Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Мельникова Лейсан Марселевна

XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на тему

(Слайд 1) «Использование  мультимедийных  технологий на уроках русского языка »

Часть 1 (теоретическая)

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА

(слайд 2) XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. 

(слайд 3) Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования, а также послании премьера Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию (2009) говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. Кроме того, Дмитрий Анатольевич обращает внимание на повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности

(слайд 4) Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.

(слайд 5)  Что такое мультимедийные технологии?

Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.

 (слайд 6)  Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.

(слайд 7) Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ, во многом отличаются от целей и задач  других учителей-предметников.

(слайд 8) Учителю русского языка необходимо повышать мотивацию учащихся за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения.

(слайд 9) Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока.

(слайд 10) Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Я изучаю опыт учителей по данной теме и имею собственные наработки, которые были представлены в прошлом году на конкурсах муниципального уровня.  Сегодня своем выступлении я хотела бы представить вашему вниманию опыт по данной проблеме.

(слайд 11) К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:

  •  повышение мотивации обучения,
  •  развитие познавательной активности учащихся,
  •  стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
  •  совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

(слайд 12)  На своих уроках я использую компьютер как:

  • средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
  •  средство информационной поддержки учебного процесса;
  • дополнительный источник информации;
  •  средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

(слайд 13) Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. (слайд 14) Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

  •  как «проникающая» (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач);
  • основная (определяющая, наиболее значимая из используемых технологий);
  •  монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

(слайд 15) Я применяю компьютерные технологии как «проникающие» при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в методической и воспитательной работе. Владение компьютером оказывает мне и моим ученикам существенную помощь в работе над самообразованием.

(слайд 16) Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: презентации. тесты, разноуровневые задания, (слайд 17) небольшие сообщения с использованием видеофрагментов. (слайд 18)  Я могу проводить заочные экскурсии на уроках литературы. Стоит отметить, что дети очень активны на «разминке» на уроках русского языка и литературы, когда используются видеофрагменты для написания ассоциативного ряда.

Часть 2 (практическая)

Опыт  проведения  мультимедийных уроков русского языка и литературы

Использование компьютерных технологий при работе со словарными словами.

Так этапе урока введения новых знаний можно смоделировать вместе с учащимися алгоритм рассуждения, используя интерактивную доску. Одна из инновационных технологий, направленная на организацию познавательной деятельности – это интерактивная технология.

(слайд 19)  Интерактивность – это нахождение в постоянном активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса, когда в ходе многосторонних коммуникаций проходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. При этом учащиеся открывают новое сами, т.е. занимают активную исследовательскую позицию. А какой ученик откажется решать у доски тесты на сопоставление или установление последовательности. Таким образом, применение мультимедиа-технологий позволяет обучать учащихся интерактивным методам.

Работа у интерактивной доски.

Форм и приёмов в словарной работе достаточно много. Мною выработан алгоритм изучения новых слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями.

Важно самое начало работы со словарным словом. Система приёмов работы с трудными написаниями сводится к следующему: (слайд 20) 

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова (толкование).

З. Морфемное строение (однокоренные слова).

4. Правописание. Нахождение орфограмм.

5. Определение части речи.

6. Проговаривание.

7. Включение слов в тексты, составление со словами словосочетаний, предложений.

Этот алгоритм мы разработали вместе с учащими 5-х классов при изучении раздела «Лексика», который я размножила и раздала детям, а также прикрепила к теме в электронный журнал, чтобы дети не испытывали трудностей при выполнении заданий.

Разбирая очередное упражнение, нам встретилось слово багряный, которое нередко вызывает у детей трудности при написании. Чтобы разобраться, почему же в 1 слоге пишется безударная а, мы обратились к этимологическому словарю (часть 3, учебник Львова).

(Слайд 21) 

- Слово Багряный происходит от корня багр, что означает «красная краска», «красный цвет».

- Далее мы обратились к толковому словарю Википедия в сети Интернет

- Багряный -  насыщенного красного цвета, цвета крови  Перья крыльев отливают розовым цветом; концы их ярко-красны, точно омочены багряной, свежей кровью. И. С. Тургенев, «Два брата», 1878 г.  А когда, бывало, к новому году с Урала везут багряную икру зернистую и рыбу — первым делом её пробуют в Английском клубе. В. А. Гиляровский, «Москва и москвичи», 1926 г.

 - После этого ребята подобрали однокоренные слова: багрян, багрец, багровый; привели синонимы такой же части речи: багровыйкроваво-красныйкровавыйярко-красныйпунцовый

 Таким образом, мы пришли к выводу, что безударная гласная в корне прилагательного связана с историческим корнем барг. Используя данный алгоритм, учащиеся работают над словом, обращаются к словарям: этимологическому, толковому, иностранных слов, словообразовательному и т.д. Эта работа увлекает, приучает их к ответственному и бережному отношению к слову, а также у детей вырабатывается орфографическая зоркость. Этот алгоритм я размножила и раздала детям, а также прикрепила к теме в электронный журнал, чтобы дети не испытывали трудностей при выполнении заданий.

