Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание суффикса –чик (-щик)»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Салчак Маргарита Седен-ооловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx770.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -общеобразовательная средняя школа сумона Ильинка Каа-Хемского кожууна Республики Тыва

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Правописание суффикса –чик

(-щик)»

2010г

Пояснительная записка

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание суффикса –чик (-щик)» проводится по учебнику для 6 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения новой темы состоит из трех этапов:

I этап работы – воспроизведение полученных знаний о суффиксе.

II этап работы – формирование правил употребления и написания суффикса –чик (-щик).

III этап работы – закрепление правил и формирование умения определять условия правильного написания суффикса –чик (-щик).

(Устное и письменное обоснование орфограмм).

Этот урок также может проводиться в 6 классе по программе для национальной школы.

                                                               

Правописание суффикса –чик (-щик)

Цели урока:

  • Учащиеся должны знать способ действия при выборе написания суффиксов –чик (-щик)
  • Учащиеся должны уметь применять этот способ для правильного написания суффиксов –чик (-щик)

Методы обучения:

  1. Репродуктивный (для формирования ЗУН).
  • Знать правила употребления суффиксов –чик (-щик)
  • Уметь различать суффиксы –чик (-щик). Сформировать умение определять условия выбора правильного написания суффиксов.
  1. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
  2. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Правописание суффикса –чик (-щик)»

Приемы обучения.

  1. Открытие темы урока.
  2. Создание ситуации затруднения «Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс –чик (-щик)?»
  3. Беседа, сопровождаемая проблемными вопросами.
  4. Знакомство с «запоминалкой».
  5. Распределение слов с суффиксами –чик (-щик)
  6. Отгадывание кроссворда «Лексический диктант».
  7. Игра в корректора.

Урок состоит из трех этапов: 

I этап работы – воспроизведение полученных знаний о суффиксе.

II этап работы – формирование правил употребления и написания суффикса –чик (-щик).

III этап работы – закрепление правил и формирование умения определять условия правильного написания суффикса –чик (-щик). (Устное и письменное обоснование орфограмм).

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Повторение изученного

Школьники рассматривают рисунки:

Собака           Улитка        Фотоаппарат   Фортепьяно     Индеец      Книга         Свечка

        Затем ребята записывают первые буковки в словах. У них получается слово «суффикс». Начало урока направлено на мотивацию темы (слайд 3).

        Вспоминаем, что такое суффикс. Это воспроизведение и актуализация ранее усвоенных учащимися теоретических сведений. Это позволяет продолжить на данном уровне отработку навыка логического мышления, а также навыки развернутого ответа (слайд 4).

        Затем используется метод наблюдения над языковым материалом:        

          учащимся предлагается посмотреть на записанные слова с суффиксом –чик (-щик), причем буквы д, т, з, с,ж перед суффиксом выделены красными чернилами: объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик, обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик.

        Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся и произвольное внимание, создается ситуация затруднения. Для этого перед учащимися ставится вопрос: «Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс –чик (-щик)?» (Слайд 5)

  1. Объяснение нового материала

        После того как ответ найден (этот суффикс обозначает человека по профессии и роду занятий), предлагается посмотреть на рисунки.

                                                         

докладЧИК                                     пулеметЧИК                                    грузЧИК

                                             

разносЧИК                перебежЧИК                забойЩИК               пильЩИК

        Внимание детей обращается на буквы ч и щ. Учитель предлагает учащимся превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев слова, сопоставив их, самим сформулировать правило о правописании суффикса –чик (-щик). Учащиеся активно включаются в работу и довольно быстро дают правильный ответ. Такое задание развивает речь, внимание, наблюдательность. Слайд 6: по первому щелчку раскрываются рисунки, по второму – появляется вопрос.

        А затем вниманию учащихся предлагается «запоминалка». В работу включается несколько видов памяти учащихся (зрительная, механическая, слуховая, образная, эмоциональная), создаются благоприятные условия для перехода информации в долговременную память. Слайд 7 – на экране появляется звезда, 2-ой щелчок – все буквы, 3-ий щелчок – «в остальных случаях – суффикс щик».

        Далее учащиеся проверяют выводы по учебнику (слайд 8).

        На втором этапе работы закладываются основы для перевода полученной информации из кратковременной памяти в долговременную. Для этого учащимся предлагается следующее задание. Из упражнения 244 в два столбика записать слова с суффиксом –чик (-щик), проговаривая условия выбора буквы ч и щ.

        Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съемщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.

        Это задание способствует отработке навыка аналитического мышления и систематизации знаний учащихся (слайд9).

  1. Закрепление изученного материала

        Ребятам предлагается лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. По лексическому значению нужно определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

  1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
  2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
  3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
  4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
  5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
  6. Рабочий, специалист по типографскому набору – наборщик.
  7. Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь – учетчик.
  8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съемку местности – съемщик.
  9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
  10. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик.

               Ребята знакомятся с лексическими значениями слов. Данное задание способствует развитию навыков правильного употребления слов, обогащению словарного запаса учащихся (слайд10).

        А затем ученикам предлагается поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.

2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

3. В Нижнем буфеччик рассчитал меня.

4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

5. Рабочие передавали сменчикам станки.

6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

7. Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты,грузщики в форменных фуражках.

        В ходе выполнения такого задания ребята закрепляют знания, умения и навыки на практике (слайд 11). 

V. Подведение итогов урока (слайд 12).

VI. Домашнее задание

Список использованной литературы

  1. Арсирий, А .Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / А.Т. Арсирий; под ред. Л. П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Дейкинв, А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
  3. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, Ленигр. отд-ние, 1990.
  4. Капинос, В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 классы / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.Н. Соловейчик. – М.: 1991.
  5. Ладыженская, Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.
  6. Ладыженская, Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999.
  8. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1997
  9. Современный русский язык: учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. – СП. б.: Изд-во «Лань», 2001.
  10. Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день / Т.Ю. Угроватова. – М., 1995.
  11. Шапиро, Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: Первое сентября, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...