Методический семинар
методическая разработка по русскому языку на тему

Использование технологии проектного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Использование технологии проектного обучения»

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность призвана обеспечивать методическая служба школы. В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, новых образовательных результатов. В числе требований к образовательным результатам федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет требование к освоению обучающимися проектной деятельности

В условиях регулярной смены технологий и динамичных изменений всех сторон общественной жизни проектное мышление как готовность решать задачу, лежащую за границами актуальной компетенции, является необходимым для социального и личного успеха качеством. Кроме того, проектная деятельность является естественной средой для формирования целого ряда метапредметных и личностных результатов, заявленных ФГОС:

-группы результатов, являющихся ключевыми компетентностями,

         Именно проектная деятельность ставит обучающегося в субъектную позицию и требует от него соорганизации самых разнообразных ресурсов для постановки и достижения личностно-значимой цели.

- группы результатов, являющихся ценностями и установками.

        Формирование такого рода результатов невозможно без получения собственного опыта. А разработка и реализация проектов дает обучающемуся самый разнообразный социальный и личностный опыт деятельности, оценок, эмоциональных переживаний.

        Проектная деятельность была введена как необходимый элемент в практику школ в последнее десятилетие. Однако анализ ситуации в некоторых образовательных учреждениях свидетельствует о том, что в работе школ имеются проблемы, вызванные технологической неподготовленностью учителей-руководителей проектов или неприятием с их стороны базовой установки на проектные технологии как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся. Например:

- учебные проекты не основываются на техническом задании и проблемной ситуации. Деятельность обучающихся сводится к работе с информацией и подготовкой информационного продукта, имеющего учебный характер. Как правило, это рефераты, доклады, сообщения;

- нарушаются и смешиваются алгоритмы проектной и исследовательской деятельностей;

- вместо проектного мышления у обучающихся сформировано стереотипное поведение и готовые клише, позволяющие избегать принятия решения в проблемных ситуациях и в ситуациях неопределенности;

- учащимся зачастую не известны критерии оценивания их продукта;

- оценка сформированности ключевых компетентностей обучающегося не проводится;

- социальные проекты сводятся к «коллективным творческим делам», т.е. субъектом проектирования от начала до конца является учитель, а учащимся отводится роль инициативных исполнителей.

        Таким образом, некоторые учителя еще нуждаются в методической помощи для грамотного руководства проектной деятельностью учащихся. Поэтому целью методического семинара является освоение инновационных методик технологии проектного обучения в условиях введения ФГОС; обобщение и обмен опытом работы по использованию социального проектирования. обобщение и обмен опытом с педагогами по использованию технологии проектного обучения или социального проектирования. Тема эта актуальна для любого учителя любого учреждения общего образования, т.к. руководителями проектной деятельности  могут быть почти все учителя:  классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного обучения.

Метод проектов в дословном переводе означает «путь замысла или способ планирования». Прежде всего, метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта. Проект - (от латинского), «брошенный вперед».

Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Существует несколько видов классификации проектов:

По доминирующей в проекте деятельности:

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Ролевые, игровые
  • Информационные

По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект:

  • Технические
  • Социальные
  • Образовательные
  • Смешанные

Если учащимся больше близка и понятна разработка  образовательных проектов, то социальное проектирование еще требует доработки.

        Социальные проекты дают возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения и навыки через вовлеченность в реальную общественную жизнь, которую можно, как выясняется, сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является практически первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умение работать в команде. Работа над социальным проектом проходит восемь стадий:

  1. Подготовка учащихся к работе над проектом;
  2. Выбор проблемы;
  3. Сбор и анализ информации (исследование проблемы);
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы;
  5. Реализация плана действий;
  6. Составление портфолио;
  7. Презентация;
  8. Рефлексия.

      На первой стадии в ходе беседы с учащимися актуализируются их знания, проводится анализ ситуации.                                                                      

На второй стадии, перебирая актуальные проблемы, учащиеся делают выбор одной проблемы, решение которой они будут искать в процессе выполнения проекта.

        На третьей стадии главной задачей выступает сбор исчерпывающей информации. В силу того что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на группы, каждая из которых будет собирать информацию из определенного источника: из СМИ, сайтов Интернета, библиотек, органов власти, мнений учащихся и учителей.

        Четвертый этап проводится для обработки и систематизации полученного материала. Учащиеся под руководством координатора проекта компонируют все материалы по разделам:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • информация о различных подходах к ее решению;
  • программа действий, разработанная данной командой;
  • разработка варианта реализации своей программы.

Пятая стадия предполагает, что учащиеся сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения выбранной проблемы.