В связи с созданием в гимназии компьютерного класса появилась возможность закреплять правописание изученных словарных слов на медиауроках. (слайд 22) 

В скором времени мною будет апробирована методика работы со словарными словами на компьютерах.

1 этап

1. Обращение к этимологии слова (происхождение слова).

2. Лексическое значение слова ( работа со словарем).

3. Составление словосочетаний, предложений.

2 этап

1. Игра «Этимологическое лото»

2. Отработка навыка правописания слов на компьютере по программам «Домашний наставник», «Фраза».

3. Проверка знаний с применением этих программ (тема «Непроверяемые написания»).

(слайд 23)  Анализируя проведенные уроки, могу сказать, что работа с компьютером вызывает большой интерес, очень нравится ребятам. Общение с компьютером на уроках русского языка не утомляет учащихся, наоборот, они хотят продлить свою работу. Потому, по мере возможности мною проводятся дополнительные занятия для корректировки знаний и умений.

Мультимедийная презентация

(слайд 24)  Приобщение учащихся 5-7 классов начинается с мотивации. Мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо взрастить из естественной любознательности и любопытства, присущих ряду учеников. С этой целью мои ученики активно участвуют в создании презентации как по русскому языку, так и по литературе.

(слайд 25)  На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока являетсяусиление наглядности, что очень важно на уроках литературы.

(слайд 26) Презентация – лучший помощник на уроках повторения и обобщения материала на уроках русского языка. Электронное сопровождение урока отражает основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Презентация может использоваться используется на всех этапах урока или на каком-то отдельном этапе: проверка д/з, проведение тестов, викторин, тренажеров с целью повторения, проверки или систематизации знаний, можно систематизировать знания учащихся с помощью таблиц и схем, для закрепления ЗУН.

Дети садятся за компьютеры

(слайд 27). Так после изучения темы «Правописание не в причастиях» я дала группе своих учениц, участниц городского этапа ВОШ по русскому языку индивидуальное задание – составить слайдовую презентацию, которая поможет ответить им на вопрос: в каких случаях и не причастиях пишется раздельно, а в каких слитно. Тема была выбрана неслучайно, поскольку изученная орфограмма неоднократно встречается в текстах диктантов, а также вариантах ЕГЭ.

Выступление 7-классниц        (слайд 27-31).

(слайд 32). Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.

Слайд 33-39

Еще одну презентацию создали ученицы 7б класса Анна Варакута и Анна Лукина, участницы ВОШ по русскому языку. После изучения темы «н и нн в суффиксах  причастий» девочки к следующему уроку по закреплению материала подготовили презентацию, благодаря которой учащиеся еще раз обобщили изученную орфограмму, а также закрепили теоретический материал с помощью небольшого упражнения.  

Слайд 40

Создание мультимедийного проекта повысило интерес к изучению русского языка, активизировало познавательную деятельность учеников, развило творческий потенциал учениц. Девочки научились работать в группе, распределять обязанности, усовершенствовали практические умения и навыки.

Проект, который создали девочки, можно применять на уроках в качестве обобщения изученного материала, а также можно разместить в созданной группе нашего класса.

Слайд 41

В случае того, если кто-то из класса заболел или не понял тему, он всегда может найти материал в группе класса и еще раз проанализировать материал, но уже не в привычном книжном варианте, а при помощи мультимедийной презентации.

(Слайд 42)

В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. На уроке русского языка при применении знаний и умений или при повторении я использую программно-методический комплекс «My test», о котором я узнала из выступления учителя информатики Глуховой И.В. на одном из последних методических советов. Сегодня группа учеников продемонстрирует, насколько успешно они освоили тему «Правописание н и нн в причастиях». Заранее для 7-классников были подготовлены задания по изученной теме.

Работа детей с программно-методическим комплексом «My test»

(слайд 43) Интерактивный тренажер позволяет диагностировать знания и умения учащихся по необходимой теме (тестовые задания). Программа определяет пробелы в изучении темы и предлагает коррекционные задания, которые учащиеся выполняют под контролем учителя. Такая форма обучения, на мой взгляд, является наиболее продуктивной, т.к. ученик не испытывает страха, неуверенности, может работать в нужном для него темпе и не бояться осуждения со стороны класса. Важно отметить и то, что компьютер сам объективно оценивает работу учеников. Результаты тестирования каждого обучающегося можно отследить разу после выполнения работы и оценить работу учащихся, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.

(слайд 44) Таким образом, подводя итог сегодняшнему мастер-классу, я хочу сказать, что внедрение ИКТ на уроках русского языка   позволяют мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних и дополнительных заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками  погрузиться в другой мир, увидеть языковые процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

Построение схем,  таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. 

Информационные технологии  способствуют формированию информационной компетентности учащегося, открывают возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его участником.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...