).

Слово литературоведам.

   автор,             произведе-ние

А.К. Толстой «Князь Серебря-ный»

А.К. Толстой

«Смерть Ивана Грозно-го»

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

А.Н. Толстой «Иван Грозный»

К. Баль-монт «Опричники»

А.С.Пуш-

кин «Борис Годунов»

Образ опричника

Образ Ивана Грозного

  1. Анализ стихотворения К. Бальмонта «Опричники».

Учитель: это стихотворение было написано в веке двадцатом, перенесемся в век девятнадцатый.

  1. Кирибеевич  и Иван Грозный в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
  2. Сопоставительный анализ образов опричников и Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» и  трилогии «Смерть Иоанна Грозного».
  3. Образ Ивана Грозного в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
  4. Комментарии к дилогии А.Н. Толстого «Иван Грозный».

Учитель: почему в разных произведениях Иван Грозный представлен по – разному?

Образ Ивана Грозного противоречив – это наблюдается и в живописи.

Презентация «Образ Ивана Грозного в картинах русских художников».

Учитель: почему эпоха Ивана Грозного притягивает?

Трагично, когда ради идеи, пусть даже благой, гибнет такое количество людей.

Ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны».

Учитель: каким образом строки Мандельштама перекликаются с темой нашего урока?

Какую роль опричнина сыграла в становлении Русского государства? Учащиеся делают вывод.

Эксперты подводят итоги урока, выставляют оценки.

Планируемый результат:

- усвоение обучающимися понятия «опричнина» и ее места в процессе централизации России;

- изучение и анализ литературных произведений, посвященных Ивану Грозному и политике Опричнины;

- знакомство с произведениями живописи, посвященными данной теме;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В Мутыгулина, Е.А.Суслова Дебаты "Необходимо ли в наше время быть нравственным?"

Данный материал предназначен для учащихся старших классов, заставляет ребят задуматься о нравственности, о том, что является значимым в современном обществе, об отношении к себе и окружающим....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"

История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой  и Великой Отечественной войнах....

О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"

Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории

В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории  Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."

К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить......