О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна
Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса. Изучение основных литературных направлений и творчества поэтов происходит на уроках литературы, изучение событий начала XX века – на уроках истории.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серебряный век в русской культуре

Цель: обобщить знания учащихся , полученные на уроках истории и литературе по теме «Россия на рубеже XIX-XX веков

Задачи: - обобщить знания об исторических событиях, выделить особенности периода;

- обобщить знания о развитии литературы;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умения работать в команде;

- развивать умение вести дискуссию;

- формировать гражданскую ответственность;

- формировать уважительное отношение к культурным ценностям.

Оборудование: портреты поэтов, видеофильм «Русская культура в начале века», фильм 10, часть 2, мультимедиа-проектор, видеомагнитофон.

Организационный момент: класс делится на группы, выбираются эксперты, обговариваются  критерии оценок.

Продолжительность – 2 академических часа

Опережающее задания: класс делится на группы: символисты, акмеисты, футуристы, каждая группа готовит определение, особенности, основных представителей направления

 

                        Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной

философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической

чувственности, беспокойства исканий.

Н. Бердяев

Тема сегодняшнего урока «Серебряный век в русской культуре».

Как вы думаете, почему появилась потребность в проведении интегрированного урока?

 Разбирается лексическое значение слова интеграция. Учащиеся высказывают свои предположения (потому что изучение темы «Серебряный век» без взаимопроникновения истории и литературы невозможно. Все, что для вас сейчас является прошлым, для поэтов и писателей того времени было настоящим, они жили в этом времени, в эпоху революций, и, естественно, это время отражалось в их творчестве)

Какова цель нашего урока? (собрать воедино информацию о развитии искусства Серебряного века, об исторических событиях, чтобы создать целостную картину, целостный образ Серебряного века, Понять, какой он «этот мир очарований, этот мир из серебра»?)

Какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы слышите словосочетание Серебряный век? Запишите ассоциативный ряд.

Существует множество точек зрения относительно того, кто первым дал метафорическое название этому этапу русской культуры. Одни исследователи считают, что термин «Серебряный век» ввел в литературу Н. Бердяев, другие утверждают, что пальма первенства, принадлежит поэту Николаю Оцупу, третьи называют Николая Гумилева, четвертые – издателя Сергея Маковского. Но это не суть важно. Следует задуматься над смыслом , который вкладывали поэты в эту метафору

         Вопрос о хронологических рамках этого явления в литературоведении окончательно не решен.

Наум Коржавин: 10-е годы XX века -1914 год

Ефим Эткид: 90-е годы XIX – 1915

Татьяна Бек: рубеж столетий – 1907 год

        В России это время становления индустриального общества, для которого характерно:

1. главная отрасль экономики – промышленность

2. главное богатство – капитал

3. социальная структура – деление на классы

4. борьба за политические права и свободы

5. форма государственного устройства – республика или ограниченная монархия

Какими процессами сопровождается становление индустриального общества в России? ( революции и реформы)

Становление индустриального общества сопровождается развитием науки и техники.

Как на ваш взгляд НТП изменил общество?

Учащиеся должны ответить на вопрос после того, как прослушают сообщение о развитии науки (к нашему уроку учащиеся подготовили мультимедийную презентацию)

Начало Серебряного века совпало с началом царствования Николая II. Во время его правления в   истории России произошло множество событий. Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?

Как вы думаете, какие чувства возникали у людей, переживающих эти события?

Рубеж столетий характеризуется необыкновенным подъемом, который философ Бердяев назвал «русским Ренессансом» Это было время бурного расцвета живописи, музыки, поэзии, гуманитарных наук, театрального искусства.

        Вашему вниманию будет представлен видеофильм о композиторах.

Запишите фамилии композиторов. Что нового появляется в музыкальной культуре начала XX века?

        Творческие поиски художников, композиторов и писателей определялись главной чертой – изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности. Свойственная этой эпохе неразделимая связь творчества и личной судьбы выразилась во множестве художественных произведений.

Стремление преобразить жизнь объединяло многих людей в творческие группы.

Какие направления возникли в литературе начала XX века?

Да, был еще жив Лев Толстой, действовали герои Чехова – но наряду с этим существовали нереалистические течения.

