О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна
История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой  и Великой Отечественной войнах.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Назовите причины Крымской войны.
  2. Что стало поводом к началу Крымской войны?
  3. Была ли Россия готова к войне? Подтвердите свой ответ фактами.
  4. Какие цели преследовали участники Крымской  войны?
  5. Определите характер Крымской войны участвовавших в ней стран.
  6. Назовите этапы Крымской войны.
  7. Когда произошло Синопское сражение?
  8. Кто командовал русской эскадрой в Синопском сражении?
  9. Какие города Российской империи подверглись нападению англо-французского флота?
  10. Назовите фамилию военного инженера – героя обороны Севастополя.
  11. Кто возглавил оборону Севастополя?
  12. Назовите имя известного писателя – участника обороны Севастополя.
  13. Назовите имя известного хирурга – участника обороны Севастополя
  14. Когда был подписан Парижский мир?
  15. Назовите героев обороны Севастополя.


Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Крымская война 1853 – 1856 годы».

Цель: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

Задачи:

- показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующее модернизации;

- воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;

Развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход работы:

  1. Заполните таблицу.

Страны – участницы войны

Цели стран – участниц войны

  1. Сформулируйте последствия:

а) Рекрутская система формирования армии;

б) Отсутствие дееспособного генштаба;

в) Войска рассредоточены по всей территории страны;

г) Отсутствие разветвленной системы железных дорог;

д) В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов;

е) Плохое техническое оснащение армии.

  1. Работа с документом.

Письмо Н.И. Пирогова жене А.А. Пироговой (извлечение)

«…Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огромная зала начала наполняться ранеными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносили вместе с ранеными на носилках; с лишком 400 раненых нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций. …В первый день неприятель выпустил с лишком 30000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400000. Бомбы падают где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах считают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени до 6000 выбывших из строя. …На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети».

Какую тактику применяли осаждавшие?

Приведите примеры героизма русских солдат и матросов.

  1. Каковы причины поражения России в Крымской войне?
  2. Заполните таблицу «Условия Парижского мира».

Условия Парижского мирного договора

Результаты для России

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

     Историческая память прихотлива и избирательна. Она зачастую сохраняет для потомков одни имена и замалчивает другие, хотя люди, их носившие, в равной степени не заслуживают забвения. Это утверждение в полной мере относится и к движению сестёр милосердия.

   Рассказывая о ежедневном подвиге врачей и служении духовных пастырей, невозможно не сказать слов благодарности их верным помощницам – сёстрам милосердия.

  В 2004 году исполнилось 150 лет движению сестёр милосердия. А мы ничего не слышали об этом событии, его широко «не освещали» в прессе.

Возникает вопрос: Почему? Писать о милосердии уже не актуально? К сожалению, на сегодняшний день курс падения доллара или очередной светский скандал привлекают внимание больше, чем юбилей  сестринского движения. А они совершали подвиг каждый день! Совершали подвиг не во имя награды, а потому что по – другому не могли…

И мы не имеем права предать забвению их имена.

Цель нашей работы: выяснить историю возникновения сестринского дела в России, поэтому задачи, которые мы перед собой поставили следующие:

1) Изучить, как ухаживали за больными и ранеными в Древней Руси;

2) Проследить историю развития сестринского дела в России.

3) Выяснить, какую роль сыграли сестры милосердия в Крымской и Русско – турецкой войнах;

4) Рассказать о судьбе баронессы Ю. П. Вревской, добровольно ставшей сестрой милосердия;

5)Показать, как проявили себя сёстры милосердия в годы Первой мировой войны;

6)Проследить традиции общины сестёр милосердия в годы Великой Отечественной войны.

   Работая над этой темой, мы узнали о том, как ухаживали за больными и ранеными в дохристианской Руси;  ознакомились с основными положениями первого медицинского трактата, написанного внучкой  Владимира Мономаха; рассмотрели, как изменился уход за больными с введением христианства и открытием монастырских больниц; проследили, как менялось положение раненого бойца в период с 12- по 18 века; узнали, что послужило началом организованной помощи больным и раненым в России.

Выяснили, что особым этапом в развитии сестринского дела стала Крымская война. Большой вклад в развитие общин сестер милосердия внес хирург Н.И. Пирогов. Ученый пришел к выводу, что выздоровление раненого зависит не столько от мастерства хирурга, сколько от выхаживания в больнице.

