ЕГЭ. Работа с текстом.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Спиридонова Нина Михайловна

Работа с текстом при подготовке к экзаменам содержит 9 заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_attestatsiya_v_10_kl.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

    Единый  государственный экзамен

Нина Спиридонова

Работа с текстом при подготовке к экзаменам.

Прочитайте отрывок из рецензии. Определите стиль текста.

В серии «Жизнь замечательных людей» (2006 г.) вышла книга В.Шайкина о Николае Ивановиче Вавилове. Давно пора! Единственная биография Н.И.Вавилова в этой серии вышла в 1968 году. Это была прекрасная биография, но без авторских дополнений издание повторять не стоило. Ведь прошло почти  сорок лет! Открылись архивы, отменена цензура. Опубликовано море архивных документов об ученом! Например, его следственное дело. Одной переписки-восемь томов… Мир  отметил столетний юбилей  Н.И. Вавилова, и периодическая печать была полна тех сведений об ученом, о каких прежде нельзя было и заикнуться. Именно на примере судьбы Н.И.Вавилова, беззаветно служившего стране и погибшего в сталинских застенках от голода, осознали мы всю Нелепость и несправедливость режима, в котором жили.

Для тех  , кто заинтересовался деятельностью Н.И.Вавилова по- настоящему, к книге приложены хронология жизни ученого и библиография как его главных трудов, так и материалов о нем. Из книги В. Шайкина мы узнаем практически все, что к настоящему времени известно о жизненном пути ученого. Оценивая путь ученого, автор приводит слова президента Академии наук Г.И. Марчука, сказанные в дни юбилея: «Пожалуй, только сейчас полностью осознан и оценен в научном творчестве Николая Ивановича его глобальный подход к изучаемым явлениям. В научном мышлении такой подход к исследованию природных ресурсов утвердился  лишь в  «спутниковую эпоху», а 60 лет назад только единицы, как Вернадский и Вавилов, могли подняться на такую высоту». Автор приводит также оценку деятельности Н.И. Вавилова лауреатом Нобелевской премии Г.Меллером, который в молодости  работал с Николаем Ивановичем: «Этот сказочно продуктивный человек сделал для  генетического развития сельского хозяйства своей страны больше, чем  сделал кто-либо другой для какой-либо страны в мире». К этим   высказываниям автор добавил собственную оценку Н.И. Вавилова как человека: «От его незаурядной личности как бы исходило нравственное свечение».

                                                                                                                    (М. Раменская.)

  1. Укажите языковые средства, с помощью которых автор выражает не только мысли, но и эмоциональную оценку:

 а) оценочная лексика

б ) слова, употребленные в переносном значении

в) восклицательные предложения

г) риторический вопрос

д) цитирование

а) лексический повтор

б) синонимы

         в) частица именно        

              г) видовременная  соотнесенность глагольных форм    

д) вводное слово например

е)местоимения

ж) вопросительные предложения

( Ответ: а-е).

3.Объясните значение слов хронология, библиография, генетический.

4.Подберите синонимы к словам незаурядный, беззаветно, опубликовать.

5.Выпишите несколько словосочетаний с причастиями.

6.В каких словосочетаниях связь иная, чем управление:

а) дни юбилея        

б) нравственное свечение

в) периодическая печать

г) исходило свечение

д) беззаветно служившего

(Ответ:б,в,д)

7.Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Оценивая путь ученого…

а) появилось много публикаций.

б) день юбилея отмечался во всем мире.

в) автор приводит слова, сказанные в дни юбилея.

г) прозвучали высокие слова

(Ответ: в).

8.Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

9.Выполните творческое задание:

Напишите сочинение на тему: «От этой незаурядной личности исходит нравственное свечение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...