«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ в 9 классе»
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Лукьяненко Ирина Сергеевна

Урок подготовка к части С в ОГЭ в 9 классе. Помимо подготовки к сочинению - рассуждению урок содержит значимый региональный компонент т.к. постороен на тексте из книги Евгении Фрейзер "Дом над Двиной", повествующей о жизни Архангельска начала XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_9_klass.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Лукьяненко Ирина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 2 г. Архангельска

Урок развития речи в 9 классе на тему:

«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ»

Тип урока: развития речи в 9-ом классе, подготовка к сочинению в ОГЭ.

Цели:

1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный анализ текста»: 

  • в определении стиля, типа речи;
  • в определении проблемы, авторского отношения к ней, идеи текста; 

2. Развивать творческие способности, логику и речь учащихся, развитие навыка написания сочинения - рассуждения, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья;

3. Привлечь внимание учащихся к истории Архангельска посредствам фрагмента из книги Е. Фрейзер «Дом над Двиной».

Задачи:

Образовательные:

1.Научить собирать и систематизировать материал для сочинения;

2. Осмысливать и раскрывать тему сочинения;

3. Строить план;

4. Работать с текстом.

Развивающие:

1. Развивать речевую культуру учеников, память;

2. Развитие логического мышления.

Воспитательные:

1.Знакомить с прозаическим творчеством родного края;

2.Прививать любовь к культуре Севера;

3.Воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

  1. Организационной момент.
  2. Постановка темы и цели. Мотивация учащихся.

Учитель показывает книгу Е. Фрейзер «Дом над Двиной»

- Знакомы ли Вы с книгой, что у меня в руках? О чем она?

Книга о юной Женечке Штольц, детство которой прошло в Архангельске. Ее воспоминания о городе, о доме, о праздниках. О своей бабушке – Евгении Евгеньевне Поповой – замечательной русской женщине, мудрой, хлебосольной, самоотверженной. Когда пришли лихие большевистские времена она поехала в ссылку вслед за мужем. А еще она создала в Архангельске невиданный сад, который, к сожалению, после разрушения воссоздать не удалось.

И вот сейчас я прочитаю Вам фрагмент описания этого сада.

(Чтение фрагмента из книги: Дом над Двиной. Детство в Архангельске/ Евгения Фрейзер : пер. с англ. Т. Клушиной. – 3-е изд. – Архангельск: Правда Севера, 2009. Стр.83-86)

- Какие чувства у Вас вызвало описание этого диковинного сада, который действительно был в нашем городе?

- А знаете ли Вы где он находился (в какой части нашего города)?

Первое домашнее задание: Поспрашивать родителей, бабушек, может кто знает, где находился этот сад, а на следующем уроке я спрошу Вас.

Вступительное слово учителя:

  - В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ОГЭ.. Тест состоит из 3-х частей (изложение, тест, сочинение). Какой из этих этамов для Вас наиболее сложный, почему? (Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2.3. Поэтому наш урок мы посвящаем подготовке к выполнению этого очень непростого задания.)

- Ребята, скажите, а какой у Вас самый любимый праздник в году? (ответы учеников)

- А как Вы думаете, какой у нас в России самый любимый праздник у всего народа? (Новый год, Рождество)

- А кто ввел празднование Нового года с 31 декабря на 1 января в России?

Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.
Источник: 
http://giftcool.ru/pub/post/istoriya_novogo_goda_v_rosssii
© giftcool.ru

- А знаете ли Вы как готовились к празднованию Рождества в Архангельске?

- Перед тем, как мы прочитаем фрагмент из книги Е. Фрейзер «Дом на Двиной», обратите внимание на слова, что записаны у меня на доске. Давайте с ними поработаем.

  1. Словарная работа

Полотёры – работники, занимающиеся натиркой паркетных полов;

Паркетный пол – пол из досок ценных пород деревьев, пол сохраняет рисунок дерева. Очень красивый и качественный.

Сургуч - окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей, которую применяют для нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, пакеты, бандероли, посылки и др.).

Черенок – хвостик у яблока, при помощи которого яблоко держится на дереве.

Козули - изготовленные из теста, украшенные и запечённые фигурки. Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».

Сусальное золото - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются в декоративных целях.

  1. Аналитическая работа над текстом.

Читает учитель или заранее подготовленный ученик:

С приближением Рождества в доме начиналось оживление. Каждый день бабушка отправлялась в город и возвращалась нагруженная свёртками. К нам пришли полотёры, которые в своей непередаваемой манере прошлись по всем паркетным полам. Зеркала и мебель были протерты так, что сверкали. Опустили люстры и, почистив каждую сверкающую детальку, вернули в прежнее положение. На кухне вовсю шла работа. На столе, в ожидании когда их ощиплют, горой лежали глухари, гуси и белые куропатки. Особое тесто, которое целый месяц напитывалось ароматами пряностей, уже было готово. Его раскатали, нарезали звездочками, полумесяцами и сердечками и пекли в духовке. Этим печеньем, конфетами и другими деликатесами наполняли корзинки.

                 Рождество, а также день Святой Евгении – бабушкины и мои именины – праздновались обычно в канун Рождества. Этот день приближался, и наверху происходили более интересные для меня, волнующие и таинственные приготовления.

        Однажды вечером бабушка поставила на стол большой мешок орехов, появилось блюдечко с подслащённым молоком, зажжённые свечи, сургуч и зеленые шерстяные нитки. Каждому из нас дали по крошечной книжечке с золотыми страницами, скрепленными папиросной бумагой. Марга  и мальчики уже знали, что надо делать. Я старалась как могла. Отдельный листочек, прикрепленный к папиросной бумаге, надо положить на ладонь, затем окунуть орех в сладкое молоко и немедленно завернуть в золотую бумажку. Кончики нарезанных шерстинок приложить к плоскому местечку на орехе и прикрепить капелькой разогретого сургуча. Готовые орехи клали на поднос. Теперь их можно было повесить.

        За ними шли яблоки особого сорта, выращенные специально для Рождества. Эти маленькие яблочки, алые и белые, формой почти как груши, часто описываются в волшебных сказках. Черенок у них длинный и к нему легко привязать такие же зеленые петельки.

        По утрам в дом приходили розовощекие крестьянки с корзинами и предлагали домашние козули, раскладывая их на белом полотне, - вкусные и ароматные пряники в форме человечков и северных животных; тут были ненцы, белые медведи, олени, все раскрашенные белым и розовым сахаром.

- Назовите тему текста? (Приготовления к празднованию Рождества)

- Найдите и назовите, запишите ключевые слова в тексте? (Рождество, аромат пряностей, волнующие, таинственные приготовления, розовощекие крестьянки, домашние козули, вкусные, ароматные пряники.) (слова выписываются на доску, учениками в тетрадь)

- Почему этот праздник вызывал волнение у главной героини?

- Какую атмосферу передают эти слова? (уюта, тепла, волшебства, радости)

- Почему в доме так тщательно готовились к Рождеству?

- Поднимите руку те, кто в своем воображении оказался в начале 20 века (произведение говорит о 1905-1910гг) и увидел это все своими глазами, сделал золотые орехи?

4. Работа над композицией сочинения – рассуждения.

Вспомним сочинение части С 2.3. в ОГЭ. (Как Вы понимаете значение слова РОЖДЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое РОЖДЕСТВО?» - взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.)

- Вам надо написать сочинение – рассуждение, а какие еще типы речи Вы знаете? Дайте им определение? (Описание - тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений. Повествование - Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.)

- С описанием и повествованием мы с Вами сегодня уже встретились? Где?

- Давайте вспомним, по какому плану мы пишем сочинение рассуждение? (тезис – аргумент – вывод).

Тезис – основное положение, которое надо доказать.

Аргументы – доказательства

Вывод – итог.

Давайте попробуем сформулировать, а затем и записать тему текста и тезис.

Рождество – это самый волшебный, сказочный, теплый и душевный праздник. К нему готовятся заранее, и вся семья принимает участие в подготовке, никто не остается в стороне. Подготовка связана не только с уборкой дома, но и с магическими действиями, что так нравятся детям.

Приведем аргументы.

Главную героиню завораживало все, что происходило вокруг накануне Рождества. Первое – это аромат пряностей, которым был наполнен весь дом. Второе – это создание своими руками необычных игрушек на елку из орехов, яблок, золотой бумаги, шерстяной ниточки, сургуча. Третье – это красота северного пряника, которые приносили «розовощекие крестьянки» и которые удивляли своими формами, изображением человека и северных животных.

Вывод. (стоит предложить записать каждому из учеников свой вывод, близкий его восприятию, а затем послушать их)

5.Итог.

Какой же алгоритм мы можем с Вами вывести, чтобы нам написать сочинение-рассуждение?

  • Прочитать текст;
  • Поработать с неизвестными нам словами в тексте (справиться в толковом словаре);
  • Выписать ключевые слова;
  • Определить тему;
  • Сформулировать тезис;
  • Подобрать аргументы;
  • Сделать вывод.

6. Домашнее задание. (Написать сочинение – рассуждение)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Презентация "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" в 6 классе

Презентация  к уроку "Подготовка к сочинению-рассуждению Роль прилагательных в тексте" (на основе текста К.Г.Паустовского...

« Анализ текста» (подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе)

Открытый урок в 9 классе  проведён 2 марта 2018 года. На уроке обсуждалась тема человечности на примере текста "Человеческий коридор" А. И. Приставкина....