Правописание корней с чередованием гласных е-и.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Технологическая карта урока по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В 5 КЛАССЕ.

Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).

Тема: “Правописание корней с чередованием гласных е-и”.

Урок открытия нового знания

Цели и задачи:

  • Узнать условия написания букв е-и в корнях;
  • Научиться применять полученные знания на практике;
  • Закрепить умение отличать корни с чередованием от корней с проверяемыми гласными;
  • Научиться записывать правила графически;
  • Развивать навыки самоконтроля и самооценки;
  • Выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление.

УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, А.П.Еремеевой .Русский язык. Практика.5 класс.

УУД:

  • Постановка перед собой цели и адекватное оценивание результатов деятельности;
  • Участие в коллективном обсуждении проблем;
  • Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Преобразование текстового материала в графический;
  • Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Самооценка и рефлексия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

(1-2 минуты)

Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, провесит проверить готовность к уроку.

Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.

Актуализация знаний.

(5-7 минут)

Задаёт учащимся вопросы, которые помогают освежить в памяти ранее полученные знания, далее предлагается  проблемное задание, которое выводит детей к определению темы урока.

- Какая наука изучает значимые части слова? 

- Вспомните порядок морфемного разбора.

- Почему порядок именно такой?

- Какая морфема является “фундаментом” слова? 

- Всегда ли в родственных словах будет одинаковый корень? С чем это связано?

- Какие корни с чередованием гласных мы уже изучили? 

- Среди предложенных словосочетаний найдите и выпишите лишние. По какому признаку вы их выделили? Излагать мысли, уютный полог, блестеть на солнце, жадный ростовщик, прикоснуться к истории, вырастить ребенка, блистать на сцене, подгоревшая пища, внезапное озарение.

- Почему эти словосочетания будут лишними? 

Вспоминают ранее изученный материал, постепенно готовятся к определению темы и открытию новых знаний.

- Морфемика.

- Окончание - основа - корень - приставка - суффикс.

- Окончание помогает найти основу, в основе находятся все словообразующие морфемы, сначала ищем корень, чтобы, отталкиваясь от этого, найти приставки и суффиксы.

- Корень.

- Нет. Это связано с развитием языка.

- Корни с чередованием гласных а-о: раст-ращ-рос, лаг-лож, скак-скоч; зар-зор, гар-гор; кас-кос.

Работа с раздаточным материалом.

- Блестеть на солнце, блистать на сцене.

- В корнях слов блестеть и блистать чередуются буквы Е и И, мы с ними ещё не знакомы.

Формулируют тему урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1-2 минуты)

Анализирует знания учащихся.

Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему.

Первичное усвоение новых знаний.

(10-12 минут)

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

- Чтобы понять, в каком же случае писать букву е, а в каком - и, давайте с вами постараемся проследить закономерность и сделать из наших наблюдений вывод.

На доске записаны однокоренные слова (попарно):

замереть - умирать

уберу - собирать

выжегший - прижигать

запереть - отпирать

подстелить - застилать

выдернуть - раздирать

вычет - вычитать

утереть - вытирать

- Что же общее есть у всех слов в правом столбике, чего нет у слов в левом?

*Если дети не догадались сами, предложить им выделить в словах морфемы.

- Какой вывод можно сделать?

- Попробуйте записать правило графически, чтобы было проще запомнить, но отразив в нём всё необходимое.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

Наблюдают за словами на доске.

- Суффикс а.

- Если после корня есть суффикс а, то в корне будет писаться буква И, если суффикса а нет, в корне будет писаться буква Е.

Дети записывают правило графически.

Первичная проверка понимания.

(5-7 минут)

Устанавливает осознанность восприятия.

- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

*Фронтальная проверка.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Выборочный диктант (работа с раздаточным материалом). Выписывают в тетрадь слова с чередованием гласных е-и в корнях.

Ответ: Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

*Дети сами себя оценивают: 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; >5 ош. = 2.

Первичное закрепление.

(10-12 минут)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

- Спишите, объясните графически орфограмму.

    Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

     Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

Работа с раздаточным материалом.

Самостоятельно выполняют задание, учатся графически обозначать орфограмму.

*Проверка 1-2 учениками на оценку. 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; >5 ош. = 2.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1-2 минуты)

Инструктирует учащихся

Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно.

Рефлексия.

(1-2 минуты)

Организует рефлексию.

- Добились ли мы целей, поставленных в начале урока?

- С какими корнями познакомились?

- От чего же зависит написание букв е-и в этих корнях?

- Что было самым сложным на уроке?

- Что было интересно?

- Как бы вы оценили свою работу сегодня?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Подготовка к ГИА. Часть А5. Правописание корней с чередованием гласных.

Данную презентацю можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...