 Вместе с вами заполняем таблицу. (см. папку «дидактические материалы» таблица  «Направления в поэзии Серебряного века»)

  1. домашнее задание представляют символисты

Стихотворение А. Блока «Незнакомка» читается наизусть

Обратите внимание на то, как сталкиваются у Блока реальный мир – пошлый и мир идеальный, неземной

Стихотворение «Незнакомка» - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений о дачном поселке Озерки. Многое в стихотворении перенесено отсюда:  скрип уключин, женский визг, пыль переулков, все убожество, скука, пошлость. Блок объявил, что он где-то видел незнакомку – оказывается на картинах Врубеля

« Передо мной возникло, наконец то, что я называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал демона, но всякий делает то, что ему назначено. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое, лиловый – тревожное.

        

        Мы сейчас познакомимся с несколькими репродукциями картин художников Серебряного века

Что нового появляется в живописи?

Демонстрируется слайд – фильм с репродукциями художников:

М.А. Врубель «Царевна-Лебедь», «Демон», «Сирень»,

Петров –Водкин «Купание красного коня»

И. Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег»

В. Кандинский «Синий рыцарь»

К. Малевич «Жатва», «Черный квадрат»

Дается характеристика каждого направления. Учащиеся высказывают свое мнение.

  1. Свое домашнее задание демонстрируют «футуристы»,

Читают наизусть стихотворение В. Маяковского «Послушайте»

  1. Домашнее задание представляют «Акмеисты»

Стихотворение наизусть Анны Ахматовой «Песня последней встречи»

Анализ стихотворения

Почему Николай Бердяев назвал Серебряный век «русским ренессансом»?

В конце урока эксперты подводят итог: выделяют самую активную команду, самого активного ученика, выставляют оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Биографии тех, кто оставил  в истории страны заметный след, - это в какой – то мере ключ к пониманию самой истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить, о ком идет речь.

Портрет №1

  • Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;
  • Он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;
  • Его родственник объявил ему войну;
  • Все, что имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;
  • Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение;
  • Во время всеобщей переписи населения он. Заполняя анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской»

Портрет №2

  • Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с канцлером А.М. Горчаковым;
  • Он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, умер в Киеве;
  • Его отец был комендантом московского Кремля, а вся семья – дружна с писателем Л.Н. Толстым;
  • Его правая рука почти не действовала, тем не мене он ухитрялся исписывать ею горы бумаг;
  • Своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;
  • На жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;
  • Он завещал похоронить его в том  городе, где застигнет его смерть.

Портрет №3

  • Еще в детстве он сказал своим родителям: «Вот увидите, я обязательно буду знаменит». Он сдержал свое слово.
  • В 11 лет он пытался покончить с собой;
  • Был слабого здоровья, но во время войны добился отправки на фронт, дослужился до офицерского чина и получил два Георгиевских креста;
  • Трижды ездил в Африку, где прославился как искусный военачальник;
  • В ночь перед отъездом в третью экспедицию у него начался тиф, но утром он все равно был на пароходе и уехал в Африку;
  • Когда произошла Октябрьская революция, он сказал: « Я дрался с немцами, стрелял в львов, а вот большевиков никогда не видел. Не поехать ли мне в Россию? Думаю, это не опаснее джунглей:»;
  • Он сам предсказал свою смерть, написав: «…умру я не в пастели».

Портрет №4

  • Однажды он заявил: « Я не только сын купца, но и внук крестьянина, который своим трудом выбился в люди»;
  • Он стал статским генералом, дослужившись до звания действительного статского советника;
  • Приезжая в какую-нибудь страну, он спешил прежде всего на заседания парламента или другим образом знакомился с политическим устройством. Политика его интересовала больше всего – в Париже он не успевал посмотреть Лувр, в Константинополе – храм святой Софии;
  • Был отчаянный дуэлянт – за вызов на дуэль инженера Китайской железной дороги (служил в ее охране) он был уволен со службы самим С.Ю. Витте. За это Витте получил от него пощечину.
  • Он стоял у истоков создания партии «Союз 17 Октября» и был председателем Государственной думы;
  • П. А. Столыпи предлагал ему пост министра торговли, но он не стал им. Зато через десять лет, в другом правительстве, он был военным и морским министром
  • Он эмигрировал из России.



Предварительный просмотр:

Определите, к какому направлению относятся данные строки. Укажите особенности направления.

  1. Отворяются двери – там мерцанья,

И за ярким окошком – виденья.

Не знаю – и не скрою незнанья,

Но усну – и потекут сновиденья.

В тихом воздухе – тающее, знающее…

Там что-то притаилось и смеется.

Что смеется? Мое ли, вздыхающее,

 Мое ли сердце радостно бьется?      

  1. Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко – звучной тишине.

  1. Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

 А сердце – пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

  1. Бобзоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзео пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяженья жило Лицо.

