О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированные проекты по литературе и истории
статья (история) на тему

Мутыгулина Оксана Валерьевна

В течение 10 лет мы с коллегой, учителем истории  Е.А. Сусловой, вплотную работаем над темой " Интеграция как способ формирования целостного представления о мире". В условиях предметной дифференциации именно интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся целостного представления о развитии человеческого общества, способствуют оптимизации, интенсификации учебной деятельности. Наиболее приемлема для нашей педагогической деятельности блоковая интеграция. В данное время  мы с Е.А.Сусловой разрабатываем блок уроков ( 12 часов), посвящённых ВОв, и к следующему учебному году планируем перестроить учебную программу с учётом разработанных нами за 10 лет  интегрированных блоков, синхронизировать часы истории и литературы, чтобы темы данных предметов изучались параллельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_integrirovannym_urokam.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Пояснительная записка к методическим разработкам

                                    интегрированных уроков

 Цель :  сформировать у обучающихся  целостное представление о мире

Задачи:  1. Развитие эмоционального интеллекта

                3. Воспитание патриотизма, любви к Родине

      4. Воспитание активной жизненной позиции, чувства        гражданственности, национальной идентичности

                5. Формирование метапредметных умений

                6. Формирование осознанного отношения к значимости полученных знаний

                7.  Развитие творческого мышления учащихся

Новизна данного направления в обучении состоит в том,  что формируются метапредметные умения: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. В результате  умения становятся обобщёнными, что способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, это даёт возможность адекватно ориентироваться в окружающем мире. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов, более эффективно формируются убеждения, достигается всестороннее развитие личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Методы и технологии, применяемые на интегрированных уроках:

  • Технология проблемно - развивающего обучения
  • Технология ученического проектирования
  • Информационные технологии
  • Методы интерактивного и активного обучения (большая роль на данных уроках отводится учителю, восприятие  зависит от его умения эмоционально преподносить материал, обращаясь к чувствам  учащихся)
  • Мозговой штурм
  • Технология опережающего обучения

         Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, потому что природа человека интегральна в своей сущности, и на уровне осознания личности, и на уровне мышления - логического, образного, ассоциативного.

Интеграция истории и литературы позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки литературы с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, сформировать у учащихся не только понятие литературно- исторического процесса, собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.  Учащиеся, благодаря интегрированным урокам, примеривают ситуацию на себя через понимание мыслей, чувств и поступков, моделируют историческую реальность. При этом знания становятся для учеников личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, что помогает глубже понять эпоху. В  требованиях ФГОС к результатам освоения образовательной программы по литературе  есть умение осознавать художественную картину жизни на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления – развитию данного умения способствуют интегрированные уроки.

Данные уроки способствуют оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности. В процессе подготовки к интегрированным  урокам учащиеся самостоятельно перерабатывают различные виды информации, совмещая аналитическое прочтение с эмпатией и рефлексией, с желанием работают над проектами, что способствует умению чётко формулировать цель, интерпретировать факты, устанавливать причинно-следственные связи ( развитие УУД). В ходе представления результатов своей работы ( мультимедийные презентации, документальные фильмы, созданные учащимися, коллажи, иллюстрации, тематическая литературно-историческая газета, инсценирование эпизодов из произведений, работа с художественным текстом и с документальными источниками), разработки критериальной модели оценивания (для каждого вида работы), экспертной деятельности учащиеся овладели навыками самооценки, объективной оценки  одноклассников, умением рецензировать чужие выступления, аргументировать свою точку зрения – в процессе такой работы результат присваивается каждым ребёнком в отдельности, он чувствует себя успешным ( положительная мотивация).

В ходе подготовки к таким урокам учащиеся работают в группах, что способствует развитию коммуникативных умений, мобильности, продуктивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный проект по литературе и истории "Недаром помнит вся Россия"

Данный проект позволяет изучить историю Бородинского сражения, опираясь на документальные источники и художественную литературу;  определить, какое значение  имело Бородино  для истории...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Сёстры милосердия"

История возникновения сестринского дела в России, роль сестёр милосердия в Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой  и Великой Отечественной войнах....

О.В. Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Серебряный век в русской культуре"

Проект носит интегрированный характер, включает в себя предметы: историю, обществознание, литературу, музыку, изобразительное искусство, предназначен для учащихся 9-го филологического класса....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по истории и литературе "Опричнина "

В ходе данного урока  наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Оборона Брестской крепости"

Данный проект открывает серию уроков " История ВОв в лицах", воспитывает чувство патриотизма, заставляет задуматься над истоками мужества целого поколения, которе отдало свою молодость, любовь, счасть...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "А город жил..."

К 70-летию снятия блокады, в данном проекте рассказывается о мужестве ленинградцев- блокадников, об их желании жить, любить, творить......