Разработка урока - КВН по предмету «Русский язык и культура речи» Тема: «Фразеология»
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему

Левкина Светлана Георгиевна

Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и многообразие русского языка; закрепить умение оп­ределять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.

Оформление: на доске - плакаты с высказываниями писателей о богатстве русского языка, на стенах - узкими полосками различные афо­ризмы, пословицы, поговорки, фразеоло­гизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkr._uroka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новороссийский колледж строительства и экономики»

Краснодарского края

(ГБОУ СПО «НКСЭ» КК)

Разработка урока - КВН

по предмету «Русский язык и культура речи»

Тема: «Фразеология»

Урок разработан преподавателем Лёвкиной С.Г.

Тема: Урок- КВН по фразеологии (закрепление)

Цели: показать на примере фразеологизмов богатство и

многообразие русского языка; закрепить умение определять фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.

Оформление: на доске - плакаты с высказываниями

писателей о богатстве русского языка, на стенах - узкими полосками различные афоризмы, пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Ход  урока.

- Дорогие наши гости и ребята!

Добро пожаловать в Страну русского языка! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок- КВН. (Сообщается цель урока) Так как КВН необычный, посвященный русскому языку, то и жюри будет представлять своеобразную охрану русского языка. (Представление жюри)

Звучит первый куплет В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН, в исполнении студентов группы:

Мы начинаем КВН

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

  • Прозвучали позывные КВН. Пришло время представиться командам. Визитная карточка команд(приветствие).
  • Команды встают по очереди, представляют название, капитана и девиз (название и девиз обязательно должны включать пословицу или поговорку, афоризмы).
  • Дверь в наш клуб весёлых и находчивых откроет конкурс - разминка «Знаешь ли ты?».

  • Я буду называть фразеологизмы, а вы мне объяснять их значение. 

Итак: водой не разольёшь (неразлучные друзья)

как в воду опущенный (грустный)

толочь воду в ступе (делать бесполезную работу)

набрал в рот воды (молчаливый человек)

носить воду решетом (бессмысленная работа)

седьмая вода на киселе (дальний родственник)

воды не замутит (тихий человек)

как в воду глядел (угадал, предсказал)

как две капли воды (очень похожи)

- Попросим жюри объявить, с каким количеством баллов команды отправились в путешествие. (Жюри объявляет счёт)

-        Ребята, перед вами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода. Не зря все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово.

Ответьте, пожалуйста, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает 1 балл.

Фразеологизмы, которые прозвучали в разминке, просьба не повторять.

(Утопить в ложке воды, спрятать концы в воду, как рыба в воде, как с гуся вода, как в воду кануть, вывести на чистую воду, пройти огонь и воду, выйти сухим из воды, много воды утекло, вилами по воде писано, воду возить на ком-либо ...)

-        Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем:

«Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем в буквальном смысле, сожалея, что вода вытекла и нечего попить.

Ну вот другое предложение:

«С тех пор много воды утекло». Каждый понимает, что здесь речь идёт не о жидкости, а о ... времени. Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы сочетание было употреблено в прямом смысле, вторая составляет предложения с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. Затем команды меняются ролями.

Фразеологизмы для команд: «Намылить шею», « Кормить завтраками», «Выйти из строя», «Встать на ноги».

Подведение итогов конкурса.

-        А теперь пришла пора проверить домашнее задание, которое заключалось в том, что команды  друг другу должны были изобразить фразеологизм на рисунке, чтобы соперники могли его определить и узнать. (Показ фразеологизмов в рисунках)

И второе; команды должны были подготовить друг другу вопросы по фразеологии. (Поочерёдно команды задают подготовленные вопросы)

- Объявляется конкурс капитанов.

Перед каждым из них по три задачи.

Найти устойчивые сочетания в отрывках (тексты заранее написаны на доске или на карточках)

1.Оказался молодцом,                     2. За домом едва

Смог осилить ношу,                      Пожелтела трава.

Не ударил в грязь лицом                       Два брата рубили дрова.

