Урок русского языка в 7 классе по теме: "Правописание наречий".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Герман Ольга Валерьевна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка в 7 классе

Тема урока:

"Правописание наречий".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению слитного, раздельного, дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предметном материале.

Задачи

предметные:

создать условия для актуализации знаний о правописании наречий через ранее полученные знания об этой самостоятельной части речи;

формировать познавательные УУД;

инициировать действия учащихся по постановке и разрешению проблемы слитного, раздельного и дефисного написания наречий;

помочь учащимся научиться отличать наречия от омонимичных прилагательных и местоимений с предлогами;

содействовать осмыслению, анализу нового материала и использованию его на практике;

метапредметные:

организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового;

способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию;

содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы;

личностные:

формировать личностные УУД;

предоставить возможности для развития самоопределения,  овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности.

Оборудование:

Учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Н.М. Шанского.

Авторская презентация (составитель Герман О.В.) для фиксации и обобщения открытых на уроке знаний, встраивания их в систему ранее изученного по теме  "Правописание наречий" (алгоритмы, схемы).

Авторские слайды (Герман О.В.) с практическими заданиями для организации деятельности учащихся на уроке.


Ход урока

  1. Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок,

    Мы начинаем наш урок.

    Урок сегодня необычный,

    От всех других весьма отличный.

    Я много познавательного хочу вам предложить,

    Чтоб интересней было наш язык учить.

-Но вначале я вам предлагаю разгадать кроссворд и определить тему нашего урока.

Задание. Заполните клетки наречиями и в выделенном столбике сверху вниз прочтите название части речи. (Кроссворд нарисован на доске.)

1

н

а

о

т

м

а

ш

ь

2

з

а

м

у

ж

3

п

р

о

ч

ь

4

н

е

в

т

е

р

п

ё

ж

5

в

с

к

а

ч

ь

6

н

а

в

з

н

и

ч

ь

7

н

а

с

т

е

ж

ь

1. проучить, хранилищ, наотмашь.

2. замуж, тягач, задач.

3. прочь, страж, льёшь.

4. наследуешь, перережьте, невтерпеж.

5. училищ, вскачь, толочь.

6. молодёжь, забудешь, навзничь.

7. настежь, передач, блестящ.

- Какое ключевое слово у вас получилось? (НАРЕЧИЕ)

-Как вы думаете, какова же будет тема и цель нашего урока?

(Углубить и расширить знания о наречии как части речи и о правописании наречий).

-Запишите в тетрадях число, тему урока.

-Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно.

  2. Мы совершим с вами экскурсию в музей «Наречие». И первый зал, который мы посетим,- «Исторический».

Ребята, вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена сущ.-ные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные - «прилагаются к сущ-ным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

-Давайте послушаем рассказ самого Наречия. (Проверка индивидуального домашнего задания).

Выступление ученика в роли Наречия.

--Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие. И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому , что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

    Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

    Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да его у меня и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

 -Интересный рассказ о наречии прозвучал, мы узнали его историю, а нас ждет следующий зал.

3. Зал Морфологии и Орфографии.

В этом зале нам предстоит быть не только слушателями, но и самим поработать.

Один ученик работает у доски по карточке, а вы ответьте на следующие вопросы:

-Какие морфологические признаки есть у наречия?

(Главный постоянный морф. Признак-неизменяемость. Наречия имеют разряды по значению, делятся на смысловые группы и степени сравнения. Н-р:

идти (как?) быстро, сказать (почему?) сгоряча, сделать (зачем?) назло, выступить (как?) лучше всех. )

Запишите несколько примеров в тетрадь.

А теперь обратите внимание на экран. Перед вами строки стихотворения И. Бунина:

 Ночной холодный ветер с моря

 Веезапно залетает в бор;

 Он, бешено кружась, бросает

 В костер истлевший хвойный сор-

 И пламя вспыхивает жадно.

(Скажите, простое предложение или сложное. (сложное). Выпишите  грамматические основы (ветер залетает, он бросает, пламя вспыхивает), ( ;- авторские знаки препинания), дееприч. оборот (бешено кружась) выделяется запятыми. Истлевшего, вспыхивает- з/с на конце приставок. Наречие бешено образ. от прилагат. бешеный (нет приставки, нет зависимых слов, значит, это не причастие, а прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида (сравните взбешенный).

- Какие слова помогают автору создать образ ветра как живого существа? (Бешено кружась, вспыхивает жадно- эти наречия обычно характеризуют человека).

Проверка работы у доски (карточка).

 –  При изучении наречия очень важно знать правописание.

Дома вы провели небольшую исследовательскую работу. Были предложены разные групповые задания. Сейчас посмотрим, что у вас получилось.

  1 группа.- Исследование народного творчества. (пословицы и поговорки, где встречается слитное написание наречий, выбрали тему «Родина»).

 Н-р: Нигде не дышится так легко, как на Родине.

    2. - Исследование литературных текстов.( раздельное написание наречий).

 Н-р:

  3 группа.  Творческая. Были даны юмористические картинки, по которым они должны были составить небольшой текст.(дефисное написание наречий).

 Слушаем каждую группу, делаем вывод о слитном, раздельном написании наречий.

(На экране таблица).

Физминутка для глаз и осанки.

6. Работа с учебником. Выписать наречия из упр.              , которые пишутся слитно, раздельно, через дефис. ( по группам).

  Делаем вывод , обращаем внимание на связь наречия с другими частями речи.

7. Следующий зал- «Этимологический»

 Работа с этимологическим словарем (как произошли наречия авось, навзничь, ничком, вдребезги).

 Составьте с этими словами словосочетания.

9. Пришло время проверить знания,которые мы сегодня успели повторить.

Тестовая работа.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 Оцените результаты своей работы на уроке, используя наречия. Подберите наречия к глаголу, указав, как мы сегодня поработали...

 « Без наречий наполовину утратилась бы живописность, выцвела и полиняла эмоционально-экспрессивная окраска речи». П. С. Пустовалов.

 Д. з. Написать  фразеологизмы с наречиями.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...