Обобщающий урок по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Кондрашова Людмила Васильевна

Учебный материал содержит конспект обобщающего урока "Наречие"с презентацией и приложением для работы учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение изученного по теме «Наречие» (7 класс)

Цель:

- повторить правописание наречий, основные функции наречий в речи, в тексте;

 - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимательность, аккуратность;

Оборудование: лист заданий учащегося, лист учета знаний, компьютер, проектор, экран.

                                                        Ход урока

  1. Орг.момент. Создание психологического настроя на работу.

-Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наша с вами совместная работа.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

2. Актуализация

Словарный диктант.

Видимо-невидимо, точь-в-точь, кое-куда, где-нибудь, внизу, ещё, волнующе, во-первых,  настежь, издавна, по-медвежьи, поровну, недолго.

-проверим правильность написания на слайде №2

У каждого есть лист учёта знаний. Оцените себя.

Беседа по диктанту:

-Из каких частей речи состоит словарный диктант?

-Какую часть речи мы изучали на протяжении нескольких уроков?

-Это материал новый для вас или уже известный?

-Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение по теме «Наречие») слайд №3

-Какова цель нашего урока?

3. Читаем эпиграф к уроку (хором) слайд №4

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький)

-Как вы понимаете высказывание писателя?

*выразительное чтение стихотворения:

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою сразу вся страна.  

-Какие слова привлекли внимание поэта?

-Какая это часть речи?

-На какой особенности этих слов акцентирует внимание автор? (образность)

4. Начнём работу по повторению правописания наречий. Выполним работу по карточкам (раскрыть скобки, объяснить, слитно или раздельно пишется НЕ с наречиями)

Нелепо; вовсе не  интересно; невесело; не  далеко, а близко; далеко не  убедительно; нехорошо; не хорошо, а плохо; неуклюже; неповоротливо

Слайд №5

- обменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду правильность написания и поставьте друг другу оценки.

5. Вспомним, когда на конце наречий пишется буква А, а когда –О?

Буквенный диктант

Слегка        стеснительно     начерно

досыта      влево                 дочерна

направо     задолго              досуха

Добела     изредка            дотемна

Сначала    искоса             насухо

- проверим (слайд №6)

1.а       6. О        11. О

2. А     7. О        12. А

3. О     8. О        13. А

4. А     9. А        14. А

5. А     10.А       15. О

- выставьте себе оценку в лист оценок

6. Правописание Ь после шипящих на конце наречий.

- Я буду читать наречия, а вы ставите +, если в наречии есть мягкий знак, и ставите «___», если мягкого знака нет.

Цифровой диктант

Упасть навзничь, мчаться вскачь, ударить наотмашь, уйти прочь, выйти замуж, уж темно, усыпано сплошь, стало невтерпёж, открыть настежь, скопировать точь – в – точь.

- проверьте друг друга (слайд №7) и поставьте оценки в лист

1.+       3.+     5.-    7.+     9.+

2.+      4.+      6.-    8.-     10.+

9. Работа с текстом (слайд 8-9)

(Тихо)тихо в лесу. Вот (по)кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи(то) лапы. Откуда(то) (с)прав.. вместе с ветром доносится голодный вой волков. (По)зимнему молчит лес. Хлопья снега падают редко (редко). (С)прав.. и (с)лев.. от опушки стоят сосны в хлопьях снега.

-Прочитайте выразительно текст, докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить? Определите стиль текста

- Какую роль играют в тексте наречия? Выпишите наречия со скобками и пропусками, объяснить правописание наречий.

10. Работа в парах: Пословицы рассыпались. (слайды 10-11)

- сложить «рассыпавшиеся» пословицы, объяснить одну из них, найти в пословицах наречия, определите, в какой форме степеней сравнения употреблены отдельные наречия

ТИШЕ ЕДЕШЬ;  А ДОМА ЛУЧШЕ;   А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ;   ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ;  В ГОСТЯХ ХОРОШО;  ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ; СЛУШАЙ БОЛЬШЕ, ГОВОРИ МЕНЬШЕ; ДЛЯ ДОРОГОГО ГОСТЯ И ВОРОТА НАСТЕЖЬ.

11. Рефлексия

- Мы говорили в начале урока, что одна из особенностей наречий – образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям

СЛАЙД №12

  1. ____________________ не болеть.
  2. ________________________ выглядеть.
  3. ____________________ улыбаться.
  4. ______________________готовиться к урокам.
  5. _________________писать в тетрадях по русскому языку.
  6. _________________________ быть преданным своему делу.
  7. Живите ______________________.
  8. ____________________________учить орфограммы.

Слова для справок:  всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, чисто.

- Оцените себя за урок (несколько оценок послушать)

12. Итоги:

- Что повторили на уроке?

-Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.

13. Д/З – по выбору (слайд №13):

  1. Составить словарный диктант по теме «Наречие» (15-20 слов).
  2. Найти не менее 7 пословиц с наречиями.
  3. Написать сочинение-рассуждение «Если бы не было наречий…» (или лингвистическую сказку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....