Повторить пройденный материал и закрепить (его в области синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

В игровой форме привить учащихся интерес к изучению русского языка,сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ«Средняя школа №3 города Рудного»

Урок в 6 классе по русскому языку

Тема: Повторить пройденный материал и закрепить  (его в области  синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).

            Учитель русского языка

                        и литературы:        

Евгеньева

Галина Ивановна

                                      2015год


Цель мероприятия.

 В игровой форме привить учащихся интерес к изучению русского языка, сформировать у них желание самостоятельно заниматься языком.

 

    Задачи.

Повторить пройденный материал и закрепить  (его в области  синтаксиса, орфографии, лексики, морфологии, орфоэпии, фонетики).

Продолжить дальнейшую работу по развитию речи (устное описание картины Саврасова  «Грачи прилетели»).

Использовать творческий потенциал учащихся.

 

    Оборудование.

Карточки с заданиями,   словари  (орфографический, толковый, синонимов, этимологический); репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; выставка творческих работ, рисунков, рабочих тетрадей по русскому языку; книги «Шарады, головоломки, ребусы, кроссворды», «Занимательная грамматика «Радионяни», кассеты с записью детских песен, 2 телефонных аппарата, секундомер, жетоны

 

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Вступительное слово учителя (под музыку песни «Вместе весело шагать…»). Сегодня , ребята, мы отправимся в полную тайн и загадок Страну Русского языка. Наши великие путешественники- смельчаки (команда двух классов). Будут вести нас по дороге знаний, а помогать им будут болельщики и уважаемое жюри.

Представление команд  (эмблема, название, лозунг).

«Умники и умницы» (6 «А» класс) и «Азбука» (6 «В» класс)

    Разминка.

Продолжать начатую половину пословицы (по очереди). За каждый правильный ответ- по 1 баллу.

Встречать по одежке…                               (провожать по уму)

Рыба ищет, где глубже…                            (а человек ,где лучше)

С миру по нитке…                                         (голому рубашка)

Сколько волка не корми…                        (он все равно в лес смотрит)

Заставь дурака богу молиться…              (он и лоб расшибет)

Не плюй в колодец…                                  (пригодиться воды напиться)

Не родись красивой …                               (а родись счастливой)

Не зная броду…                                           ( не суйся в воду)

Если команда затрудняется с ответом, слово - болельщикам (выдавать им жетоны)

   3. Проверяется домашнее задание: реклама русского языка.

Жюри объявляет результаты

    4. Игра «Четвертый лишний».

Зачеркнуть лишнее, но прежде вставить пропущенные буквы. За каждый правильный ответ- 1 балл. Время- 3 минуты.

1команда                                                      2 команда      

      1.                                                                         1.

а) дикор…стущие                                         а) пор…сль

б) р…стение                                                  б) водор…сли        

в) выр..сшие                                                  в) возр…ст          +                    

г) р…стениевод     +                                     г) зар…сли

       2.                                                                       2.          

а) в…рить                                                      а) з…леный        

б) с…лить                                                      б) с…дой            

в) п…лить                                                      в) пл…хой  

г) п…ть                                                          г) в…згливый

      3.                                                                        3.                

А) летний                                                        А) Мы            

Б) весенний                                                     Б) зелень                              

В) зимовать   +                                                В) пришла              

Г) осенний                                                       Г) и      +

      Пока команды выполняют задания,  включать, музык.  Результаты выполненного задания сдать жюри.

    5. Сочинение.

На нашей земле, ребята, наступила долгожданная весна, и в страну Русского Языка тоже пришло это время года. Встретим весну, отдадим ей долгожданное, составив небольшие рассказы по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели».

 В это время проводиться игра с болельщиками. Вопросы-загадки:

Заворчал живой замок,

Лег у двери, поперек. (Собака)

В воде живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

В болте плачет,

А из болота не идет. (Кулик)

Летом за пахарем ходит,

А водой не насытится. (Утка)

Живет она между камнями,

Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)

Проверка конкурса. Участники читают  вслух свои рассказы, называют слова, употребительные в переносном значении.

    6. Выставь Ъ и Ь.

Что же, здорово? –Здорово!

В путь? –В путь! В скоростной путь!

Приготовиться для кросса!

Заточить карандаши!

Предлагают знаки Вопроса,

Ряд Задач! Вникай! Реши!

Вставить в слова, где нужно Ъ и Ь. Кто быстро и правильно выполнить?

Двух…ярустный, ад…ютант, с…естное, мел…че.

П…есав, чер…езноый, бар…ер, в…ют.

Слова прочитать вслух, объяснить правописание.

    7. Конкурс «Иносказание».

Команды выбирают водящих (по одному человеку). Они выходят за дверь. Ведущий каждой команде задает по одному слову, имеющему много синонимов (1 команде- «бежать», 2- «большой»).

Когда водящие заходят, игроки произносят предложения, в которых вместо слова употребляется его синоним. Необходимо быстрее угадать слово.

«Узелки на память». Выступление ученика о происхождении названий школьных предметов (индивидуальное задание)

Жюри сообщает результаты предыдущих конкурсов.

    8. Конкурс скороговорщиков.

Вызвать для участия по два человека из команд. Каждый получает по одной скороговорке. Проговорить ее нужно быстро по 3 раза. Кто запнется- выходит из игры. Побеждает та команда, чей представитель останется.

  1. Команда

Расскажу я про покупку, про крупу да про подкупки.

Три дровосека на трех дровах дрова рубят.

  1. Команда

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.

Шит колпак не по- колпаковский, надо колпака переколпаковывать.