        На шестой стадии учащиеся готовят портфолио, для чего группируют весь материал в два блока: демонстрационный и документальный. Демонстрационный блок-это раздвижные стенды или компьютерная презентация с фотографиями, рисунками, плакатами и схемами, отражающими ход работы над проектом. Документальный блок дает обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы: выдержки из нормативных документов, данные социологических опросов, резюме материалов СМИ, результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов или информаторов. Далее описывается ход действий по реализации проекта.

        Седьмая стадия - это публичная презентация проекта, которая предусматривает 4 главных цели:

- представить аудитории информацию о важности проблемы;

- объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы;

-объяснить эффективность выбранной формы решения проблемы;

-показать результативность своей работы.

        Главная задача восьмой стадии - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления.

Социальный проект – это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем. Его реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном  социуме. Позитивной характеристикой технологии социального проектирования является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе. В условиях общеобразовательной школы одним из  видов данной технологии является надпредметный социальный проект - школьная газета, как предпосылка развития самостоятельности учащихся через практическую деятельность. Ведь в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

       Второй год руковожу школьным кружком «Юный журналист», где учащиеся знакомятся с азами журналистики,  выпускают школьную газету «Улыбка». В связи с развитием ИКТ выпуск газет для учащихся стал более интересным. Можно с уверенностью сказать, что ИКТ в создании школьной газеты - это яркость и доступность, удобство и быстрота в работе.

Деятельность обучающихся в рамках реализации программы кружка  направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка и  литературы.

Особую значимость данный курс имеет для учащихся, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную  жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Программа ориентирована на применение широкого комплекса знаний по литературе и языку, истории и географии, а также на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, во внеурочное время.

Формы и методы работы выбраны с учетом дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности детей.

В течение учебного года обучающимися выпускаются 4-5 выпусков газеты. Газета имеет малый  формат - А 4, 6 полос, 4 страницы. Выходит один раз в 2 месяца.  Верстается она в текстовом варианте Word, печатается на лазерном принтере «Epson». Тираж 30-40 экземпляров. После важных общешкольных мероприятий или в экстренных случаях выпускаются газеты-молнии, как особый тип «непериодической газеты». Зона распространения – школа, школьное сообщество. Ее читателями являются обучающиеся, их родители, педагогический коллектив. Материальную и техническую поддержку проекта осуществляет администрация МБОУ  СОШ.

       Выпуск газеты – сложный и трудоемкий процесс, состоящий из цепочки взаимосвязанных этапов: макетирование           подготовка текста и иллюстраций

выбор шрифтов         верстка.

 Создателям школьных газет, да и самим учителям  необходимо уметь работать с пакетом программ  Microsoft Office: Microsoft Excel, Microsoft  Word, Microsoft Power Point,  Adobе Rhotoshop, Corel Draw и др. Большую помощь в оформлении газеты и обучении детей данным программам могут оказать школьные учителя информатики. На занятиях кружка учащиеся создают презентации, делают подборки по разным темам и видам проектирования.

            Свою школьную газету ребята назвали «Улыбка». Девиз - строки из детской песни: «Об улыбке» (слова М. Пляцковского; музыка В. Шаинского):

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется!

      Справа указано, чьим органом является газета, порядковый номер выпуска и число.

     

Обычно у газет имеются логотипы – постоянные эмблемы. В нашей газете это образ маленькой веселой белочки-ученицы.  

   Под ними фотоизображение нашей школы. Газета «Улыбка» состоит из постоянных рубрик: «Школьные новости», «Жизнь замечательных детей», «Поздравляем!!!», «Советы школьного психолога». А учащиеся младших классов с нетерпением ждут выхода приложения «Затевайкин». Тематика выпусков разнообразна: от школьной жизни до событий общероссийских.

         Юнкоры собирают для газеты интересные и актуальные материалы, обрабатывают их и предоставляют корректору. Тот проверяет их на грамотность и сдает редактору. А фотокорреспонденты помогут сделать снимки, красиво оформить и иллюстрировать номер газеты. Самая трудная и ответственная работа ложится на плечи редактора и верстальщиков. Редактор отвечает за всё: за своевременный выход номера, за соответствие статей тематике, редактирует рукописи юнкоров. Главная его обязанность – сделать так, чтобы газету было интересно читать. Верстальщики занимаются созданием макета газеты и его выпуском. Такое разделение обязанностей не носит строгого характера: когда нужно будет, они вполне могут заменить друзей, т.е. обменяться своими обязанностями. При этом учитель следит за их работой, направляет в нужное русло, корректирует недочеты.

        Подводя итоги работы  кружка, я заметила, что члены кружка все активнее участвуют в конкурсах проектов, НПК, где занимают призовые места. Так в 2012-13 учебном году ребята заняли 3 место в зональной Ломоносовской олимпиаде по защите проектов «Наша школьная газета», 2013-2014 учебном году в этой же олимпиаде заняли 2 место. Также ребята хорошо выступают на различных конкурсах и по другим учебным предметам. Ведь для активных, любознательных ребят школьная газета – своеобразный генератор идей. Как сказал Гюстав Флобер, «без идеи не может быть ничего великого! Без великого не может быть ничего прекрасного».