  1. О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О. рассмешищ надсмеяльных –

Смех усмейных смехачей.

  1. Эй, вы!

Небо!

Снимите шляпу!

Я иду!

Глухо.

Вселенная спит,

положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

 



Предварительный просмотр:

Задания к уроку «Первая российская революция»

  1. По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Развитие революции в 1905 году»

дата

событие

социальные силы, принимавшие участие в революции

итоги и значение революции

  1. В процессе самостоятельной работы с учебником, учащиеся заполняют таблицу «Итоги первой революции в России»

Политические завоевания революции

Экономические завоевания революции



Предварительный просмотр:

Индивидуальные задания на карточках по теме «Поэзия Серебряного века»

Карточка №1

  1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже XIX – XX веков?
  2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа XIX – XX века?
  3. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»

Карточка №2

  1. Кто ввел определение «Серебряный век»?
  2. Назовите имена писателей – реалистов, живших и работавших в начале XX века.
  3. Дайте определение понятия «Серебряный век»

Карточка №3

  1. Каковы были общественные настроения в России в начале XX века?
  2. Каковы философские предпосылки сдвигов общественного сознания рубежа XIX – XX веков?
  3. Как вы считаете, что объединяет процессы рубежа XIX – XX и XX -XXI века?

Карточка №4

  1. К какому направлению принадлежали поэты:

а) В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый.

б) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников.

в) Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

     2.  Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С. Соловьева?

      а) футуристов

      б) акмеистов

      в) символистов

     3. В чьем творчестве был создан образ героини, претворившийся в блоковскую «Прекрасную Даму»



Предварительный просмотр:

Исторические документы

По – настоящему познать историю – это значит обратиться к первоисточнику. Ниже приводятся выдержки из различных документов, воспоминаний, писем, иногда по-разному характеризующие одно и то же событие. В каждом задании, несмотря на наличие сразу нескольких документов, говорится об одном событии. Постарайтесь определить, о каком событии идет речь.

1.

«1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей… может требовать укрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части…

2. В общесвах, в  коих не было переделов в течение 24 лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки общинной земли».

«Говорят, безземельным нечего будет делать. Как нечего делать? Пусть едут в пустыни… Кто бедствует и не желает трудиться, тем место не на свободе, а в тюрьме, или они должны быть вовсе исторгнуты из государства…»

«Отсрочка старому порядку состоит в том, что открыт еще один, и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения…»

2.

«… Когда взошло солнце, не менее пятисот тысяч человек занимали сравнительно небольшое пространство, и проталкиваясь вперед, напирали на сотню растерявшихся казаков… В одну секунду казаки были смятенны и толпа бросилась вперед…Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей, мужчины, отбиваясь и ругаясь…»

«…Меня прежде всего мучил вопрос: как же поступят со всеми искалеченными людьми… успеют ли поразвозить по больницам тех, кто еще не умерли, а трупы свезти в какое-нибудь такое место, где бы они не находились на виду у всего остального веселящегося народа»

«…В конце концов из всей этой истории…оказался виновен один только человек, а именно обер-полицмейстер Власовский, который был уволен со службы… Таким образом, все это дело было заглушено…»


3.

« С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная стена с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазанных сапогах, белорусы в белых свитках, горцы в черкесках, азиат в халате и даже какой-то дядя…в светлом спортивном костюме из полосатой фланели и желтых башмаках».

«Когда я слушал здесьб слова господина председателя Совета Министров, у меня стоял в голове вопрос: кто говорит и кому говорят? Первый раз представитель власти говорит с представителем русского народа. Представитель власти указывает русскому народу, чего должен желать русский народ для самого себя…»

«1. Земельное законодательство должно стремиться к тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу…

2. С этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в который должны войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и прочие частновладельческие земли. Поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму».



Предварительный просмотр:

В приведенных четверостишиях пропущены имена исторических деятелей, названия мест, ставших символическими в истории страны, различные термины, архитектурные памятники и многое другое. Восстановите пропущенные места и там, где возможно, объясните, какие события запечатлела мысль поэта.

Н. С. Гумилев

Для нас священная навеки                         И не погнулись, о горе,

Страна, ты помнишь ли, скажи,            И не сошли с своих мест,

В тот день, как из (…),                              Крест на (…) соборе,

Пошли суровые мужи.                                И на Исакии крест

О. Э. Мандельштам

Но что же думал твой строитель щедрый,       Тяжка обуза северного сноба –

Когда душой и помыслом высок,                            Онегина старинная тоска;

Расположил (…) и эскадры,                                    На площади (…) – вал сугроба,

Им указав на запад и восток?                                 Дымок костра и холодок штыка.

