Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание суффикса –чик (-щик)»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -общеобразовательная средняя школа сумона Ильинка Каа-Хемского кожууна Республики Тыва
Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Правописание суффикса –чик
(-щик)»
2010г
Пояснительная записка
Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание суффикса –чик (-щик)» проводится по учебнику для 6 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения новой темы состоит из трех этапов:
I этап работы – воспроизведение полученных знаний о суффиксе.
II этап работы – формирование правил употребления и написания суффикса –чик (-щик).
III этап работы – закрепление правил и формирование умения определять условия правильного написания суффикса –чик (-щик).
(Устное и письменное обоснование орфограмм).
Этот урок также может проводиться в 6 классе по программе для национальной школы.
Правописание суффикса –чик (-щик)
Цели урока:
- Учащиеся должны знать способ действия при выборе написания суффиксов –чик (-щик)
- Учащиеся должны уметь применять этот способ для правильного написания суффиксов –чик (-щик)
Методы обучения:
- Репродуктивный (для формирования ЗУН).
- Знать правила употребления суффиксов –чик (-щик)
- Уметь различать суффиксы –чик (-щик). Сформировать умение определять условия выбора правильного написания суффиксов.
- Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
- Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса –чик (-щик)»
Приемы обучения.
- Открытие темы урока.
- Создание ситуации затруднения «Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс –чик (-щик)?»
- Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами.
- Знакомство с «запоминалкой».
- Распределение слов с суффиксами –чик (-щик)
- Отгадывание кроссворда «Лексический диктант».
- Игра в корректора.
Урок состоит из трех этапов:
I этап работы – воспроизведение полученных знаний о суффиксе.
II этап работы – формирование правил употребления и написания суффикса –чик (-щик).
III этап работы – закрепление правил и формирование умения определять условия правильного написания суффикса –чик (-щик). (Устное и письменное обоснование орфограмм).
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение изученного
Школьники рассматривают рисунки:
Собака Улитка Фотоаппарат Фортепьяно Индеец Книга Свечка
Затем ребята записывают первые буковки в словах. У них получается слово «суффикс». Начало урока направлено на мотивацию темы (слайд 3).
Вспоминаем, что такое суффикс. Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных учащимися теоретических сведений. Это позволяет продолжить на данном уровне отработку навыка логического мышления, а также навыки развернутого ответа (слайд 4).
Затем используется метод наблюдения над языковым материалом:
учащимся предлагается посмотреть на записанные слова с суффиксом –чик (-щик), причем буквы д, т, з, с,ж перед суффиксом выделены красными чернилами: объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик, обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и произвольное внимание, создается ситуация затруднения. Для этого перед учащимися ставится вопрос: «Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс –чик (-щик)?» (Слайд 5)
- Объяснение нового материала
После того как ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий), предлагается посмотреть на рисунки.
докладЧИК пулеметЧИК грузЧИК
разносЧИК перебежЧИК забойЩИК пильЩИК
Внимание детей обращается на буквы ч и щ. Учитель предлагает учащимся превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса –чик (-щик). Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро дают правильный ответ. Такое задание развивает речь, внимание, наблюдательность. Слайд 6: по первому щелчку раскрываются рисунки, по второму – появляется вопрос.
А затем вниманию учащихся предлагается «запоминалка». В работу включается несколько видов памяти учащихся (зрительная, механическая, слуховая, образная, эмоциональная), создаются благоприятные условия для перехода информации в долговременную память. Слайд 7 – на экране появляется звезда, 2-ой щелчок – все буквы, 3-ий щелчок – «в остальных случаях – суффикс щик».
Далее учащиеся проверяют выводы по учебнику (слайд 8).
На втором этапе работы закладываются основы для перевода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагается следующее задание. Из упражнения 244 в два столбика записать слова с суффиксом –чик (-щик), проговаривая условия выбора буквы ч и щ.
Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съемщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.
Это задание способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся (слайд9).
- Закрепление изученного материала
Ребятам предлагается лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. По лексическому значению нужно определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
- Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
- Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
- Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
- Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
- Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
- Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
- Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь – учетчик.
- 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съемку местности – съемщик.
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
- Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.
Ребята знакомятся с лексическими значениями слов. Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов, обогащению словарного запаса учащихся (слайд10).
А затем ученикам предлагается поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):
1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфеччик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты,грузщики в форменных фуражках.
В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике (слайд 11).
V. Подведение итогов урока (слайд 12).
VI. Домашнее задание
Список использованной литературы
- Арсирий, А .Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А.Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
- Дейкинв, А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
- Иванова, В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
- Капинос, В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 классы / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. – М.: 1991.
- Ладыженская, Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.
- Ладыженская, Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1992.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999.
- Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997
- Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – СП. б.: Изд-во «Лань», 2001.
- Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день / Т.Ю. Угроватова. – М., 1995.
- Шапиро, Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: Первое сентября, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...