Технологическая карта урока по русскому языку в 5 а классе по теме : Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Какорина Наталья Павловна

Данная технологическая карта урока по русскому языку разработана по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_fev_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_a_klasse.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

   Технологическая  карта урока по русскому языку в 5 а классе

   Тема урока: Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного.

Цели деятельности

учителя

Повторить известные учащимся способы обозначения мягкого согласного; расширять знания учащихся об использовании мягкого знака; формировать умение выбирать соответствующую в конкретном случае орфограмму для обозначения мягкости согласного

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие орфограмма-буква, условия появления орфограммы «Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного»; уметь определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твёрдости; применять правило.

Метапредметные (компоненты  культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):освоение дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подроста в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точки зрения.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показатель общей культуры и гражданской позиции человека.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные    ( цифровые) ресурсы

Интернет-ресурсы:

http:// www.uroki.het

http:// www.zavuch.info

http:// festival.1september.ru/subjects

Оборудование

 Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный  проектор.

Наглядно- демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия и термины

Орфограмма-буква

       

                                               Организационная структура( сценарий) урока

 Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

                                Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы

организа-

ции сов-заимо-действия

Формируемые

умения  ( универ-сальные учебные действия)

Контроль результатов  учебной деятель

ности

1.Моти-вация

(само

определение) к учебной деятель-ности

Эмоциональ-ная, психоло-гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово. Здравствуйте, ребята! Сядьте удобно.

-Сегодня  урок  русского языка я хотела бы начать с пословицы:  « Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

- Как вы понимаете смысл высказывания?

-Сегодня на уроке  мы продолжим добывать новые знания.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку

Фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к уче-нию, познаватель-ной деятельности, желают приобре-тать новые знания, умения, совершен-ствовать имеющи-еся.

Познавательные: осознают позна-вательную задачу.

Регулятивные: планируют( в со-трудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые действия

Коммуникатив-ные: работают в парах.

Листы обратной связи

2.Актуа-лизация и проб-лемное учебное действие Выявле-ние места и при-чины затруд-нения.

Вопроизведе-ние  ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристичес-кая беседа

- Мы любим волшебные сказки, а особенно волшебные элементы, при помощи которых можно добиться всего. Давайте и мы немножко побудем волшебниками. Мы будем рисовать картину. Но не волшебной кистью, а буквой. А какой, вы  мне скажите сами, найдя  лишнюю  в  данном ряду.

На доске написан ряд букв:  Е, Ё,  Ю,  Ь, Я, И.

(Лишняя буква Ь, она не обозначает звука.) Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или  при незначительной помощи учителя)

Отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников высказывания

Группо- вая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учеб-но- познаватель-ные действия в материализован-ной и  умственной форме; осущест-вляют для реше-ния учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы, форму-лируют собствен-ные мысли, выска-зывают свою точку зрения

Устные ответы

3.Выяв-ление места и причи-ны затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями: выучить правило по учебнику или самостоятельно овладеть им, чтобы лучше запомнить. Каким мы пойдем путем? ( Овладеем самостоятельно.)

-Хорошо, но этот путь нелегкий. Для смелых и находчивых. Давайте ответим на некоторые вопросы и проверим нашу смекалку.

( Вопросы  и ответы на слайдах)

1.Сколько гласных букв в русском языке?

1)33  2)21  3)10  4)6

2.Какая из этих букв не является гласной и не имеет звука?

1)И  2)Я  3)Ь  4) Ю  5)Е

3.Сколько букв и звуков в слове осень?

1)5б.,6зв.;  2) 4б.,4зв.;  3)5б., 4зв.;  4) 4б., 4зв.

4.Что вы знаете о Ь?

5.Какое из этих прилагательных употребляется при характеристике согласных звуков?

1 тяжелый  2. немой  3) мягкий  4) лёгкий .

6.Звук [ ч'] –

1 скрипящий 2) звенящий 3) шипящий 4) свистящий

7.Часть растения и часть слова, в которой часто встречаются орфограммы,- это...

1)лист  2) цветок  3) корень  4) плод.

8. Сколько ошибок в данном предложении?

Под ёлочькой  у булочьной  сидят  малчик  игорь и кошка Муска.

