Игры для уроков русского языка
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Павлова Елена Ильинична

Игра очень эффективна как форма самостоятельной работы, поскольку каждому ученику предоставляется право и возможность самому выбрать себе задание, вопрос. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_urokov_russkogo_yazyka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на уроках  русского языка

«Слабое звено» (6-7 класс)

Хотя такую игру можно применять на всех этапах урока, особенно эффективной она будет при закреплении материала, в конце урока, и позволит повысить работоспособность детей, которые уже утомлены. Следует также внимательно подойти к составлению вопросов. Они должны быть разными, внезапными. Именно от вопросов будет зависеть, насколько игра получится интересной, острой. Тем желаннее и значительней станет победа в ней. Можно предварительно поручить подготовить вопросы ученикам, это способствует развитию творческих способностей, а также позволяет лучше закрепить пройденный материал.

Игра состоит из нескольких туров.

Первый тур. К доске выходят 4 человека. Каждому из учеников по цепочке преподаватель задает три вопроса. Участник игры, который ответит на меньшее количество вопросов, выбывает и садится на место.

Второй тур. Оставшимся участникам также по цепочке задается еще по три вопроса, и вновь «слабое звено» покидает игру, садится на место. В последнем туре игры остаются 2 ученика. Они борются за первое место.

Количество участников может меняться, это зависит от количества времени, выделенного на игру, количества подготовленных вопросов и, в целом, от желания детей и преподавателя. В конце игры следует подвести итоги, можно поставить положительные оценки не только победителю, но и финалисту. Проигравшим же оценки не ставятся.

«Набери больше жетонов»

Игра очень эффективна как форма самостоятельной работы, поскольку каждому ученику предоставляется право и возможность самому выбрать себе задание, вопрос. Данная игра длится весь урок. Вначале учитель объясняет правила игры, обращает внимание на то, что цена заданий в зависимости от степени сложности различна - 1, 2 и 3 жетона. При неправильном ответе - ноль жетонов. Можно задавать вопросы по цепочке, по партам, по рядам. Таким образом, в течение урока каждому ученику в классе учитель может успеть задать по 5 вопросов. На доске перед уроком следует начертить таблицу с указанием количества и соответствующей оценки жетонов. Например, 11-15 жетонов - «отлично», 7-10 жетонов -«хорошо», 3-6 жетонов - «удовлетворительно», менее 3 жетонов -«неудовлетворительно». За подсказки полагается штраф - 2 жетона.

«Третий лишний»

Эту игру можно применить при изучении любой темы русского языка и на любом этапе урока. Эффективней ее проводить в середине урока, когда нужно переключить внимание детей, позволить им отдохнуть после письменных работ. Игра проводится в течение 5 минут. Детям предлагается три слова, они должны выбрать лишнее и записать его. Если дается десять заданий, то отличную оценку можно поставить за 8-10 правильных ответов.

 «Буква потерялась» (5 класс)

Игру лучше всего проводить в начале урока в качестве разминки. Затрачиваемое время - 2-3 минуты. С помощью этой игры можно закреплять темы «Правописание безударной гласной в корне слова», «Правописание корней с чередованием», «Правописание окончаний глаголов и имен существительных».

Ученикам предлагаются слова, в которые нужно вставить соответствующую теме игры орфограмму.

 «Эхо» (5-6 классы)

Ученики встают в два ряда лицом друг к другу. Один из участников громко произносит звонкий согласный. Другой должен, изобразив эхо, произнести потише парный глухой. Если участник ошибется, назовет звонкий непарный согласный - выбывает из игры. Победителями становятся ученики, которые в паре правильно назовут согласные.

«Орфографический магазин» (6 класс)

Игра проводится в три этапа.

1. Подготовительный этап

Учитель делит учеников на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание подготовить дидактический материал по определенной изучаемой или повторяемой теме, например: подобрать слова с корнями -кос-/-кас-, с буквами о и ё после шипящих, с буквами щ и ч в суффиксах -чик- /-щик -) и т.д.

Можно предложить ребятам несколько тем, чтобы каждая группа учащихся смогла поработать над различными видами орфограмм. Чтобы не допустить единообразия в подборе слов, можно раздать ученикам словари или подготовленные учителем материалы, которые содержат слова с повторяемыми орфограммами, либо заранее дать домашнее задание по подбору слов. Ученикам раздаются полоски бумаги, на которых они записывают слова. Необходимо предупредить учеников, чтобы соблюдалось условие - каждый член группы должен уметь объяснить правописание каждого выбранного слова. Время на эту работу устанавливается учителем.

2.        «Торговля»

Группы учеников делятся на две части таким образом, чтобы два первых ученика были «продавцами», а два других - «покупателями». «Товар» - полоски бумаги, на которых написаны слова. Они раскладываются на «прилавках» (столах). Покупатели в ходе игры должны переходить от одной группы к другой и делать покупки, выполняя правило: если кто-то хочет купить слово, он должен объяснить его правописание. Когда покупатель затрудняется это сделать, слово остается у продавца. Учитель во время игры является экспертом, если возникают споры между покупателями и продавцами. «Торговля» останавливается по сигналу учителя. Когда игра прекращается, покупатели должны вернуться к своим группам, чтобы вместе подсчитать количество оставшихся и купленных слов.

3.        Подведение результатов

Побеждает группа, у которой оказалось самое большое количество слов. Таким образом, участники игры должны быть заинтересованы в подборе орфографически трудных слов, чтобы оставить у себя их большее количество. После подведения итогов все «непроданные» слова записываются на доске и в тетрадях учеников с надлежащими комментариями. Если осталось достаточное количество времени, то можно предложить учащимся написать сочинение-миниатюру, где должны будут использоваться слова из предыдущего этапа. Работу при этом можно проводить как индивидуально, так и по группам. В последнем случае определяем команду-победителя, а самое лучшее сочинение можно записать в тетради.

«Лексический магазин» (6-8 классы)

Правила, этапы игры аналогичны «Орфографическому магазину». С той только разницей, что здесь учащиеся должны выписать на полоски бумаги пары слов: антонимы, синонимы, омонимы, диалектизмы, неологизмы. А во время торга покупатели должны определить лексическое значение слов и привести доказательства.

Таким же образом учитель может «открыть» у себя на уроке «Словообразовательный магазин», в котором учащимся будет предложено определить способ образования слова, значение приставки, суффикса. В «Синтаксическом магазине» можно использовать в качестве товара односоставные предложения, при покупке которых нужно будет определить их вид. А при повторении правил пунктуации во время торга потребуется без ошибок расставить знаки препинания.

 «Словообразовательный комбинат» (6 класс)

Игра подходит для изучения таких тем, как «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных» и т.п

   1. «Научно-исследовательская лаборатория» Участники игры разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждой команде выдаются карточки со словами для анализа. Ребята должны в ходе игры установить, от каких слов, с помощью каких приставок и суффиксов, какими способами были образованы предложенные слова. На работу дается 10 минут. По истечении времени каждая группа делает отчет о совершенной работе. Все вместе ученики делают выводы, кратко записывая их в тетрадях.

2.        «Сборочный цех»

На данном этапе каждой команде участников преподаватель предлагает набор основ слов, приставок, суффиксов. Затем ребята получают задание за 5 минут образовать с их помощью максимальное количество слов.

3.        Подведение итогов

Команды отчитываются в проделанной работе, обмениваются вопросами, оценивают работу друг друга. Победители игры награждаются. На последнем этапе также можно предложить творческое задание, например, составить техпаспорт «изделия» (слова). В него следует внести информацию о принадлежности его к какой-либо части речи, о значении суффикса и приставки, о способе образования и т.д. Если время ограничено, то можно задание третьего этапа предложить учащимся как домашнюю работу.

«Собери слово» (5-6 классы)

Эту игру можно использовать при изучении любых правил, для закрепления орфограмм, написания словарных слов. Игра займет не очень много времени, причем возможность походить по классу послужит отличной разрядкой на уроке. Эффективность игры достигается и тем, что в процесс работы вовлечены все учащиеся.

В начале урока учитель раздает карточки, на которых написаны половинки слов. В течение 1-2 минут ребята бегают по классу, чтобы отыскать вторую половинку своего слова. После этого участники игры уславливаются, кто будет проговаривать слово, а кто объяснять орфограмму, и садятся на свои места. Игра останавливается по сигналу преподавателя. Проигравшими считаются те, кто не найдет своей половины слова. При подведении итогов победители награждаются оценками «отлично» и «хорошо», а составленные слова записываются в тетрадях и на доске. При этом один из учеников проговаривает слово, а второй объясняет его написание.