И не сел в галошу.                       Один это делал спустя рукава,

(А. Шибаев)                       Другой - засучив рукава.

2) Вторая задача заключается в следующем: вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, капитанам надо попробовать передать его значение с помощью предметов, жестов так, чтобы команда поняла и назвала его. Здесь от капитанов потребуется не только знание фразеологии, но и сообразительность, артистические способности. На карточках записано:

задирать нос        строить глазки

кусать локти        пальчики оближешь

сидеть сложа руки         в одно ухо вошло, в другое вышло

3)И наконец, последняя: раздаю по 3 карточки с именами, с которыми нужно вспомнить фразеологизмы. Если капитанам сделать это будет нелегко, можно будет обратиться за помощью к своей команде.

На карточках имена:

Макар        Ем еля

( Куда Макар телят не гонял)        (Мели Емеля- твоя неделя)

Маланья        Ерёма

(Как на Маланьину свадьбу)        (Я ему про Фому, а он мне про Ерёму)

Федот        Сидор

( Федот,  да не тот)        (Драть как Сидорову козу)

Подводится итог, объявляется счёт.

-        Сейчас мы поработаем с текстом. Какая из команд быстро и правильно ответит, сколько фразеологизмов в шуточном тексте «С ног до головы»?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Ели ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

 (С заголовком 7 фразеологизмов)

  • Попробуйте объяснить все фразеологизмы.
  • Следующее задание командам. В тексте прозвучало устойчивое сочетание с отрицанием ни.
    Подберите 5 фразеологизмов с повторяющимися словами «ни ни».
    Например: ни пуха ни пера. (Ни дать ни взять; ни украсть ни покараулить; ни богу свечка ни чёрту кочерга; ни рыба ни мясо; ни днём ни ночью; ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни стыда ни совести; ни то ни сё; ни привета ни ответа; ни в сказке сказать ни пером описать и др.)

-        А кто быстрее дополнит шуточную загадку - складку фразеологизмом?

Дружнее этих двух ребят           Товарищ твой просит украдкой

На свете не найдёшь                    Ответы списать из тетрадки

О них обычно говорят:                    Не надо! Ведь этим ты другу

(водой не разольёшь)                     (окажешь медвежью услугу)

  • А что это? Он в голове у несерьёзного, легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто - то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, когда чего - то не понимают; их развешивают чрезмерно доверчивые.

-        И вновь задание командам.

К фразеологизмам подобрать синонимы-фразеологизмы.
С три короба –

(куры не клюют, вагон и маленькая тележка, непочатый край, хоть пруд пруди)

Как кот наплакал -

(с гулькин нос; с булавочную головку;

 раз, два и обчёлся)

-        А теперь к фразеологизмам подобрать

антонимы-фразеологизмы.
За три девять земель –

(рукой подать; у чёрта на куличках;

куда Макар телят не гонял)

Сломя голову - (еле - еле душа в теле)

Подводится итог, объявляется счёт.

-        Сейчас командам на скорость надо будет вспомнить и записать как можно больше устойчивых сочетаний с ключевым словом

для 1 команды        для 2 команды

Нос        Глаза

-        Последнее задание командам: даю по мешочку с предметами, названия которых входят во фразеологизмы. Назвать эти устойчивые сочетания.

В 1 мешочке (карта, собака (мягкая игрушка), верёвка, очки и 2 свечки)

Во 2 мешочке (камень, мягкая игрушка - мышь, монета 1 руб., рыбка, ягоды)

Конкурсы закончены. Жюри подсчитывает баллы, чтобы объявить счёт и назвать команду - победителя, которой будет вручена грамота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом  Департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.201...

Методическая разработка по русскому языку и культуре речи на тему: "Занимательная грамматика. Квест-урок"

Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности...

Методическая разработка для преподавателя по русскому языку и культуре речи Тема: «Откуда есть пошла славянская письменность»

Внеклассное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры. Интеллектуальная игра для расширения кругозора обучающихся, развития поисково-исследовательской деятельности....

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...