И.А. Бунин                                          А.А. Блок

Прибрежья, где бродили (…)                              Опять над полем (…)

Уже не те – лишь море в летний штиль,       Взошла и растопилась мгла.

Все так же сыплет ласково на рифмы            И, словно облако суровым,

Лазурно – фосфорическую пыль.                        Грядущий день заволокла.

М.И. Цветаева                                                Б.Л. Пастернак

Автора – хаял, рукопись – стриг.               О, в камне стиха, даже если ты канула,

Польского края зверский мясник.         Утопленница, даже если – в пыли,

Зорче вглядися! Не забывай.                    Ты бьешься, как билась княжна (…),

Первоубийца (…)                                когда февралем залило равелин.

К. Бальмонт

Бог ветров и бурных грез,             Средь людей блуждала смерть и злоба,

Бог славя (…),                                Узрев комету, дрогнула земля.

Ты мне дал волну волос,                И в эти дни Димитрий встал из гроба,

Золотистых струн.                     В (…) свой дух переселя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Основные направления в поэзии начала XX века

символизм

акмеизм

футуризм

имажинизм

определение

представители

особенности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме: «Политическое развитие России»

  1. Отрывок из письма Николая II матери (октябрь 1905г.)

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!... Представлялось избрать один из двух путей:назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед бы не могли бы осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав и свобод населению – свободы слова. Печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательно проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».

а) Какие пути выхода существовали из революционного кризиса?

б) Какой путь был выбран Николаем II?

в) Как вы считаете, почему?

  1. Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы «Основные программные установки политических партий»

Название партии

Основные программные установки

Форма правления

Национальный вопрос

Аграрный вопрос

Рабочий вопрос



Предварительный просмотр:

Практическая работа:

 «Развитие науки и образования в начале XX века»

Цель: выяснить, какие успехи были достигнуты в области просвещения.

Задачи: выяснить: 1. Как развивается система образования?

                                           2. Какие научные открытия были сделаны в начале XX века,

                                           3. Какое значение они имели?

  1. Структура образования в России (дополните схему)

а) Какие факторы способствовали повышению уровня образования населения?

б) В чем заключалась перестройка системы образования в начале XX века?

в) Как вы думаете, почему большая часть населения оставалась безграмотной?

  1. Российская наука в начале XX века (заполните таблицу)

Область науки

достижения

а) Как вы думаете, почему начало XX века ознаменовалось «революцией в естествознании»?

б) Назовите российских нобелевских лауреатов.

в) Какие вопросы волновали русских философов и историков?

3. Вывод:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Социально – экономическое развитие России в начале XXвека

Черты, характерные для аграрного общества

Черты, характерные для индустриального общества

сельское хозяйство

промышленность

социальна структура

уровень образования


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Проблемные вопросы к уроку «Социально-экономическое развитие России в 1907 – 1914 годах»

  1. Сравните аграрные проекты, разработанные крестьянскими депутатами (трудовиками), с положениями столыпинского аграрного законодательства. В чем их принципиальные различия?

  1. Можно ли согласиться с мнением известного монархист В.В. Шульгина, что аграрная реформа П.А. Столыпина проходила под лозунгом «Все для народа – вопреки народу»? Аргументируйте свой ответ.

  1. Представьте себя на месте российского крестьянина периода столыпинской аграрной реформы. Как бы вы ответили на вопросы: почему не хотите выходить из общины? Почему вы возвратились из Сибири?

  1. Представьте себя на месте либерального интеллигента, члена кадетской партии. Какие идеи и взгляды Столыпина являются для вас совершенно непремлимыми?

  1. Представьте себя на месте промышленного рабочего, члена революционной организации. Охарактеризуйте деятельность Столыпина, используя характерные для революционеров словесные обороты.

  1. Сравните правительственную программу Столыпина с программами основных политических партий. Какая из них могла бы поддержать начинания П.А. Столыпина?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект по приобщению детей к истокам русской культуры "ЭХ, МАСЛЕНИЦА!"

Тема проекта: «ЭХ, МАСЛЕНИЦА!».Руководители проекта: Данилова Ю.В., Егорова С.Н.Участники: воспитанницы старшего школьного возраста (группа №3)Тип проекта: творческий. Классификация проекта:...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"

История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой  и Великой Отечественной войнах....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "

В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории

В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории  Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."

К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить......