Урок русского языка на тему: " Предложения с обращениями"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка на тему: «Предложения с обращениями»

 

в 5 классе учителя  Шоня  Г.А. ГБОУ СОШ №539 с углублённым изучением    испанского языка Кировского района  Санкт-Петербурга

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Технология: развитие  критического мышления через работу с информационным  и художественным текстами.

 

Цели урока:

  1. воспитательные: воспитывать внимание, бережное отношение к слову и его возможностям в общении; воспитывать умение работать индивидуально, в паре, умение слышать и слушать друг друга;
  2. развивающие: развитие критического мышления через работу с информационными и художественными текстами, развивать умение сравнивать, сопоставлять; способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся;
  3. дидактические (познавательные): дать представление об  обращениях, распространённых и нераспространенных; отработать умение правильно произносить предложения с обращениями (звательная интонация); развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их (выделительные знаки препинания); ввести понятие “риторическое обращение” с целью ознакомление и дальнейшего применения на уроках литературы и при сдаче ЕГЭ;  научить использовать обращение в собственной речи.

Формирование компетентностей: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности.

Ход урока:

  1. Позитивный настрой учащихся через приветствие. Слово ассистентам о выполнении домашнего задания учащимися.
  2. Подготовительный этап. Фронтальный опрос по терминам из раздела «Синтаксис и пунктуация»: синтаксис, пунктуация, словосочетание, пунктограмма, виды предложений по цели высказывания, по интонации, по структуре,  главные члены предложения.
  3. Создание проблемной ситуации: 5а - Ученик нашего класса лежит в больнице, травма позвоночника; вы, дети, молодцы, не забываете своего товарища и пишете ему письма, поддерживаете Ваню Шкурина. Но, просматривая их, я заметила пунктуационные ошибки, особенно много их было в самом начале письма…

5б - Напишите мне, пожалуйста, коротенькое письмо и попросите меня в нём о чём- либо… Учитель проходит по рядам, просматривая тетради учащихся.

Боюсь, не наделали бы ошибок, ведь вы ещё не знаете нового пунктуационного правила.

Пусть нам подскажет Почемучка, который попал на карнавал. Я же подчеркнула в тексте   места, на которые нужно обратить внимание.

  1. Изучение нового материала.
    1. Первый слайд. Маска. Чтение, наблюдение, вывод о теме урока.

Запись темы урока в тетрадях.

Сегодня я предлагаю вам, наблюдательные пятиклассники, самим сформулировать правило об обращении и научиться использовать его в собственной речи.

Включаем внимание, память, мышление!

2.2 Слайд 2. За  чем пойдёшь, то и найдёшь.

Работа с текстом, из которого необходимо извлечь информацию об обращении.

Вывод делается на основе подсказок  (распечатки на партах) , предварительно посоветовавшись с товарищем (парная работа)

Итак, проверим наше правило

2.3 Слайд 3 Новый термин.

Проговаривание правила хором, друг другу.

2.4Молодцы! А теперь обратимся к учебнику  : параграф 41, страница 81-82 – это самый первый для нас научный источник знаний. Сверим наше правило с материалом учебника. Может, мы что-то упустили из виду? Аналитическое чтение статьи учебника.

Работа с учебником. Отработка звательной интонации, которая является опознавательным  признаком обращения в устной речи (упражнение 206 или 207).

Обращение служит для привлечения внимания собеседника и передачи авторского отношения к сообщению с помощью  суффиксов: -ечк-, -еньк-, -енк-, -к-, -оньк-, -ищ- (упражнение 209)

3.Закрепление изученного материала.  

3.1Слайд 4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Вспомните, из каких басен И.А Крылова эти строки?

3.2 Слайд 5. Ключ. Самопроверка.

3.3 Слайд 6. Отличие обращения от подлежащего.

Слайд 7. Определи, подлежащим или обращением является выделенное слово.

Спиши предложения с обращениями, расставь знаки препинания.

Слайд 8. Ключ. Взаимопроверка.

3.4Слайд 9. Внимательно посмотри на примеры в таблице  и сделай вывод:

какую роль выполняет  существительное в именительном падеже в предложениях. Работа в парах. Озвучивание ответа.

Слайд 10. Ключ.

4. Речь и этикет.

Слайд 11. Вы изучаете испанский язык, дети, и, очевидно, слышали об известном испанском писателе Сервантесе, который писал: «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». Думаю, эти замечательные слова могли бы стать девизом  вашей жизни.

Выполни следующие задания (по вариантам), использую подсказки (распечатки на парте ) :

-Поздоровайся с учителем.

-Поздоровайся вечером с бабушкой, с мамой.

-Поприветствуй близкого друга.

5. Риторическое обращение.

Слайд 12.

Первая часть правила проговаривается хором.

Слайд 13.

М. В. Ломоносов о риторическом обращении.

Слайд 14.

Сравните обращения в первой и частях. К кому они относятся: к конкретным людям или к неодушевленным предметам? Зачем автор к ним обращается? (работа в парах).

Слайд 15. Ключ.

Слайд 16 . Выбери меня, выбери меня!

Найдите среди примеров  только риторические обращения. Напишите номера этих предложений.

Слайд 17 .Ключ.

Взаимопроверка.

6.Индивидуальное сообщение ученицы: «Что за форма слова «старче»?

7.Слайд 18 . Спишите, расставьте знаки препинания.

Всем нам при обращении

Поможет обращение.

К людям,  звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только друг не забывай:

Запятые расставляй.

Слайд 19. Ключ. Самопроверка.

8.Слайд 20. Найди верное утверждение об обращениях

Слайд 21. Ключ.

Слайд 22 . Найди предложение с неверной постановкой знаков препинания.

Слайд 23. Ключ

9. Подведение итогов.

9.1.  А теперь вернемся к началу урока.

5Б: Расставьте, пожалуйста, знаки препинания в своем коротеньком письме ко мне. Кто хочет прочитать?

9.2 Что нового вы узнали сегодня на уроке и где эти знания можно применить в жизни?

9.3.  Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу урока, используя в своей речи обращения.

Обратитесь к товарищу по классу с какими-либо пожеланиями (записать в тетрадь соседу по парте).

10.Дифференцированное домашнее задание (ученик выбирает по своим силам).

Слайд 24.

  • Параграф 41, упражнение 215. Написать письмо другу (5А – ученику своего класса Шкурину Ивану)
  • Выпишите из учебника литературы 5-6 предложений с обращениями, составьте их схемы. Какую роль играют обращения в данных предложениях?
  • Составить текст рекламы Обращению.
  • Напишите сочинение на грамматическую тему: «О обращения, как вы необходимы!», «Если бы обращения исчезли из языка…»
  • Сочини лингвистическую сказку об Обращениях, хорошо знающих всех по именам.
  • Задания повышенной сложности: разгадай кроссворд (распечатки у каждого на парте) или составь свой по теме: «Синтаксис и пунктуация»; проведи исследования «Обращения в русских пословицах».

Слайд 25 Задачки для  любознательных.

Литература

  1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы, М., Просвещение, 2009

  1. В.И.Капинос, Л.И. Пупова, Ю.Н. Гостева, И.П. Цыбулько.

ЕГЭ: шаг за шагом. 5 класс, М., Дрофа, 2011.

  1. О.В.Касперская. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. Современные технологии, рекомендации, мероприятия, Волгоград, издательство «Учитель», 2008
  2. А.В.Кудинова. Тесты по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен», М., 2008
  3. Т.А. Ладыженская. Учебник. Русский язык. 5 класс, М., Просвещение, 2002.
  4. Г.С. Муркин, Т.М.Зыбина, Н.А. Максимчук, О.С. Рябикова. Русския язык. Литература. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи, М., Русское слово, 2008.
  5. Т.Н.Скороходова. Внеклассная работа по русскому языку. 5 класс, Волгоград, ИТД «Корифей», 2007.
  6. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Тетрадь №1. Русский язык. На уроке в 5 классе, Хабаровск, издательство РИОТОП краевой типографии №1, 1994.
  7. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Русский язык. Рабочая тетрадь №2. 8 класс, М., Владос, 2000

 

 

Интернет-ресурсы

Российский образовательный портал

  1.  www.school.edu.ru
  2. http://www.km.ru/
  3. http://wikj.pskovedu.ru
  4. http://fectival.1sentember.ru
  5. http://www.rusedu.ru

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

  • Название работы: ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ В 5 КЛАССЕ;
  • Предметная область: русский язык;
  • Участники (возраст, класс): учащиеся 5 класса (10-11 лет);
  • Цели и задачи:
  • воспитательные: воспитывать внимание, бережное отношение к слову и его возможностям в общении; воспитывать умение работать индивидуально, в паре, умение слышать и слушать друг друга;
  • развивающие: развитие критического мышления через работу с информационным и художественными текстами, развивать умение сравнивать, сопоставлять; способствовать развитию речи и творческих способностей учащихся;
  • дидактические: дать представление об  обращениях, распространённых и нераспространенных; отработать умение правильно произносить предложения с обращениями (звательная интонация); развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их (выделительные знаки препинания); ввести понятие “риторическое обращение” с целью ознакомление и дальнейшего применения на уроках литературы и при сдаче ЕГЭ;  научить использовать обращение в собственной речи;
  • формирование компетентностей: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности.
  • Аннотация: краткое описание работы:

Методическая разработка урока с использованием ИКТ содержит необходимый для учителя русского языка теоретический и практический материал по теме «Предложения с обращениями в 5 классе».

Дидактический материал направлен на интеллектуальное развитие школьников и привитие интереса к предмету. К заданиям и тестам даны соответствующие ключи и ответы. Домашнее задание предлагается дифференцированное, в том числе направленное на исследовательскую деятельность и развитие речи учащихся. Педагоги могут выбрать наиболее эффективные формы и виды работы с детьми.

Разработка предназначена для учителей-словесников, работающих по учебнику Т.А. Ладыженской, однако может быть использована и при работе по другим учебникам, так как учитывает требования общеобразовательного стандарта.

Использование компьютерных презентаций позволяет экономить время урока, иметь быструю обратную связь с учащимися, эффективно осваивать новый материал, использовать разные формы взаимодействия с детьми (индивидуальная, парная, групповая), учитывать межпредметные связи (литература), чередовать различные виды учебной деятельности, создавать доброжелательную атмосферу на уроке и прививать интерес к предмету.

  • Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

ОС Windows, Microsoft Office Power Point 2007

  • Ключевые слова: синтаксис,  пунктуация, словосочетание, главные члены предложения, подлежащее, обращение, звательная интонация, риторическое обращение, речь и этикет, басня, звательный падеж.
  • Автор (авторы): Шоня Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы;
  • Место работы: Санкт-Петербург,  государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 539 с углубленным изучением испанского языка Кировского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ № 539);
  • Список литературы:
  1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
  2. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы, М., Просвещение, 2009
  3. В.И.Капинос, Л.И. Пупова, Ю.Н. Гостева, И.П. Цыбулько.
  4. ЕГЭ: шаг за шагом. 5 класс, М., Дрофа, 2011.
  5. О.В.Касперская. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. Современные технологии, рекомендации, мероприятия, Волгоград, издательство «Учитель», 2008
  6. А.В.Кудинова. Тесты по русскому языку. 5 класс. Издательство «Экзамен», М., 2008
  7. Т.А. Ладыженская. Учебник. Русский язык. 5 класс, М., Просвещение, 2002.
  8. Г.С. Муркин, Т.М.Зыбина, Н.А. Максимчук, О.С. Рябикова. Русския язык. Литература. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи, М., Русское слово, 2008.
  9. Т.Н.Скороходова. Внеклассная работа по русскому языку. 5 класс, Волгоград, ИТД «Корифей», 2007.
  10. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Тетрадь №1. Русский язык. На уроке в 5 классе, Хабаровск, издательство РИОТОП краевой типографии №1, 1994.
  11. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. Русский язык. Рабочая тетрадь №2. 8 класс, М., Владос, 2000
  • Интернет – ресурсы:
  1. www.school.edu.ru 
  2. http://www.km.ru/ 
  3. http://wikj.pskovedu.ru 
  4. http://fectival.1sentember.ru 
  5. http://www.rusedu.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего -2012» ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением испанского языка Кировского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Работы учащихся по теме урока «Предложения с обращениями» ГБОУ СОШ № 539

Слайд 4

Детские работы

Слайд 7

Раздаточные материалы к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Обращение"...

Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)

Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Конспект урока русского языка на тему "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование"....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Предложения с обращениями» (5 класс).

Конспект урока по  русскому языку в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме:  «Предложения с обращениями»....

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями». 8 класс

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями».      8 класс...