1)4  2)6  3)5  4)3

Посмотрите на ответы:3,3,3,3,3,3.3.

Сделаем вывод:

-Для чего служит  ь?

-В какой позиции может стоять?

-Когда не пишется Ь?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот мы руки развели,                                      Наклонились, выпрямились,

Словно удивились.                                          Наклонились, выпрямились.

И друг другу до земли                                    Ниже, ниже, не ленись,

В пояс поклонились!                                      Поклонись и улыбнись

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Группо-вая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к ихпреодолению;проявляю способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи,делают самостоятельновыводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: задают вопросы с целью полученияи необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: проявляют заботу о своём физическом и психическом благополучии и работоспособности  на уроке.

Вопросы для уточнения информации

4.Целеполагание и пост-роение проекта выхода из затруд-

ния

Раскрытие новых  поня-тий, усвоение новых  спосо-бов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Форму-лирование правила, письменная работа, работа с учебником  

 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

-Прочтите пословицу, с которой мы начали урок (на слайде)  « Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»

 -Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.

- О какой орфограмме идёт речь сегодня на уроке? ( Мягкий знак, обозначающий и не обозначающий мягкость согласного.)

-Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой лишнее слово.

1-й ряд: Мыл_ный,  сил_ный, мален_кий,  мощ_ный.

2-й ряд:  Лимон_чик,  речн_ой,  ночен_ка,  мрач_ный.

3-й ряд:Воз_мет, сол_ный,  спор_щик, крест_янин.

- Напишите оставшиеся в цепочке слова в алфавитном порядке.

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

-Итак,  когда нам необходим  мягкий знак в слове, а когда его  ставить не нужно?

-Проверим, совпало ли наше правило с учебником.

( параграф №39  учебник Русский язык. Теория.  Автор  В.В.Бабайцева)

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; отвечают на вопросы;  в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют письменное задание по рядам, работают с учебником.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необ-ходимую  инфор-мацию из прослу-шанного объяснения учителя, высказы-ваний одноклас-сников, системати-зируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятель-ность с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Устные ответы, вопросы для уточнения информации

5.Пер-вичное закрепление с коммен-тирова-нием во внешней речи.Са-мостоя-тельная работа с самопро-веркой по эталону.

  Обобщение и систематиза-ция знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового  явления, составление связных рассказов об изученных нормах

1.Диктант «Плюс-минус»

Если в слове есть мягкий знак, то ставите плюс, если мягкий знак не пишется, то ставите минус.

Мощный, семья, большой,  каменщик, борьба, судьба, сердечко, просьба, долька,  Сонька,  серьга,  зорька,  спорщик.

2. Составьте свой диктант «Плюс-минус», пользуясь материалом учебника. Обоснуйте  свой выбор языкового материала, пользуясь изученным правилом.

Выполняют задание, составляют диктанты, работают с учебником.

Индиви-дуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в матери-ализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-ственные связи, делают обобщения,  выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают  свои достижения,осозна-ют возникающие трудности, ищут их причины  и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменные работы, устные ответы

6.Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематиза-ция знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа. Подбор своих приме-ров, иллюстри-рующих природу изу-чаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

1. Упражнение №458 учебника  (самостоятельно) с взаимопроверкой по эталону (Слайд)

Выполняют упражнения

Индивидуальная

Личностные:осуществляют  нравствен-но-этическое оцени-вание усваиваемого содержания.

Познавательные:самостоятельно выделяют формули-руют цель, осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказ учителя, по воспроизведению в памяти)

Регулятивные: самостоятельно планируют необхо-димые действия, операции, действу-ют по плану.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменные работы

7.Вклю-чение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

-Что было на уроке трудным? А что интересным?

-Для чего служит мягкий знак в словах?

-В каких  случаях он не пишется?

-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретенных знаний

Индиви-дуальная,группо-вая

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке.

7.Рефлексия учебной деятельности

Заключитель-ная беседа по вопросам

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие трудности  у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их  преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индиви-дуальная, группо-вая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобре-тенных знаний, навыков и оператив-ных, исследова-тельских, аналити-ческих умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе по теме «Употребление ь  для обозначения  на письме мягкости согласных и для обозначения грамматических форм»...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....