Использование игровой технологии на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Кривошеин Николай Иванович

Цель:     Определение и внедрение в практику своей работы наиболее

               эффективных методов, форм  и приемов игровой технологий на   

               на уроках русского языка в средних классах.

 

.  

 

Задачи:          1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую,

                            методическую литературу по использованию игровых

                            технологий на уроках русского язык

                        2. Разработать диагностический инструментарий и

                            критериальный аппарат для проведения диагностических

                            процедур.

                        3. Проведение диагностических процедур и анализ их

                            результатов.

                         4. Разработка и апробация методической системы работы

                            по проведению уроков русского языка с применением

                           игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии на уроках  русского языка.

Цель:     Определение и внедрение в практику своей работы наиболее

               эффективных методов, форм  и приемов игровой технологий на    

               на уроках русского языка в средних классах.

.  

Задачи:          1. Изучить философскую, педагогическую, психологическую,

                            методическую литературу по использованию игровых

                            технологий на уроках русского язык

                        2. Разработать диагностический инструментарий и

                            критериальный аппарат для проведения диагностических

                            процедур.

                        3. Проведение диагностических процедур и анализ их

                            результатов.

                         4. Разработка и апробация методической системы работы

                            по проведению уроков русского языка с применением

                           игровых технологий.

                           

            .

                  Мы живем и работаем в условиях глобальных изменений, связанных с модернизацией образования.   Главная цель образования – проблема человека, воспитание жизнеспособной личности, ответственности, толерантности.  Базовые уровни образования должны быть ориентированы на тенденции построения инновационной экономики.

   В современных условиях начнется перестройка системы высшего образования, а значит, что должно перестраиваться и обучение в школе.

 Обучающегося  нужно учить познавать, думать, анализировать.

    Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка».

  Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как предмету?

      Таких путей много, но одним из них, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков. Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят предмет, то успех почти обеспечен.   Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт.  При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи,  например,  воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое до конца;  в групповой работе – развитие умения работать сообща,  прислушиваясь к мнению других  учеников,  терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей;  приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.  Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью стоит кропотливая подготовительная работа учителя.          

     Многообразные и увлекательные словесные игры должны найти место при изучении словесности, потому что это не просто развлечение, а особый, эффективный способ постижения сложных языковых явлений. А кроме того, игры развивают ум и творческие способности учащихся, потому что учат выбирать из различных вариантов наилучший. Игры формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытать радость от сознания собственных сил, помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодолению возрастных кризисов.

     Приведу игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове, а также свойств произведений словесности. Предлагая примеры игр, постараемся показать принципы составления подобных игровых заданий.

     Ребусы

    В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Например, нарисованы нотные линейки и нота ре, а затем бусы. Читаем: ре-бусы. Если в наименовании нарисованного предмета есть «лишние» буквы, то перед рисунком или после него стоит столько запятых, сколько букв надо отнять в начале или в конце слова. Например, нарисован дом и после рисунка запятая, читаем: до; если запятая перед рисунком, читаем: ом. Сочетания на, над, под, из, в, за, с, от, к обозначаются расположением предметов или букв. Например, слово за-я-ц можно изобразить, нарисовав букву я, а за ней - ц; слово под-к-о-в-а — вверху букву к, а под ней букву о внутри буквы а.

      В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.

      Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.

(Краб,) (с над ев и) (царь,,) (сито,,) (диm в т) (,ремни) ц (,река,) (оса на у) (лицо,) е.

А это ребус-шутка: КО ЗА ПО 1 2 3 4... 6. ко зачеркнуто: оно было, за тоже было, по есть, а пяти-то нет. Читаем: Кобыла забыла поесть: аппетита нет!

     Можно организовать эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус — кто быстрее?

Самостоятельное составление ребусов может быть домашним заданием в КВН. 

  Анаграммы    — слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке: схема — смеха, коршун шнурок, колос сокол.

   

Пусть группы ребят поищут такие слова и предложат анаграмму друзьям. Можно не просто назвать слово, а превратить оба слова в загадку. Например, так: «Богатая дама может мгновенно превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове» (барыня рабыня).

Вот несколько слов для превращения в другие: заметка, парадокс, ревность, рогатка, атлас, спаниель, накал, карета, старина (каземат, распадок, верность, каторга, салат, апельсин, канал, ракета, санитар). 

Подбери синонимы.

   К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимич-ные фразеологические обороты.

Кот наплакал –с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз- два и обчелся.

Во всю прыть –что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновенье ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг –сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо –тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца- краю нет.

Географические названия.

   Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больще фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.

Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т. п.

Буквы по порядку расставляй, текст читай!

1. раМувьед тапиется рамивьяму. У гоне дамор и ныйдлин кийлип зыкя. У бриколи ныйдлин вюлк. Им нао бирасоет тарнек с кацвет.

ведьМед жетмо ваполить сяло, шальдо. Но жетмо тапиться и решкомика трав. битЛю камиш полакомиться коммед, койрыб, койгодя.

Ответ: Муравьед питается муравьями. У него морда и длинный язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомиться медком, рыбкой, ягодкой.

2. Кто на чём салпи?

В лёдакие меврена гимабу не лыбо. выеПер коруписи явиполись на няглиных личтабках. томПо сапили на талмеле. На товоске гамабу менязала нословая кость. Для мапись точас использовали жуко вотжиных – пергамент. кихТа книг храсонилось огонм.

Ответ: В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент. Таких книг сохранилось много.

Буквы по порядку расставляй, текст читай!

дыйКаж никшколь жендол датьблюсо випрала рожногодо жедвиния. цуУли дона хопередить котоль при зеномлё тесве тофосвера. При хопереде цыули дона часнала третьпосмо левона. Не дуетсле беперегать цуули редпе идущим транспортом. зяНель ратьиг на воймосто.

Ответ: Каждый школьник должен соблюдать правила дорожного движения. Улицу надо переходить только при зелёном свете светофора. При переходе улицы надо сначала посмотреть налево. Не следует перебегать улицу перед идущим транспортом. Нельзя играть на мостовой.

Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады, кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью разнообразить учебный процесс.

Таким образом,  для того, чтобы игровая технология выполняла свои функции и решала педагогические цели, необходимо тщательно проработать организационные и содержательные аспекты создания игровых групп, распределения в них ролей с учетом не только игровых, но и целевых интересов группового взаимодействия. Это дает возможность рационально  использовать преимущества и развивающий потенциал игрового моделирования. Игровую технологию  можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что для того чтобы поддержать интерес у ребят к предмету, необходимо использовать на уроках игровые технологии....

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...

Урок с использованием игровых технологий "Художественные средства языка и речи"

Урок-практикум, в ходе которого учащиеся развивают умение выявлять художественные средства в художественном тексте, определять их функции и закрепляют навык использования изобразительно-выразительных ...