Урок русского языка в 11 классе по теме "Тропы и стилистические фигуры"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Сафонова Мария Павловна

Урок предполагает подготовку к ЕГЭ путем повтора основных тропов и стилистических фигур и практической работы по их применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon к уроку предполагается презентация142 КБ
Файл tropy.pptx83.43 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку , рабочие листы к уроку.

Тема метапредметного урока: Содержание и форма. Виды тропов и стилистических фигур.

 

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

 Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинается наш урок русского языка.  

1.1. Диалог учителя с учащимися:

- Язык… А что такое язык? (Язык – это главное средство человеческого общения).

- Общение…  От того, как мы говорим, от нашей речи зависит многое. Словом можно порадовать человека, а можно и огорчить, восхитить и разочаровать.

- Чем язык отличается от речи? (Язык – свод правил, он один для всех. Речь индивидуальна. Речь – это язык в действии).

- Чтобы понять, в каком отношении находятся язык и речь, давайте проведём некоторые параллели. Для этого обратимся к философским категориям формы и содержания. Французский писатель конца 19 - начала 20 века Ромен Роллан сказал: «Всякая форма есть выражение какого-то внутреннего содержания». А русский писатель А. П. Чехов сформулировал свои мысли в высказывании, которое всем нам хорошо известно: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Вдумайтесь в слова Чехова. Лицо, одежда, душа, мысли… Что вы из этого ряда назвали бы формой, а что – содержанием? (Лицо, одежда – форма; душа, мысли – содержание).  Отношение содержания и формы характеризуется их единством. Давайте попробуем соотнести понятия язык и речь с философскими категориями формы и содержания.  Структуру языка (форму) нужно наполнять грамотной речью (содержанием). На каком-то этапе развития нашего общества содержание речи, отражающей мышление конкретного человека, перестало соответствовать языковой форме. В речи современных молодых людей становятся преобладающими бранные, жаргонные, вульгарные слова, неоправданные заимствования.  А ведь нам в наследство достался великий язык. Но всегда ли мы осознаём это? Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? (Как сделать так, чтобы язык оставался красивым, величественным, выразительным?)

- А что делает наш язык выразительным и красивым? Выберите понятия из предлагаемого списка, делающие наш язык красивым.

Тропы, стилистические фигуры, неоправданное употребление заимствованных слов, слова-штампы, бранные слова, жаргонизмы, просторечные слова (учитель по ответам детей делит понятия на разные фигуры). (слайд?1)

Всё остальное: неоправданное употребление заимствованных слов, слова-штампы, бранные слова, жаргонизмы – разрушают наш язык, засоряют речь, нарушают единство формы и содержания.

1.2. Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь, чтение учителем эпиграфа урока

Совершенно особое умение, которое помогает человеку выделиться из основной серой массы, - это умение красиво, а самое главное, правильно говорить. Вот это умение мы и будем формировать сегодня на уроке.

- О чем мы должны поговорить сегодня на уроке?

Отв.   О средствах и приёмах выразительности речи

- Что относится к средствам выразительности речи?

Отв. Тропы и стилистические фигуры.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и  тему урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

Отв. Повторить изобразительно-выразительные средства: тропы и стилистические фигуры

          Французский философ и писатель 16-ого века Мишель Монтень  сказал: «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других». Сегодня, ребята, на уроке вы будете учиться друг у друга, у меня, а я у вас.  Мы с вами будем шлифовать своё мастерство в умении находить тропы и стилистические фигуры в текстах и  в умении отличать их друг от друга.

IV. Изучение нового материала

IV.1 Введение в новый материал (слово учителя и беседа с учащимися)

 Начинаем работу над темой урока. «Язык – одежда мыслей», - высказывание английского поэта Самюэла Джонса.  

Значит, мы должны контролировать их (мысли) и помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры. С целью создания образности мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи, которые наполняют красивую языковую форму прекрасным содержанием. Современная наука о поэтическом слове унаследовала целый арсенал поэтических тропов и стилистических фигур, многие из которых вы изучали не только на уроках русского языка, но и в школьном курсе литературы.

