Урок русского языка на тему "Предложения с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_avtosohranennyy.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Предложения с однородными членами.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).

Учитель: Акименко А.В.

Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами ( двоеточие).

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Оборудование урока: раздаточный материал, учебник Русский язык, 5 класс Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская .- М.: Просвещение, 2012.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Откройте тетради.

Запишите число.

Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему урока.

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Работа с текстом

- Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью
Михаил Исаковский

- О чём это стихотворение?

Слушают, участвуют в беседе.

Предполагаемый ответ:

-Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Постановка учебной задачи.

Создает проблемную ситуацию:

-Взгляните на это предложение и ответьте на вопросы.

-Какую грамматическую основу предложения вы выписали?

-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

-С какой интонацией они читаются?

-Как называются подобные члены предложения?

-Cформулируйте тему урока.

А для чего нам надо знать однородные члены?

Сформулируйте цель нашего урока.

Нарисуем схему к этому предложению

(на доске показывает учитель)

{О, О, О,О,О и О, О}.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.

(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел)

(7 сказуемых и 1 подлежащее)

(Сказуемые отвечают на вопрос (что делать?), подлежащее-( что?)

(Интонация перечисления)

(Ответ: Однородные члены предложения)

Однородные члены предложения.

-Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.

Запись темы урока в тетради: «Предложения с однородными членами»

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение (К)

«Открытие нового знания»

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

  1. Предлагаю понаблюдать над материалом учебника стр. 91.

- Прочитайте предложения, найдите однородные члены. (Устно)

1. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в тёплые края.

#1055;еред отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

#1055;ерелётные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию.

#1055;евчие птицы не выдерживают суровой и морозной зимы.

#1056;ебята заботятся о воробьях, галках и сороках.

#1069;ти птицы на зиму никуда не улетают.

-Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?

-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

-Есть ли в шестом предложении однородные члены предложения?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

На основе материала учебника стр. 91 делают вывод о предложениях с однородными членами и знаках препинания в предложениях с однородными членами.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Работа с учебником.

-Определите, какие члены предложения являются однородными и на какой вопрос они отвечают. Какой знак препинания ставится между однородными членами, связанными только интонацией перечисления? Спишите и подчеркните однородные члены предложения:

#1050;узнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую песню.

#1042; поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.

#1051;ес зазвенел, застонал, затрещал.

#1055;ашня всюду заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками.

#1055;о улице ветер гнал перья, стружки, пыль.

#1048;скры летели налево, направо, вверх.

Записывают предложения, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Физминутка

А теперь немного отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Я вам читаю предложения с однородными членами предложения и без них. Если с однородными, вы хлопаете 2 раза, если нет – то поднимаете руки вверх.

На клумбе растут цветы.

На клумбе растут астры, розы, лилии.

Зимой солнце светит редко.

Летом солнце светит и греет.

И берег, и море молчали

Выполняют упражнения

Самостоятельная работа с проверкой.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания

  1. В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака.
  2. А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча.
  3. Солнце закрылось передними облаками.
  4. Вода в пруду приняла зловеще-черный оттенок.
  5. Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул в лицо, пригнул траву, пробежал по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню.
  6. Стало вдруг пасмурно, сумрачно.
  7. Наступила тишина.

Найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

2, 5, 6 - предложения с однородными членами

Самостоятельно работают:

Взаимопроверка.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Информация о домашнем задании

Объясняет домашнее задание

Параграф 40, упражнение 201

Записывают задание.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Организует рефлексию

-Оцените то, как вы усвоили материал:

  • Я узнал…
  • Я научился…

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Дифференцированные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)

Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....

Урок русского языка на тему: " Предложения с обращениями"

Урок русского языка на тему: «Предложения с обращениями»   в 5 классе учителя  Шоня  Г.А. ГБОУ СОШ №539 с углублённым изучением    испанского языка Кировского района ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Способы связи однородных членов предложения"

Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями». 8 класс

Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями».      8 класс...

Урок русского языка по теме "Как связаны однородные члены" в 8 классе

Материал содержит повторение о словосочетании и предлоении, средствах сочинительной связи и рекомендации по организации работы на уроке...