Правописание приставок пре-при3
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Попова Антонина Алексеевна

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pravopisanie_pristavok_pre-pri.3.docx9.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Правописание приставок пре-при”.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цели и задачи:

  1. Отличать приставки пре-при от других морфем;
  2. Уметь видеть в тексте слова с приставками пре-при;
  3. Вспомнить виды приставок;
  4. Обобщить знания по приставкам;
  5. Вспомнить графическое обозначение орфограмм.

Ход урока

  1. Организационный этап(1-2 минуты).
  2. Актуализация знаний (7-10 минут).
  • Разделите данные слова (слова на доске) на две группы. Какие это будут группы? Запишите их. Выделите приставки пре- и при-, объясните выбор гласных в них.

Прибежать, прегадкий, примерить, предмет, приглушить, превращать, Прибалтика, предбанник, предвидеть, предок, призёр, предолгий, предосенний, премия, пречудный, привилегия, привносить, придорожный, призма, прилуниться.

Ответ:

Слова с приставками пре- и при-

Слова с морфемами, созвучными с приставками пре и при

Прибежать, прегадкий, примерить, приглушить, превращать, Прибалтика, предолгий,, пречудный, привносить, придорожный, прилуниться.

Предмет, предбанник, предвидеть, предок, призёр, предосенний, премия, привилегия, призма.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся(1-2 минуты).
  2. Обобщение и систематизация знаний (10-15 минут)
  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • В таблице в словах, что записаны в правом столбике, выделите приставки, где это возможно.
  • Какая во всех словах приставка? (Пред - )
  • К какой группе приставок мы её отнесём? (Неизменяемые)
  • Что нужно знать, чтобы уметь отличать приставки пре-при от других? (виды приставок)
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
  • Прочтите стих (работа с раздаточным материалом).

Рабочий день

В_порхнула. О_дышалась. Пр_жевала.

О_метилась. В_дохнула. Пр_чесалась.

Н_красилась. _просила. Ра_сказала.

В_плакнула. П_жевала. Ра_смеялась.

Д_стала. Ра_пустила. Д_вязала.

Пр_мерила. В_глянула. О_ложила.

Н_хмурилась. Ра_крыла. Пр_читала.

_пихнула. П_звонила. З_служила.

  • В чём его особенность? (написан только с помощью глаголов)
  • Что общего во всех словах, что использованы в стихотворении? (во всех словах есть приставки)
  • Запишите эти приставки в три столбика (дети озвучивают названия столбиков), вставив пропущенные буквы и обозначив орфограммы.

Неизменяемые приставки

Приставки на з-с

Приставки пре-при

Отдышалась, прожевала, отметилась, накрасилась, спросила, пожевала, достала, довязала, отложила, нахмурилась, прочитала, спихнула, позвонила, заслужила.

Вспорхнула, вздохнула, рассказала, всплакнула, рассмеялась, распустила, взглянула, раскрыла.

Причесалась, примерила.

*если дети путаются при обозначении орфограмм, напомнить про три вопроса: ЧТО? ГДЕ? ПОЧЕМУ?

**при проверке приставок на з-с вспомнить диалог, в котором собраны все глухие согласные (- Стёпка, хочешь щец? - Фу!)

***трое ребят проверяют по одному столбику, объясняя орфограммы. Остальные -> самопроверка. 0 ош. = 5; 1-2 ош. = 4; 3-5 ош. = 3; > 5 ош. = 2.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (7-10 минут)
  • Задание: в тексте найти ошибки в употреблении приставок, исправить (работа в раздаточном материале), объяснить.

Однажды Ученик прешёл к Учителю и спросил:

— Учитель, чем умный человек отличается от глупца?

Было прикрасное солнечное утро, Учитель пил зелёный чай и расдумывал о сути вечности. Однако ради Ученика он прирвал свои бесзвучные розмышления, встал и павёл Ученика за собой. Учитель превёл Ученика к горе, к тому её склону, где недавно был небольшой абвал, и у падножия горы лежали камни разной величины. И Учитель сказал Ученику, чтобы тот отнёс все камни на вершину горы. Камней было примного, и Ученик таскал их целый день. Ученик очень устал, но к закату он наконец перитаскал все камни. Он падошёл к Учителю и спросил:

— Учитель, теперь я могу узнать ответ на свой вопрос?

— Нет, — всдохнул Учитель, — ты ещё не готов.

— А зачем надо было таскать сдесь эти камни? – взпылил Ученик.

— Вот! Умный человек задал бы этот вопрос до того, как зделать что-то.

*фронтальная проверка

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция(3-5 минут).
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (2-3 минуты)

  • От чего же может зависеть написание приставок?
  • Какая наука поможет нам в нахождении приставки в слове?
  • Для чего важно знать морфемику?
  • Добились ли мы поставленных целей?
  • Как вы оцениваете свои знания на этом этапе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...