- Что  сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).

- И то и другое — намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл. И тропы, и фигуры — образные средства художественной речи, наполняющие языковую форму бесценным содержанием. 

2 сл-д - Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры? Для этого вспомним определения тропов и фигур. Что называется тропами?

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Что такое стилистические фигуры?

Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности.

- Сегодня на уроке мы  поговорим о богатейших возможностях русского языка, позволяющих хранить единство языковой формы и речевого содержания. Перечислите известные вам тропы. Их в нашем языке  много. Поработаем со следующими тропами. Это метонимия, метафора, гипербола,  литота,   олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

IV.2 Работа с тропами.

3,4,5 сл-ды - Давайте, вспомним определения некоторых известных вам тропов (на слайдах даются определения тропов)

4.2.1. Выполнение тестовых заданий на определение тропов

6 слайд - Давайте закрепим ваши знания, выполняя задание

4.2.2. Работа с текстом. Выполнение задания: работа в мини группах (парах).

Будем искать тропы в конкретных предложениях. Перед вами на парте  текст. Прочитайте его. Дети первой группы должны найти в тексте и подчеркнуть метафоры и перифразы, дети второй группы – гиперболы и литоты, дети третьей группы – эпитеты и олицетворения.

Подчеркните в тексте  и подпишите указанные тропы. (Дети самостоятельно работают с текстом).

С детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Он, «обогащаясь ежеминутно», является орудием познания окружающего мира.  Гибкий, живописный язык служит средством общения. Однако современные люди, засоряя свою речь, нарушают единство языковой формы и речевого содержания. Язык просит бережного, ответственного отношения. Мы не должны забывать ни на секунду, ни на минуту о том, что надо беречь наше средство общения для будущих поколений. Ведь красивая речь – это королева слова и мысли.

Проверка

Метафоры: орудие познания окружающего мира, засоряя речь, речь – это королева.

Перифраза: средство общения.

Гиперболы: обогащаясь ежеминутно.

Литота: не забывать ни на секунду, ни на минуту.

Эпитеты: глубокая старость, гибкий, живописный язык, красивая речь.

Олицетворения: язык просит.

IV. 4. Введение в следующий смысловой блок нового материала. Беседа учителя с учащимися.

 - Перечислите известные вам стилистические фигуры. Поработаем с некоторыми из них.

Давайте вспомним определения этих стилистических фигур. (Вначале учитель называет понятие, дети дают определение; затем проверяют по слайду).

10 слайд – Ассонанс, аллитерация

11 слайд – анафора, антитеза

12 слайд – бессоюзие, многосоюзие

13 слайд – градация, инверсия

14 слайд – оксюморон, параллелизм

15 слайд – парцелляция, эпифора

16 слайд - эллипсис

5. Закрепление нового материала

5.1.Выполнение теста (слайд 17)

5.2. Определение стилистических фигур

- Проанализируем следующие предложения и определим, какие стилистические фигуры используются в них. Необходимо соотнести предложение, данное в правом столбике таблицы с той стилистической фигурой, которая используется в предложении (они предложены в левом столбике таблицы).

Антитеза    

Сколько тайн хранит уренская земля, сколько добра

дарит удивительный край.

Градация      

Печаль и радость, слёзы и восторг испытывает каждый, кто

видит царственные картины родной природы.

Инверсия  

Тепло и радушно встречает Урень-край своих гостей на

Пороге свое тысячелетней юности.

Оксюморон    

Край уренский – милый сердцу уголок земли.

Параллелизм    

Ни словами, ни стихами, ни песнями нельзя выразить

этого.

                                     

- Прочитайте то, что у нас получилось.

- Это просто набор предложений или что-то другое.

- Что?