Работая в современной школе каждый учитель должен помнить, что самая главная компетентность - социализация обучающихся. Среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологиям компетентностно-ориентированного обучения. И среди них особое место занимает технология социального проектирования.

Использованная литература:

  1. И.Г. Норенко « Формы профессионального обучения педагогов» Волгоград, «Учитель»/1997г.
  2. Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова «Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы» /Ростов-на-Дону «Легион», 2012г.
  3. Н.А. Спирина «Журналистика в школе» /Волгоград, «Учитель»/2011г.
  4. Н.В.Кашлева «Пресс-клуб и школьная газета» /Волгоград, «Учитель»/2009г.
  5. Воронцова А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» /Москва «Просвещение»/ 2011г.
  6. Интернет-ресурс Новиковой Татьяны Геннадьевны, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ПРО e-mail :tgnov@mail.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015» Министерство образования и науки РТ Дзун-Хемчикский район МБОУ СОШ с. Шеми Методический семинар «Использование технологии проектного обучения» Ооржак Кара-кыс Доржуевна, учитель русского языка и литературы 2015 год

Слайд 2

Цель методического семинара: - Освоение инновационных методик технологии проектного обучения в условиях введения ФГОС; - Обобщение и обмен опытом работы по использованию социального проектирования.

Слайд 3

Актуальность темы Проблемы использования проектного обучения: Смешивание алгоритмов проектной и исследовательской деятельностей; Вместо проектного мышления у обучающихся сформировано стереотипное поведение и готовые клише; Учащимся не известны критерии оценивания их продукта; социальные проекты сводятся к «коллективным творческим делам», т.е. субъектом проектирования является учитель, а учащиеся выполняют роль инициативных исполнителей

Слайд 4

Проектная деятельность - естественная среда для формирования метапредметных и личностных результатов, заявленных ФГОС

Слайд 5

Проект - (от латинского) «брошенный вперед». Метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта

Слайд 6

Классификация проектов: По доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Информационные

Слайд 7

По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: Технические Социальные Образовательные Смешанные

Слайд 8

Стадии работа над социальным проектом Подготовка учащихся к работе над проектом; Выбор проблемы; Сбор и анализ информации (исследование проблемы); Разработка собственного варианта решения проблемы; Реализация плана действий; Составление портфолио; Презентация; Рефлексия.

Слайд 9

Стадии работы над социальным проектом Первая стадия- актуализация знаний учащихся, анализ ситуации; Вторая стадия- выбор актуальной проблемы, решение которой учащиеся будут искать в процессе выполнения проекта; Третья стадия- сб ор информации; Четвертый этап -обработка и систематизации полученного материала.

Слайд 10

Стадии работы над социальным проектом Пятая стадия- реализация на практике своего варианта решения выбранной проблемы; Ш естая стадия- группировка материала в два блока: демонстрационный и документальный; Седьмая стадия - публичная презентация проекта; Восьмая стадия - анализ учащимися стадий подготовки проекта и его представления.

Слайд 11

Характеристика технологии социального проектирования

Слайд 12

Школьная газета- надпредметный социальный проект Школьная газета-это возможность: Самопознания Самовоспитания Самообразования Самоутверждения Самоопределения учащихся

Слайд 13

Выпуск газеты – сложный и трудоемкий процесс Этапы создания школьной газеты: анализ ситуации; выбор актуальной проблемы; сбор и анализ информации; систематизации полученного материала; макетирование номера; подготовка текста и иллюстраций; выбор шрифтов; верстка газеты

Слайд 14

Наши постоянные рубрики: Школьные новости; Жизнь замечательных детей; Полезные советы (советы психолога, советы родителям, выпускникам и т.д.); Поздравляем! Непостоянные рубрики: Экологическая тревога Внимание, внимание! Календарь знаменательных дат На досуге и др.

Слайд 15

Школьная газета «УЛЫБКА»

Слайд 16

Положительное в работе:

Слайд 17

Школьная газета – своеобразный генератор идей для активных и любознательных ребят «Без идеи не может быть ничего великого! Без великого не может быть ничего прекрасного» Гюстав Флобер.

Слайд 18

Наши постоянные рубрики:

Слайд 19

Использованная литература: И.Г. Норенко « Формы профессионального обучения педагогов» Волгоград, «Учитель»/1997г. Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова «Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы» /Ростов-на-Дону «Легион», 2012г. Н.А. Спирина «Журналистика в школе» /Волгоград, «Учитель»/2011г. Н.В.Кашлева «Пресс-клуб и школьная газета» /Волгоград, «Учитель»/2009г. Воронцова А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» /Москва «Просвещение»/ 2011г.

Слайд 20

Какой литературой я пользовалась:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...