Элективный курс для 9 класса "Топонимика малой родины"
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему

Бучма Ирина Олеговна

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Он знакомит учащихся с топонимикой родного края, формирует нравственные ценности. Географические названия - это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Данная программа способствует формированию у школьников русского самосознания, приобщает их к национальной русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx300.8 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\Бучма НЕ МОГУ\ТИТУЛЬНЫЕ\Изображение 002.jpg

Оглавление

  1. Пояснительная записка        стр. 3-4
  2. Учебно-тематический план        стр. 5-6
  3. Программа курса         стр. 7-8
  4. Литература………………………………………………………………стр. 9

Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Он знакомит учащихся с топонимикой родного края, формирует нравственные ценности и приобщает к национальной культуре. Невозможно изучение русского языка и литературы без знания своей Родины, большой и малой. Край родной интересен. Им можно и нужно гордиться, но при условии: его надо знать.

Объектом изучения являются географические названия Тулунского района.

Актуальность темы заключается в том, что при современном состоянии общества дети мало знают свои истоки и корни. Федеральная программа "Русский язык" в качестве одной из основных задач выдвигает воспитание сознательного отношения к языку как национально- культурной ценности.

Ученики не осведомлены о значении столь родных и привычных с детства названий (хотя часто интересуются). Важно, чтобы учащиеся получили представление о своих корнях. Географические названия - это история. Они отражают жизнь народа, его духовную культуру. Данная программа способствует формированию у школьников русского самосознания, приобщает их к национальной русской культуре.

Программа элективного курса «Топонимика малой родины» не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку. В этом ее новизна, так как учащиеся всегда с неподдельным интересом спрашивают: «А почему так называется?»

Цель элективного курса - познакомить с этимологией географических названий Тулунского района; развивать языковую, информационную, культурологическую компетентности; воспитывать нравственные качества.

Задачи:

  1. углубить понятие этимологии;
  2. формировать умения работы со справочной литературой (словари, географические карты и справочники, энциклопедии, Интернет);
  3. формировать навыки коммуникативного взаимодействия;
  4. приобщить к духовному, нравственному, философскому опыту человечества;

  1. формировать осознанное отношение к языку как к форме выражения национальной культуры;
  2. воспитывать чувство гордости и ответственности за свой край.

Процесс обучения базируется на следующих содержательных принципах: гражданственности, научности, связи обучения с жизнью. Для непосредственной организации обучения большое значение имеют организационно-методические принципы: соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, последовательности и систематичности, единства группового и индивидуального обучения, сознательности и творческой активности, доступности, наглядности.

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: работа со справочной литературой, интервьюирование, работа в музее с архивом, беседа, моделирование текста, игра.

Формы контроля: презентация работы, творческая работа (речетворчество), публичное выступление, реферат, конспектирование, создание буклета.

Учащиеся, изучающие данный курс, должны  знать:

  • определение ономастики, топонимики;
  • топонимы и их виды;
  • символику Тулунского района;
  • исторических предков (буряты, эвенки, тофалары);
  • этимологию топонимов: Ишидей, Галдун, Едогон, Петровск, Перфилово, Аршан, Манут и др.;
  • заброшенные деревни.

Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

  • вести беседу, публично высказываться;
  • сотрудничать, работать в группе;
  • работать со справочной литературой, в Интернете;
  • создавать собственный текст (речетворчество);
  • обобщать материал в виде буклетов, презентаций.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол- во

часов

Деятель        Деятельность уч-ся

Форма

Виды контроля

1

Введение.

1

Составление плана лекции, работа с картой, с символами г. Тулуна

Конспект лекции

Воспроизведение содержания лекции по плану

2

«В земле

твоей

корни»

1

Аудирование, беседа

Экскурсия в краеведческий музей г. Тулуна

Творческая работа

3

История

района в

названиях

улиц

(Тулун,

Икей)

1

Самостоятельная работа в музее, в Интернете, со справочной литературой.

Семинар

Выступление с сообщением или рефератом

4

Историческ ие предки. Кто дал название?