«Выбери три слова» (5-9 классы)

Игра помогает закрепить знание материала на любую тему по русскому языку.

Учитель предварительно подготавливает карточки со словами. На каждой карточке 9 слов - по 3 слова на 3 орфограммы.

1-я карточка: подъезд, подъем, вьюга, чулок, варенье, чучело, съемка, ручьи, чум.

2-я карточка: воробей, склад, рыбка, гриб, дубки, ворона, град, клад, ворота.

В начале игры дети разбиваются по парам. Подходят по двое к столу ведущего и берут по одной карточке. Побеждает тот, кто быстрее выберет 3 слова из 9 с одинаковой орфограммой. Игру можно проводить в несколько раундов. Во втором, третьем раунде будут выходить только победители предыдущих раундов. Можно также проводить состязание между двумя командами, тогда выходить для работы с карточками будут члены разных команд, их победа будет приносить по 1 баллу команде.

«Почта» (5 класс)

Ученики класса делятся на команды по 4-5 человек. Затем ведущий (почтальон) вручает каждой группе письма-приглашения. Участники игры должны угадать, куда их пригласили (в сад, школу, кафе), а также выполнить задания:

-        объяснить, какие орфограммы использованы, вставить бук
вы с помощью подбора проверочных слов;

-        составить предложения, используя данные слова.
Пример приглашения:

Кали-ка, бере-ки (сад) / фла-ки, обло-ки (школа) / пиро-ки, ватру-ка (кафе).

В конце игры подводим итоги, награждаем победителей.

«Шифровки» (5 класс)

В начале игры все участники распределяются по парам. Один ученик играет роль шифровальщика, а второй - дешифровщика.

Задача шифровальщика - загадать ряд слов (к примеру, четыре) и зашифровать их.

Дешифровщики должны отгадать слова, а затем найти в каждой группе лишнее слово.

Например:

Наскта, лвиак, жалок, ноок (стакан, вилка, ложка, окно). Ониса, страа, енкл, убд (осина, астра, клен, дуб). Пнлаеат, здзеав, драг, сегн (планета, дождь, град, снег). Можно усложнить задание: шифровать и отгадывать не слова, а целые словосочетания, предложения.

 «Набери больше очков» (7 класс)

Эта игра рассчитана на целый урок и может применяться как самостоятельная работа.

В начале игры участникам сообщают правила.

  1. На карточках, которые предлагаются на выбор, написаны вопросы ценой в 1, 2 и 3 балла.
  2. Если участник игры дает правильный ответ, он получает соответствующий балл.

3.        Если ответ оказался неверным, он оценивается в 0 баллов.
Учитель может задавать вопросы устно, по цепочке. За урок,

таким образом, в классе из 25 учеников учитель успевает задать примерно по 5 вопросов каждому. Ученики в конце урока сами могут определить, какую оценку они получили, так как перед уроком на доске преподаватель рисует балловую шкалу: 12-15 баллов - «5», 7-11 баллов - «4», 3-6 баллов - «3», менее 3 баллов - «2». За подсказки, нарушение дисциплины можно снимать баллы, тогда игра пройдет без срывов.

Примерные вопросы на 1 балл:

  • В каком случае причастный оборот не выделяется запятыми?
  • Можно ли изменять наречие по степеням сравнения?
  • Местоимение - это самостоятельная или служебная часть речи?
  • У причастий есть множественное число?
  • Наречие - это служебная или самостоятельная часть речи?

Примерные вопросы (задания) на 2 балла:

  • Сколько Н нужно написать в слове «песчаный»?
  • Перечислите степени сравнения наречия.
  • Напишите наречие «высоко» в превосходной степени.
  • Как правильно написать наречие «точь-в-точь»?
  • Приведите пример деепричастия совершенного вида.