    9. Конкурс «Самый грамотный».

На доске написано письмо к тебе от Песика. Найти ошибки и исправить красным мелом. (В двух вариантах).

Время- 3 минуты. Задания проверяют представители жюри. 5 баллов.

«Дорогой друк здраствуй! Пышыт тибе Пьео. Как ты жывеш? Я жыву весила многа гуляю и нилюблю делать уроки. Зато чясто бывайю в заапарке ф кыно на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.

                                                                                                       Пьос»

 Задание для капитанов. Как правильно говорить? ( по очереди).

--кур или курица

--кур или куриц

--туфля или туфля

--туфель или фулей

    10.Отгадай слово по лексическому значению и написать на доске с прилагательным. Кто быстрей?

Часть города, ограничивающие улицами. Четвертая часть города- 3  месяца. (квартал)

Собрание засушенных растений. (Гербарий)

Устройство по раскрывающимся куполом для прыжка с самолета. (Парашют)

Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года. (календарь)

Крупный кустарник с большими гроздьями очень душистых цветов. (Сирень)

Старый воин или человек, который где- либо долго работал. (Ветеран)

Сообщение результата конкурса. За правильный ответ- 1 балл.

    11. Разговор по телефону.

Вызывать по два человека от команды и составить по телефону разговор. Это может быть беседа с родителями, другом или одноклассником. Используйте при этом волшебные слова.

В это время приходит выступление библиотекаря о происхождении некоторых женских и мужских имен.

    12. Игра «Найди новое слово».

Пользуясь данным словом, составить новые. Кто больше? 1 минуты. За каждое вновь полученное слово- 1 балл.

Обеим командам дано слово- промокашка.

    13. Лидер кросса- Знак вопроса!

И уже не в первый раз

Он к победе дерзко рвется,

Но готовы с ним бороться

Шутка, ум и острый глаз!

Расставь знаки препинания. Время- 1 минута.

1 команда:

Не спиться мне что-то отец

Но вот впереди обоза вдруг кто-то крикнул  Кирюха  трогай!

Пушистый снег лежит всюду на дороге в поле в саду

2 команда:

Едем мы к бабушке на реку Смородину на Калинов мост.

Кай что ты делаешь крикнул Герда.

И за нею вмиг от сна

Поднялся все кругом

Царь царица царский дом.

    14. Игра со зрителями.

Продолжить предложения по данному началу:

Алфавит – это …

Суффикс – это…

Синонимы - …

Дополнения- …

Фонетика- …

Лексика- …

Жюри объявляет результаты конкурсов.

    15. Проверка домашнего задания.

Прочитать выразительно наизусть шуточное стихотворение о русском языке.

    16. Задания для капитанов.

Прочитать слова без подготовки.

1 Команда.

Ателье,  досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски, на доску.

2 Команда.

Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла.

    17. Работа со словарями.

Найти омонимы- 1команде, синонимы- 2 команде. Взять нужный словарь, привести примеры.

 

    18. Последние конкурсы

Путь окинь пытливым взглядом,

Мысль включи на полный ход.

К играм! К радости! К наградам!

К ленте финишной! Вперед!

Кроссворд «Забавы богатырские»

Вопросы по горизонтали.

Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних.  (Лавки)

Главное оружие  Соловья-разбойника. (Свист)

Тара  для чудес. (Решето)

В поле не воин. (Один)

Царское головное отличие. (корона)

Богатырская  цифра. (Три)

Минимум  отмеров на один разрез. (Семь)

Вопросы по вертикали.

Головной  убор, рассчитанный на дурака. (Колпак)

Разбойничья  цифра. (Сорок)

«Нечистая» дюжина.  (Тринадцать)

Ведьмолет . (Помело)

Змей по батюшке.  (Горыныч)

    19. Ребусы «Девичьи посиделки».

             А

  Изюм                     Анатолий              уточка                  век

    20. Викторина для участников команд.

В каком слове 30 гласных?

В каких словах по 100 согласных?

Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

Какие собственные имена могут принадлежать как  мальчику так и девочке?

В названии  какого дня недели есть удвоенная согласная?

Имена девочек состоят из двух букв В и удвоенных согласных. Как зовут этих девочек?

Подведение итогов. Звучит веселая музыка. Жюри награждает победителей, активных участников команд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по рускому языку. 10-й класс. Итоговая к\р ( фонетика, орфография, лексика)

При подгнотовке к  ЕГЭ тестирование является одной из самых распространенных форм проверки заний учащихся и прочно заняло свое место в учебном процессе на уроках русского языка\.  На отдель...

Итоговая контрольная работа по фонетике, орфографии, лексике для учащихся 5 классов.

Работа проводится после изучения разделов «Фонетика и письмо», «Лексика» и представлена 4 вариантами Примечание: данные тесты можно использовать при повторении орфографии на других этапах изучения ру...

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Орфография и морфология

Урок повторения пройденного, предназначенный для 7 класса, даёт возможность ребятам обобщить знания по важным и наиболее сложным направлениям морфологии....

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н-НН» В СУФФИКСАХ

ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ И МОРФОЛОГИИ: НАПИСАНИЕ «Н-НН» В СУФФИКСАХ...

Конспект (протокол) урока русского языка. 6 кл. Обобщающее повторение орфографии и морфологии.

Обобщающий урок в конце года по систематизации знаний, формированию УУД, включающий в себя работу с текстом....

5 кл Тренажер по орфографии, морфологии, морфемике, фонетике, синтаксису

Тест содержит задания, определяющие уровень знания и владения изученного материала по по орфографии, морфологии, морфемике, фонетике, синтаксису....