Урок - мастерская "Духовный путь Сергия Радонежского" 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Цель урока: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского.
Задачи:
- учить бережному отношению к художественному слову;
-развивать умение комплексно анализировать художественный образ;
-стимулировать самостоятельный поиск нужной информации;
-создавать на уроке условия для активной творческой деятельности каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_8_kl.dukhovnyy_put_s._r.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - мастерская
Духовный путь Сергия Радонежского.
8 класс.
Цель: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского, и сопоставить её с жанром жития.
Задачи:
-учить бережному отношению к художественному слову;
-развивать умение комплексно анализировать художественный образ:
-стимулировать самостоятельный поиск нужной информации;
-создавать на уроке условия для активной творческой деятельности каждого ребёнка.
Оборудование:
- компьютер;
-мультимедийный проектор;
-мультимедийная презентация:
-« Житие Сергия » Епифания Премудрого;
- раздаточный материал.
Форма работы: групповая.
Ход урока.
1 этап. Индукция. Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы учеников.
Часть 1. На листах бумаги формата А 4 учащиеся пишут слово ДУХОВНОСТЬ дают ему толкование и подбирают синонимы к слову. Листы передаются по группам.
Часть 2. Учитель читает фрагмент молитвы: « О святой Божий, угодник Спаса!
О преподобный избранник Христа!
О священный муж, преблаженный отец Сергий Великий!
Часть 3. Выступления учащихся от групп.
Учитель. Духовность – свойство души , состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.( толковый словарь Ожегова).
Похожие слова;
Духовный – не имеющий физического, материального выражения; нематериальный, нетелесный, связанный с религией, церковью.
Духовность – способность понимать других людей.
Синонимы : религиозность, душевность, интеллектуальность, церковность.
«Духовность – отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». (Словарь Д. Н. Ушакова).
- Почему преблаженный отец Сергий великий?
-Почему мы называем его Сергием, когда его настоящее имя Варфоломей?
-Почему Сергий Радонежский?
2 этап. Самоконструкция. Оформление опорного конспекта (звуковые ассоциации со словом «Радонежский»).
Преблаженный , великий-
Сергий – имя , данное при постриге;
Радонежский – из села Радонежского.
Радонежский:
Дар, радость, душа , дух, Бог, жизнь, житие, святость, скромность, нежность, инок, деятель, крепость духа, труд.
3 этап. Социоконструкция. Сопоставление своих знаний с опытом товарища, корректировка их с учётом полученной в процессе взаимодействия информации.
Часть 1.Слово учителя.
К сожалению, ни одного письменного документа – послания, поучения, начертанного рукой самого Сергия, или достоверной записи его бесед до нас не дошло. В основе всех наших знаний о жизни и подвиге «игумена Земли Русской» лежит известное сочинение выдающегося древнерусского писателя – Епифания Премудрого, о жизни которого можно узнать только из его произведений.
Часть 2. Рассказ о жизни древнерусского писателя Епифания Премудрого (сообщение подготовленного ученика).
Часть 3. Слово учителя.
Сергий Радонежский –русский святой ,живший в 14 веке и благословивший князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Его « спокойная, чистая и святая жизнь» отразилась в « Житии Сергия Радонежского»,написанном Епифанием Премудрым в 15 в.(в 1418 г.).
Житие –это жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни святого.
Как в иконописи, так и в жанре жития существовал свой строгий канон. Житие должно было иметь три части: вступление (самоуничижение, восхваление Бога),; основную часть (повествование о жизни святого, чудесах и его смерти); похвалу святому.
Часть 2.
4 этап. Социализация. Обсуждение проблемы . Групповая работа с текстом произведения.
Задача групп – подготовить устный ответ по вопросам, касающимся жизненного пути Сергия, и найти детали, создающие его духовный облик.
1 группа ( Рассказ о рождении будущего святого и его детских годах).
-В какой семье родился Варфоломей?
Какие черты характера , духовные качества отличали его в детстве?
Какая встреча стала судьбоносной для Варфоломея?
2 группа ( Постриг. Основание церкви, Троицкого монастыря).
-Каким было начало монашеского служения Сергия?
-Какие душевные качества отличают его?
3 группа ( Принятие игуменства. «Духовник и водитель душ»)
-Почему Сергий не хотел сначала быть игуменом?
-Какие душевные качества формируют облик Сергия?
4 группа (Чудеса Сергия).
- Какие чудеса свершались Сергием?
5 группа ( Чудесное видение Сергия – его посетила Пречистая Богоматерь).
-Какова роль этой встречи для Сергия? (эта « встреча» стала вершиной всех его мистических озарений, всей его жизни).
Запись в тетради :
- Встреча со старцем. Одоление грамоты.
- Постриг. Основание церкви, Троицкого монастыря.
- Принятие игуменства. «Духовник и водитель душ».
- Чудо с источником. Исцеление ребёнка.
5 этап. Афиширование. Формирование творческого коллективного опыта.
Работа с текстом произведения. Создание образа Сергия. Учащиеся зачитывают из текста , комментируют и фиксируют в тетрадях основные духовные качества Сергия.
Учитель.
Что вы вкладываете в понятие « духовный путь»?
1.Развитие: 1314 ------ 1391 ---------1392------
2. Восхождение.
Учитель. Жизнь Сергия даёт образ постепенного, ясного, внутренне здорового движения. Так из уединённого пустынника, молитвенника, созерцателя вырастал в Сергии деятель.
6 этап. Разрыв. Поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.
Творческая работа. В чём заключается духовный подвиг Сергия Радонежского?
7 этап. Рефлексия. Речевое оформление переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности .
Учитель. Предлагаю вам высказаться и рассказать о том, что для каждого из вас на занятии было наиболее важным и значимым.
(Ребята делятся впечатлениями).
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и ОПК Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
урок или внеклассное мероприятие для 5-9 классовТема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»Цели урока:§ познакомить учащихся с житием преподобного Сергия Радонежского,...
Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."
Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...
Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."
Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....
Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"
Цель:Знакомство с творчеством великого поэта.На уроке учащиеся должны определить темы лирики С.Есенина....
Уроки жизни преподобного Сергия Радонежского
Жизнь Сергия Радонежского, заступника Руси, всея Руси чудотворца, показывает нам ответы на вопросы: «как жить?», «как восстановить духовно-психологический климат в обществе?». Ответ прост. Ответ в сил...
Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»
Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родн...
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"
Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...