Примерные вопросы (задания) на 3 балла:

  • Приведите пример, когда НЕ с деепричастием пишется слитно.
  • Найдите в этом предложении местоимения: «Мы установили, что все эти овраги одинаковой глубины».
  • Найдите в данном предложении все служебные части речи: «Дети перелезли через забор, а потом тихо остановились за спиной художника».
  • Найдите среди наречий слово, у которого нет другого варианта по числу: на дыбы, на карачки, на цыпочки.
  • Среди этих наречий найдите то, которое пишется слитно: вмиг, с панталыку, на миг, на лету.
  • Составьте предложение, в котором будут и причастный, и деепричастный обороты.

«Найди лишнее слово»

Эта игра может применяться и при изучении, закреплении любой темы по русскому языку, и как самостоятельная работа на любом этапе урока. Очень эффективно проведение данной игры в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменной работы.

Продолжительность игры около 5 минут. Учитель предлагает ученикам ряд из нескольких слов (3-5). Участники должны найти лишнее слово и записать его. По результатам игры учитель может поставить «отлично» ученикам, которые 8-10 заданий выполнили правильно.

Примеры по теме «Буквы и-ы после ц»:

  1. Циклоп, лекция, цыган, цифра.
  2. Провокация, курицын, краснолицый, птицы.
  3. Цинга, цыплята, цитрусовый, цитата.
  4. Цирковой, на цыпочках, цикорий, циклон.
  5. Милиция, циновка, цыкнуть, цинга.
  6. Коллекция, комплекция, куцый, вентиляционный.
  7. Птицы, шепот, пшено, жонглеры.
  8. Синицын, курицын, цыган, Лисицын.
  9. Цыплята, лекция, на цыпочки, цыганский.
  10. Полиция, акация, белолицый, дикция.

«Вставь букву» (5 класс)

Данная игра применяется при изучении или закреплении различных тем, например на правописание гласных в корне слова, окончаний имен существительных, глаголов, на правописание корней с чередованием -лаг-/-лож-, -бер-/-бир-, -раст-/-рос- и др. Она носит, скорее, разминочный характер. Длится около 2-3 минут. Если учитель предлагает игру классу в начале урока как разминку, она должна проводиться устно и дети сразу же дают ответы. Также можно провести ее как маленькую проверочную работу, предложив вписать нужную букву в слово.

Примерный материал по теме «Личные окончания глаголов»:

Определите, какую букву поставить в окончании: е или и?

Посмотр...шь, побрс.шься, загон...шь, дочита...те, застел...шь, получ...шь, брод...те, залож...шь, дерга...шь, держ...ться, улета...шь, завис..л, уреж...шь, постро...шь, укаж...шь, дыш...шь, отыгра.. .те, измен.. .те, потерп.. .те, раскрош.. .шь, мер.. .те.

«Потерянные запятые» (9 класс)

Данная игра очень эффективна при изучении темы «Синтаксис».

Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно называют его, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на 5-7 минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.

Примерный материал по теме: «Сложноподчиненное предложение»

  1. Она сегодня поняла, что совсем недолго осталось дожидаться суровой зимы (одна запятая).
  2. Ночью, когда и портной, и плотник, и пекарь уже уснули, охотник встал и начал собирать свои вещи (четыре запятые).
  3. После того как ветер стих и дождь закончился, наступила совершенная тишина (одна запятая).
  4. Папа, когда нашел дневник Павлика, обнаружил там двойку по русскому языку и достал ремень, который хранился в верхнем ящике комода (три запятые).
  5. Бортпроводник громко объявил, что, хотя самолет уже приземлился, вставать с мест не разрешается (три запятые).
  6. Мать, стоя у окна, говорила и говорила о своих тревогах, и, хотя ее речи были для нас привычными, щемило сердце (пять запятых).
  7. Мяч все-таки попал в окно, тогда наша соседка, к которой он залетел, стала громко кричать, визжать и грозиться полицией, ремнем (пять запятых).
  8. Если человек истомлен и очень хочет спать, у него появляется чувство, что в том же самом состоянии находится природа (две запятые).
  9. Дети услышали, как по двору, тяжело передвигаясь на своих больных ногах, шел дворник и как пронзительно скрипела его древняя тачка (три запятые).

10)        Этой ночью, когда все уже легли спать, Денис, который не
уснул, а лишь притворился спящим, тихо пробрался на кухню, от
крыл шкаф, улыбнулся и стал потихоньку поедать одну за другой
любимые светкины конфеты, которые таяли во рту Дениса с поразительной скоростью
(восемь запятых).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...