Прошло время. Вот только человечество ничему учится не хочет. 1914 год. Первая мировая война. И снова вслед за армией двинулись на фронт  лазареты Красного Креста, подводы с сестрами милосердия. Эта война перестала быть личным поединком солдата, они погибали от снарядов, пуль, даже не видя лица своего противника. На этой «фабрике смерти» роскошные мундиры и кивера казались смешными, поэтому их сменили серо-зеленые шинели. Ежедневно поступало до пятисот человек раненых. На войне женщины оказались на передовой не разбирая сословных различий. Они по-прежнему оказывали раненым не только медицинскую, но и моральную помощь. В годы Первой мировой войны участвовали следующие общины милосердия: Марфо-Мариинская обитель, «Утоли моя печали», Иверская община, Елизаветская община, Крестовоздвиженская община и другие. Революция 1917 года в России стала переломным моментом в движении сестер  милосердия. Общины были распущены, но необходимость в уходе за ранеными осталась, так как войны не прекратились. В годы Гражданской, а впоследствии и в годы Великой Отечественной войны традиции сестер милосердия продолжались. Они работали без устали, целыми сутками, иногда едва не падая в обморок дежурили около раненых, делали перевязки, меняли белье, кормили, и, конечно же, помогали морально, подчас тогда, когда сами нуждались в помощи. Жертвуя собой, погибали они. История почти не сохранила их имен, имен людей, совершавших подвиг, отвоевывая у смерти драгоценные жизни солдат.  А тысячи солдат их называли просто: « Наши ангелы, родные наши». И теперь более 60 лет спустя,  мы знаем мало фактов   жизни женщин на фронте, об их быте, заботах, гибели.

Мы выяснили, что из нашего города Полевского в годы Великой Отечественной войны  были медицинские сестры. В нашей школе №4 был размещен военный госпиталь на 150 коек. Мы узнали о том, кто были организаторами, ординаторами госпиталей, узнали имена операционных сестер, палатных медицинских сестер, сандружинниц, учащихся 9-10х классов.  В конце февраля 1942 года Полевской и Северский госпитали   слились и отправились на Волховский фронт, где обьединенный госпиталь стал полевым при 8 армии.

В первые послевоенные годы эта тема намеренно не обсуждалась открыто, позднее о проблеме женщин на войне стали говорить, но это сводилось к общепринятым военным воспоминаниям, отражающим заслуги и победы. Вернувшись с войны, никто из них не желал рассказывать о своей жизни, о своем героическом прошлом. Общество скептически относилось к деятельности сестер милосердия, не воспринимало того, чем они занимались.

Образ сестры милосердия четко не запечатлен на страницах истории, но воссоздать его помогают художественные произведения.  Образ сестры милосердия мы проследили в стихотворениях Н.Гумилева, О. Митяева.  Выяснили, что,  даже не смотря на большой промежуток времени  между стихотворениями,  образ сестры милосердия в том и другом стихотворение  подобен, это образ ангела-хранителя.  Она рядом с раненым, любящая, понимающая… она здесь. Она в очередной раз готова  выслушать исповедь раненого, своим участием облегчить участь. И, конечно, нужно быть поистине милосердным и гуманным, чтобы,  жертвуя собственным счастьем, раствориться в судьбе другого человека, незнакомого тебе.  Такими же были и Великая княгиня Елена Павловна, Даша Севастопольская, Елизавета Карцева и  Екатерина Бакунина. О судьбах которых мы рассказываем в своей работе.  Такой же была и баронесса Ю. Вревская – лирическая героиня стихотворения в прозе И.С. Тургенева, анализ которого представлен в нашем проекте.

Но, к сожалению, в наше время мы не замечаем каждодневного подвига медицинских сестер. Слово милосердие практически исчезло из нашего лексикона.  

Что  же знают о милосердии наши друзья, знакомые, близкие? Чтобы ответить на данный вопрос, мы провели социологическое исследование, в котором приняло участие 47 человек, в результате которого мы выяснили, что  большинство опрошенных понимают слово «милосердие» как сострадательная любовь,    На вопрос, существуют ли общины сестер милосердия в наше время, у наших сверстников возникло сомнение . На самом деле  возрождаются и сестрничества, объединяя тех, кто готов посвятить свою жизнь помощи страждущим.  

  Движение сестер милосердия имеет давнюю историю. Возникло оно из потребности общества заботиться о больных и раненых. Начиная с дохристианской Руси и по сей день, традиции сестринского движения передаются от поколения к поколению.

      Сестра милосердия – это та, что находится рядом с больным, которому нужно не только дать лекарство, но и умыть его, причесать, расспросить о самочувствии, утешить.  Она должна помочь не только физически, но и морально. Сестра милосердия – это профессиональный медик, обладающий особыми душевными и духовными качествами. Эти качества могут быть даны от Бога с рождения, но чаще всего они приобретаются как дар Божий за наши труды.

А мы… мы часто сетуем на нехватку времени. Все заняты, все на бегу, может, и не милосердны  мы потому, что некогда. Некогда обратить внимание на другого человека,  некогда протянуть руку помощи, а они посвящали этому  свою жизнь (!), отказываясь от всего. История учит многому, но жаль, что мы не хотим учиться…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"

Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "

В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории

В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории  Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференц...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."

К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить......

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся посредством организации внеурочной деятельности" (интегрированные проекты по литературе и искусству)

Педагогический проект направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские и творческие проекты, олимпиады, конкурсы. Условиями для реализа...