Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pravopisanie_pristavok_roz-_ros-_raz-_ras-.docx9.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме “Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)”.

Урок усвоения новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках;
  2. Научиться использовать полученные знания на практике;
  3. Отличать приставки роз- (рос-), раз- (рас-) от омонимичных корней.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- От каких морфем нужно уметь отличать приставки? Как это сделать?

- От каких условий зависит написание приставок на з-с?

- Какой диалог помогает нам вспомнить все глухие согласные?

- Какую приставку нельзя относить к этой группе? Почему?

  1. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

- Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (слова на доске)

Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.

- Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то - о)

Дети формулируют тему и цели урока.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь - что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках? 

Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.

Дети формулируют правило: В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ - А.

*правило для более лёгкого запоминания оформляется в виде схемки:

         

  1. Первичная проверка понимания

- На что очень похожи эти приставки?

- Как их отличить друг от друга?

- Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.

Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый - с корнями раст-ращ-рос.

Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.

*взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)

слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-)

слова с корнями раст-ращ-рос

Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь.

Расти, растение, ростовщик, росток, растительность.

  1. Первичное закрепление.

- Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.

- Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?

  1. Д/З
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...