-Почему этот набор предложений нужно назвать текстом? (связаны между собой по смыслу и грамматически)

- Какова тема данного текста? (Уренская земля)

Творческое задание

Любовь к языку немыслима без любви к отчему краю. Человек начинается с любви к родной земле. Наша малая родина – Уренский край. Этот год для нашей Республики знаменательный, это год

?-летия

Сегодня Уренский район, как никогда, занимает самые передовые позиции в разных областях общественной жизни. Попробуем применить сформированные навыки в собственной практической деятельности. Предлагаю следующее творческое задание: напишите сочинение-миниатюру на тему «За что я люблю свой край?». (7-8 предложений) В целях более эффективной работы вам предлагаются опорные словосочетания, это тропы и стилистические фигуры, которые помогут наполнить форму вашего сочинения богатым содержанием. Определите, какие это тропы и стилистические фигуры.

(Край шелковистых берёз; многоцветьем расцветает подлинная культура; прекрасные поля, заливные луга, бездонная синева небес, белоствольные берёзки; город, республика, страна, родина).

Презентация  сочинений

- Предлагаю вам выборочно зачитать свои творческие работы.

        Резюме учителя

- Богатое содержание речи наиболее полно соответствует правильной языковой форме в произведениях художественной литературы, особенно в поэтических произведениях, т. е. в стихах. 

V. Домашнее задание

         Дома вы поработаете с поэтической миниатюрой. 

Нужно найти и подчеркнуть  и назвать известные вам тропы и стилистические фигуры в предложенном стихотворении.

Вектор жизни.

Пока душа ещё горит

И мысль пока ещё в полёте,

Я буду соколом парить,

А не барахтаться в полёте.

Не дамся мхом я обрасти

И не позволю облениться.

Я буду что есть сил грести

С цунами жизненными биться.

VI. Рефлексия

       1. Беседа учителя с классом

  –  Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? (Вспомнить тропы и стилистические фигуры). Удалось нам это?

      - Какой делают нашу речь тропы и фигуры?

(Красивая, живая, богатая, певучая, эмоциональная )

 

2. Слово учителя

Итак, тропы и стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму красивым, правильным речевым содержанием. Немецкий учёный, публицист, поэт и философ И. Гердер сказал: «Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». (1744-1803). Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь   красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности современного человека.  Так стремитесь же  неустанно к постижению языка,  чтобы знать  в полной мере его богатейшие возможности, чтобы не нарушать сложившегося веками единства языковой формы и речевого содержания.

Слова с рожденья всех нас окружают.

Они и ранить могут и любить

И красоту мгновений отразить.

Понять помогут, могут подтолкнуть,

Помогут выбрать верный в жизни путь.

И на слово, прошу вас, мне поверьте,

Что слово – это дар! Дарить слова умейте.

Спасибо за урок!

Выставление отметок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тропы Стилистические фигуры

Слайд 2

Что делает наш язык выразительным и красивым? Тропы, с тилистические фигуры, н еоправданное употребление заимствованных слов, с лова-штампы, б ранные слова, ж аргонизмы, просторечные слова

Слайд 3

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

Слайд 4

ТРОПЫ ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис . МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. …за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец . ( Н. Гоголь. ) И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Голова ли ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася ? Отчего ты безо времени Белым инеем покрылася ? Где меж темных лип светился Монастырь святой...

Слайд 5

ТРОПЫ МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.). ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п ). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко. Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам. Юный град, полночных стран краса и диво. «Медный всадник» (Петербург) И счастья баловень безродный, полудержавный властелин. «Полтава» (князь Меньшиков) Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет , То заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)

Слайд 6

Тропы СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» . «...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» «Бородино» …беспокойная Литва С толпою дерзких воевод На землю русскую идет. «Боярин Орша» «Мужик глуп, как свинья , а хитёр, как чёрт». И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник , по ветру летят. А. Ахматова Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота , и вы можете читать ее от начала до конца. А. Чехов

Слайд 7

Закрепление материала а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой… И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе») б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?

Слайд 8

Ответы А) 1) Визжит ветер – олицетворение 2) стреляет как из пушки – сравнение 3) рьяный ливень – эпитет Б) мечется как бешенный словно в клочья разорванные облака закачался отвесными столбами ливень стреляет как из пушки При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.

