Модульный урок по теме "Повторение и обобщение об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кумарина Анна Георгиевна

Данный урок содержит разработку модульного урока по имени существительном, модуль для каждого ученика и листок контроля. К уроку есть презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_urok_obobshchenie_imeni_sushchestvitelnogo.rar267.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект модульного урока по русскому языку

 в 6 классе по теме

«Повторение изученного об имени существительном»  

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

Кумарина Анна Георгиевна

Модуль – 0  

Учебные элементы.

Модуль – 1 на протяжении всего урока

 

Модуль – 2

   

Модуль – 3

 

Модуль – 4

  мин.

Физкультминутка.

 

Модуль – 5

 

Модуль – 6

   

Модуль – 7

 

Тема: «Повторение и обобщение изученного об имени существительном»

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебными элементами (модулями) вы должны:

 - повторить и обобщить изученное об имени существительном;

- систематизировать полученные знания;

 - закрепить и углубить полученные сведения о грамматических признаках, правописании имён существительных.

Цель модульного урока:

1. определить уровень знания по теме «Имя существительное»

2. совершенствовать умение самостоятельно работать.

Ход урока.

Запишите в рабочей тетради число, классная работа.

- О чём мы говорили на последних уроках? О какой части речи? Цель нашего урока (выше)

Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.

Сегодня у нас модульный урок, на котором мы повторим всё, что изучили об имени существительном. Возьмите листочек- модуль. Подпишите его.  Урок состоит из 7 учебных элементов, критерии оценки у вас есть в модуле. В конце модуля - оценочный лист. За каждый учебный элемент выставляете баллы (наибольший-5 баллов).

1. Устный опрос УЭ 1 (полный ответ с примерами)

- Что такое имя существительное?

- Какие постоянные признаки имеют существительные?

- Какие непостоянные?

- Что нового узнали о склонении существительных? (разносклоняемые,  несклоняемые).  

- Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне.

- Какие существительные относятся к несклоняемым?(ср.р., сложносокр, Ф. на о,е, иноязычные на -а)

- Назовите разносклоняемые существительные.

- Что нового мы узнали о роде имён существительных? (общ.р.)

УЭ 2. Выборочная работа (самостоятельно со взаимопроверкой)

 Из предложенных слов выпишите существительные в 3 столбика

а) разносклоняемые

б) несклоняемые

в) существительные общего рода

Рожь, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, растяпа.

Ответ:

а)имя, путь, время б)кофе, такси, пальто, в)непоседа, зазнайка, растяпа

Оценка.

УЭ 3. - Как определить род несклоняемых существительных?

  Творческая работа.  

Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания, определи род несклоняемых существительных:

школьн.. кафе, вкусн.. кольраби, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе, гостеприимн… Сочи.

Чтение получившихся текстов.

- Есть ли окончания у несклоняемых существительных? (нет)

____________________________________________________

УЭ 4. Вот мы вспомнили об окончаниях существительных, а умеете ли вы писать без ошибок НЕ с существительными?

- Как распознать, слитно или раздельно пишется НЕ с существительными? Примеры из домашней работы. (Употребляется ли без НЕ; можно ли заменить синонимом без НЕ; есть ли отрицание или противопоставление с союзом)

Объяснительный диктант(групповая работа, самооценка).

Запишите предложения, графически обозначьте орфограмму.

 Он мне (не)приятель, а просто знакомый. (Не)удачи преследовали его.

(Не)настье задержало нас в пути. Глупая речь (не)пословица.

   

Проверим диктант, комментируя его и объясняя слитное и раздельное написание. Посчитайте количество полученных ошибок и поставьте баллы в оценочный лист. Проверьте окончания по слайду.

______________________________________________

 Поиграем в игру. Если я называю слова, если имя собственное, вы приседаете; если я называю нарицательное имя существительное,  вы хлопаете в ладоши над головой: театр, Москва, книга, Россия, море, собака, Волга, село, школа, ученик, Данил

____________________________________________________

 УЭ 5. Об окончаниях мы поговорили, приставках тоже, а что мы знаем о суффиксах?

Расскажите о правописании букв ч и щ в суффиксе –чик

 (-щик). Посмотрите на слайды (в модульный лист) и запиши ответ на вопрос, выдели орфограмму. Работай самостоятельно.

Самостоятельная работа

Кто ходит в разведку?_________________________________,

Кто делает доклад?_____________________________________,

Кто кладет камни?_____________________________________,

Кто работает в бане?___________________________________,

Кто ремонтирует водопровод?___________________________.

(ЧИК, ЩИК обозначают род деятельности)

______________________________________________________

УЭ 6.  Какие вы знаете уменьшительно- ласкательные суффиксы, при помощи которых образуются существительные? Как различить на письме суффиксы –ик и –ек?

Буквенный диктант (взаимопроверка)

Напишите цифры от 1 до 10. Я буду диктовать слова, вы внизу напишете буквы Е или И, которые  нужно вставить в суффикс.

солдат…к, фонар…к,   камеш…к;  ножич…к, хлебуш…к,   кузнеч…к; сухар…к,     клюв…к,  чайнич…к,   свёрточ…к,  

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

И

Е

Е

Е

И

И

И

Е

Е

__________________________________________

УЭ 7. «Третий лишний». Повторим правописание О-Ё после шипящих в корне, суффиксе и окончании. В корне, суффиксе, окончании?

- Сейчас мы выполним упражнение. На слайде(в модуле) три слова, вам надо выбрать одно лишнее и записать в тетрадь, затем расскажите, по какому признаку вы сделали выбор.

  Старич…к, ореш…к, подуш…чка

 Добыч….й, саранч…й, груш…й

Пч…лка, ж…лудь,  ш…рох

 - Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.

 Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки.

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте ещё раз цели урока.

2. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

3. Посчитайте количество баллов. Поставьте оценки в соответствии с той нормой, что записана в модуле.  

4. Сдайте оценочный лист учителю.

 5. Запишите домашнее задание.

 

Подпишите модуль.

Внимательно прочитайте цель УЭ (учебного элемента).

 

За каждый правильный ответ 1 балл в УЭ (устный)

 

Поменяйся тетрадью с соседом по парте. Пусть сосед проверит работу по слайду и поставит оценку тебе в листок контроля.

5 – всеверно;

4 – одна ошибка;

3 – две ошибки;

2–три ошибки. 

Проверка по слайду, оценки в оценочный лист.

 

Проверим диктант, комментируя его и объясняя слитное и раздельное написание. Посчитайте количество полученных ошибок и поставьте баллы в оценочный лист.

Проверим, что у вас получилось.

Обменяемся тетрадями, проверим по ключу.

Оценку поставьте в оценочный лист  

 

 

 

 

                                                Модуль учащего(ей)ся ______________________________

Тема: Повторение пройденного по теме: «Имя существительное». 6 класс.

Цель:

1. определить уровень знания по теме «Имя существительное»

2. совершенствовать умение самостоятельно работать

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Методические указания

УЭ1

 

Устный опрос

Беседа по вопросам.

Работай активно. По вызову учителя ответь на вопрос.

Дай правильный ответ с примером. Возьмите листок контроля и оцените степень своей активности в УЭ1 -1 баллом за каждый правильный ответ. Оценивай свою работу справедливо.

УЭ 2

   

  Выборочная работа (взаимопроверка)

 Из предложенных слов выпишите существительные в 3 столбика

а) разносклоняемые

б) несклоняемые

в) существительные общего рода

Рожь, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, растяпа

Выполняем задание.

Поменяйся тетрадью с соседом по парте. Пусть сосед проверит работу по слайду и поставит оценку тебе в листок контроля.

5 – все верно;

4 – одна ошибка;

3 – две ошибки;

2 – три ошибки.

УЭ 3

   

Творческая работа.  Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:

школьн.. кафе, вкусн.. кольраби, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе, гостеприимн… Сочи.

Прочитай получившийся текст.    

Определи род несклоняемых существительных, напиши окончания прилагательных.

   Проверь окончания  по слайду. Поставь оценку в листок контроля в УЭ3

УЭ 4

   

Объяснительный диктант(самооценка)

Запишите предложения, графически обозначьте орфограмму «Не с существительными слитно и раздельно».

 

Проверь диктант, комментируя его и объясняя слитное и раздельное написание. Посчитайте количество полученных ошибок и поставьте баллы в оценочный лист.

5 – все правильно;

4 – одна ошибка;

3 – две ошибки;

2- три ошибки

УЭ 5

 Самостоятельная работа. Запиши ответ на вопрос в тетрадь, выдели орфограмму «ЧИК и ЩИК в существительных»

Кто ходит в разведку?___________________,

Кто делает доклад?______________________,

Кто кладет камни?______________________,

Кто работает в бане?_______________________,

Кто ремонтирует водопровод?_______________.

Работай самостоятельно.

 Посмотри на слайды или в модульный лист, оцени  и поставь оценку в оценочный лист

5 – все правильно;

4 – одна ошибка;

3 – две ошибки;

2- три ошибки  

УЭ 6 

Буквенный диктант (взаимопроверка)

Напиши цифры от 1 до 10. Слушай учителя, внизу напишите буквы Е или И, которые  нужно вставить в суффиксы –ЕК-,- ИК-.

Поменяйся тетрадью с соседом по парте. Пусть сосед проверит работу, используя ключ, и поставит оценку тебе в листок контроля.

УЭ 7. 

«Третий лишний»(самостоятельная

работа)

На слайде по три слова, вам надо устно вставить пропущенные буквы,  выбрать одно лишнее и записать его в тетрадь, затем расскажите, по какому признаку вы сделали выбор.

 Старич…к, ореш…к, подуш…чка

Добыч….й, саранч…й, груш…й

Пч…лка, ж…лудь,  ш…рох

Самооценка.                    Проверь по слайду.

Оценку  поставьте в графу УЭ-7.

5 – все правильно;

4 – одна ошибка;

3 – две ошибки;

2- три ошибки  

 

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте ещё раз цели урока.

2. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

Посчитайте количество баллов. Поставьте оценки в соответствии с той нормой, что записана в модуле.

Сдайте оценочный лист учителю.

Запишите домашнее задание  в дневник.

Листок контроля.

Учебный элемент.

Баллы

УЭ1 Устный опрос.  

УЭ2   Выборочная работа.

УЭ3 Творческая работа.  

УЭ4 Объяснительный диктант.

УЭ 5 Самостоятельная работа.

УЭ 6 Буквенный диктант.

УЭ 7«Третий лишний».

Всего баллов

Оценка за урок

  1. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки.

Выполненные задания          Оценка

  1. 30- 35 баллов                                5
  2.  25-29 баллов                                4
  3.  17- 24   баллов                             3
  4.  Ниже 16 баллов                          2  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Урок русского языка по теме"Род имен существительных"

Цели урока:Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами с...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Применение Smart-технологий на уроке русского языка "Путешествие по Стране имен существительных"

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

Модульный урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова. Учитель: Козлова Л. А.

Данный модульный урок можно использовать в образовательных целях в 6 классе.Описанный подход к обучению поможет преподавателю русского языка:1)повторить и обобщить знания учащихся о значении, морфолог...