1

Работа с книгой; интервью с жителями- старожилами своего села

Интервьюирова ние, беседа, работа в группах

Сочинение «О чем поведали старожилы?»

5

Почему так называется?

1

Работа с книгой М. Н. Мельхеева «Происхожде ние

географически

х названий

Иркутской

области»,

Иркутск,

1964г.

Исследование, работа в группе

Выпуск буклетов

6

Этимология рек и целебных источников

1

Работа в музее с материалами Гущина П. Ф., Баландина Ю. И.

Конспект статьи

Воспроизведение содержания конспекта статьи

7

«Саянские

горы

синеют

вдали...»

1

Конкурс  стихов,

рисунков;

просмотр

видеофильма

или выезд на

природу

Конкурс на  лоне природы

Подведение  итогов конкурса, создание буклета

8

Заброшенные деревни.

1

Работа с материалами музея, беседа с участниками поискового отряда

Практическое занятие

Творческая работа

(индивидуально); Презентация материала (группой)

9

Итоговое занятие

1

Работа с

заданиями

викторины

Игровая

Презентация альбома «Имя дома твоего»

Программа курса

  1. Введение.

Знакомство с целями и задачами элективного курса. Определение        понятий ономастика, топонимика «topos -место, onuma - имя - имена мест». Виды топонимов.

  1. «В земле твоей корни».

Символика Тулунского района. Экскурсия в музей. Образование Икея. Значение топонимов «Тулун», «Икей».

  1. История района в названиях улиц (Тулун, Икей).

г. Тулун - ул. Ленина, с. Икей - ул. Степанова, Гагарина, Коммуны, Мартовского Восстания, Мира.

  1.    Исторические предки. Кто дал название?

        Исторические предки: буряты, эвенки, тофалары. Обычаи, традиции, переданные в наследство. Какие названия получены от исторических предков? Беседа со старожилами села.

  1. Почему так называется? Этимология топонимов: Ишидей, Галдун, Едогон, Петровск, Перфилово, Аршан, Манут и др.
  2. Этимология рек и целебных источников. Икейка, Ия, Натка.
  3. «Саянские горы синеют вдали...» Просмотр видеофильма. Этимология данного топонима. Конкурс творческих работ.
  4. Заброшенные деревни: Черный Ключ, Гарьен (правый, левый, средний), Кольцовая Степь, Тальяны, Козухом. История заброшенных деревень: причины и последствия. Этимология «заброшенных» топонимов.
  5. Итоговое занятие. Повторение материала курса в игровой форме. Создание альбома «Имя дома твоего» и его презентация

Литература

Для учащихся:

  1. Архив музея МОУ «Икейская СОШ».
  2. Косых А. П. История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области / А. П. Косых, 3. И. Рабецкая, Г. И. Сверлик. - Иркутск: Символ, 2002.
  3. Мельхеев М. Н. Происхождение географических названий Иркутской области. - Иркутск, 1964г.
  4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. - М.: Просвещение, 1988.

Для учителя (использованная при составлении элективного курса):

  1. Архив музея МОУ «Икейская СОШ».
  2. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? - М.: Просвещение, 1986.
  3. Тулунское районное отделение педагогического общества РСФСР. Страницы истории Земли тулунской. - Тулун, 1991.
  4. Успенский JI.B. Загадки топонимики. - М.: Молодая гвардия, 1969.
  5. Успенский J1.B. Ты и твое имя - Имя дома твоего. - Л.: Лениздат, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Элективный курс «Моя малая родина-Кузбасс».

Настоящий элективный курс разработан  в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 17 часов, для учащихся 9х классов (возможно использование в 8 кла...

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить уча...

Путешествие по родному городу в курсе краеведения "Моя малая Родина"

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существ...

Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"

Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...

Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина" в рамках элективного курса "Родное Подмосковье"

Урок является завершающимся в элективном курсе. Содержит понятия Родина, малая Родина....

Курс по выбору «Малая Родина – Пермский край»

Цель курса – сориентировать учащихся на эколого -краеведческий профиль. Программа будет интересна тем учащимся, которые хотят жить в Пермском крае и трудиться на благо края....