Слайд 9

Тест Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1 . Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.) 2 . Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина) 3. Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.) 4. Впереди – пустынный сентябрьский день. (К. Паустовский.) 5 . Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. (Д. Самойлов.) 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин.) 7. Она щебечет и поёт В преддверье бора, как бы оберегая вход В лесные норы. (Б. Пастернак.) 8. В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 9. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. (К. Бальмонт.) 10. Но предстоит еще заледенеть, И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Д. Самойлов.) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Сравнение. 2.Гипербола. 3.Олицетворение. 4.Эпитет. 5.Однородные члены предложения. 6.Олицетворение. 7.Сравнение. 8.Метафора 9.Олицетворени 10.Сравнение.

Слайд 10

Тест Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1. Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? ( А.Пушкин ) 2. Мальчик с пальчик. 3. Лес, словно терем расписной. ( И.Бунин ) 4 . Когда народ…. Белинского и Гоголя С базара понесет. ( Н.Некрасов ) 5. О Волга, колыбель моя! ( Н.Некрасов ) 6. Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. ( Б.Пастернак ) 7 . Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) 8 . Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. ( В.Катаев ) 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Риторический вопрос 2. Литота 3. Сравнение 4. Метонимия 5. Обращение 6. Лексический повтор 7. Антитеза 8. Гипербола 9. Сравнение 10. Метафора

Слайд 11

Стилистические фигуры АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков . АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. У наших у шки на мак у шке! Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки - Франц у зы т у т как т у т. (Бородино) В ечер. В зморье. В здохи ветра . В еличавый в озглас в олн. Б лизко б уря. В б ерег б ьется Ч уждый ч арам ч ерный ч елн… К . Бальмонт

Слайд 12

Стилистические фигуры АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы . АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение)резко выраженное противопоставление понятий или явлений . Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… А. Фет И мира нет — и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов… Ф. Петрарака

Слайд 13

Стилистические фигуры БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность . МНОГОСОЮЗИЕ ( полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. А . Блок И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют... М . Лермонтов И скучно и грустно, и некому руку подать…

Слайд 14

Стилистические фигуры ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха : ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. С . Есенин Преданья старины глубокой А.С . Пушкин Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням А. С. Пушкин

Слайд 15

Стилистические фигуры ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ ). ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой , ещё вчера Стонавший слабо над могилой А.С. Пушкин В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. А. С. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В . Брюсов

Слайд 16

Стилистические фигуры ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения . ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре : повторение последних слов или фраз. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. А. Блок Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет . В. Шукшин Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... А . С. Пушкин

Слайд 17

Стилистические фигуры ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия :. Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка М. Салтыков- Щкдрин Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком А. Твардовский Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги В. Жуковский

Слайд 18

Тест Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках. 1 .И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов). 2 .Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.) 3 .Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь. ( С.Есенин .) 4 .Путь шел по целине; люди подали с обрывов. ( И. Эренбург ) 5 .Коль любить , так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! ( А.Толстой .) 6 .Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что Господь не пошлёт! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. ( Н.Некрасов ) 7 . « Не станет нас!».А миру хоть бы что. « Исчезнет след!». А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы — а миру хоть бы что. ( О.Хайям ) 8 .Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, она стройна. ( А. Пушкин.) 9 .Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. ( А.Пушкин .) 10 . Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках , прыгающие вверх и вниз. ( М. Зощенко.) 1.Синекдоха . 2.Перифраза. 3 . Олицетворение . 4.Параллелизм . 5.Параллелизм и анафора. 6 . Анафора. 7.Эпифора . 8 . Сравнение . 9.Антитеза . 10 . Параллелизм и анафора.

Слайд 19

Творческое задание: «За что я люблю свой край?» Край шелковистых берёз; многоцветьем расцветает подлинная культура; прекрасные поля, заливные луга, бездонная синева небес, белоствольные берёзки; город, район, область, страна, Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Основные виды тропов, стилистические фигуры" (2019 г.)

Цели урока:  ·      образовательная – актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка, формировать навыки ...