Урок-мастерская по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кустова Мария Павловна

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Простое осложнённое предложение" с применением технологии педагогической мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-masterskaya_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - мастерская по русскому языку в 5 классе по теме «Простое осложнённое предложение»

Форма урока: творческая мастерская

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока: 

- развивать умения конструировать индивидуальные знания, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм;

-  закрепить умения правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях;

- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке

-Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

-Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

-Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Ход урока:

Этапы урока: 

  1. Индукция. (Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.)

  1. Работа с картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце».

(На доске репродукция картины. )

Учитель:

-Ребята, что вы видите на этой картине? (дети перечисляют)

- А о чём эта картина?  (о весне)

- Ребята, тема весны у нас сегодня пройдёт красной линией по всему уроку.

      2. Работа с предложениями (предложения на слайде)

Весна наступила в этом году ранняя, дружная.

Приди, весна, с радостью!

Весною, кажется, дышится легче.

Учитель:

- Ребята, прочитайте предложения, написанные на доске, и скажите, какова тематика этих предложений? ( в них говорится о весне).

- Найдите в них грамматические основы? Сколько грамматических основ в каждом предложении? (по одной грамматической основе)

- А какова структура этих предложений? (это простые предложения, осложнённые)

- А чем они осложнены? ( однородными членами, вводными словами и обращениями)

Дети комментируют постановку знаков препинания.

Учитель:

- Ребята, а теперь попробуйте сформулировать тему урока, исходя из спроектированных предложений. (простое осложнённое предложение)

Учитель: 

-О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

(ученики формулируют цели):

- работать с осложнёнными предложениями;

-находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями,  сравнительными оборотами,

- уметь правильно расставлять  знаки препинания в простых осложнённых предложениях.

Учитель: Отлично!!!

Тема и цели появляются на слайде.

  1. Самоконструкция. (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, первичное предъявление своих знаний)

Учитель:

-Перед вами– схематичная конструкция: части дома. Обратите внимание на то, как они называются.

-Схема чего вам представлена?

  (Это своего рода структура, схема определения предложения).

(Это основная единица синтаксиса - крыша)

Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

В нём есть знаки препинания.

Оно может быть простым и сложным.

Предложение содержит высказывание (мысль) – нижняя часть дома-фундамент).

 

Учитель:

    -Да, всё хорошо. Но перед нами типичное простое  предложение.

- А что происходит с предложением, если мы при его построении будем использовать однородные члены, вводные слова, сравнительные обороты, обращения?

Следующий слайд.

( Предложение оживает, становится красивым, ярким.)

  1. Социоконструкция ( активизация собственных знаний по теме)

Учитель:

Каждая группа берёт по одному предложению, объясняет знаки препинания и определяет, чем осложнено это предложение.

Работа в группах. Затем по одному представителю из группы выходят и объясняют знаки препинания, чем осложнено предложение, рисуют схемы.

Вывод: предложения были осложнены однородными членами, обращением, вводным словом)

  1. Физкультминутка

  1. Социализация (работа в группах, анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, выводов.)

Учитель:

- Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!!!

Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:

- Напишите письмо другу о том, как вы провели весенние каникулы.

- Сочините стихотворение (четверостишие) о весне.

- Напишите сочинение-миниатюру  по репродукции картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

- Нарисуйте, какой вы себе представляете весну и расскажите о том, что вы изобразили.

.

 Учитель: 

-Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть осложнённые предложения.

Работа в группах – полторы минуты.

  1. Афиширование  (представление своих знаний всему классу)

Пока представитель от группы выступает, остальные внимательно слушают.

  1. Разрыв (осознание учащимися неполноты своих знаний)

Учитель:

- С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?

- В чём же особенность осложнённых предложений?

(Они дополняют, украшают текст.  Делают текст интересным, более полным,  красочным.)

  1. Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской)

Учитель:

- Ребята, поделитесь своими впечатлениями от мастерской, используя памятку (памятка у каждого на столе)

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

Вывод: Наш урок закончен. Наша творческая мастерская завершена.  И я, ребята, вам благодарна, что вы работали ударно.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически. Можно объяснить устно.
  5. Построить схему предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Урок - мастерская "Духовный путь Сергия Радонежского" 8 класс

Цель урока: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского.Задачи: - учить бережному отношению к художественному слову;-развивать умение комплексно анализировать ху...

Урок- мастерская (урок развития речи в 6 классе)

Написание сочинения- минниатюры за короткое время...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...