Использование схем и таблиц для систематизации изученного при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Елена Евгеньевна Сорокина

    Предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, обобщить, систематизировать и повторить материал может помочь использование схем и таблиц. Предметная подготовленность и учебные тестирования и тренировки являются залогом успешной сдачи экзамена, позволяют реально повысить тестовый балл на экзамене. ЕГЭ по русскому языку проводится в форме тестов, а значит результат, который ученик покажет на экзамене, можно рассчитать заранее. Для этого необходимо:

 

-  ввести систематизацию результатов пробных работ

 -  в качестве  систематизации может служить таблица, которая отражает               количество баллов, полученных за часть А1-А30, В1-В8 и часть С

-  в конце  таблицы должны быть подсчитаны результаты за весь тест

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Использование схем и таблиц для систематизации изученного при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Сорокина Е.Е., город Курск, учитель русского языка и литературы

 БМОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №53» г. Курска

    Предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, обобщить, систематизировать и повторить материал может помочь использование схем и таблиц. Предметная подготовленность и учебные тестирования и тренировки являются залогом успешной сдачи экзамена, позволяют реально повысить тестовый балл на экзамене. ЕГЭ по русскому языку проводится в форме тестов, а значит результат, который ученик покажет на экзамене, можно рассчитать заранее. Для этого необходимо:

-  ввести систематизацию результатов пробных работ

 -  в качестве  систематизации может служить таблица, которая отражает               количество баллов, полученных за часть А1-А30, В1-В8 и часть С

-  в конце  таблицы должны быть подсчитаны результаты за весь тест

Тест №1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

А1

А2 - 30

В1-В8

С

Итого

 

-  на основании проведенных 5-10 тестов  могут быть сделаны выводы об успешности выполненной работы

- баллы, полученные за пробные тесты, колеблются от 1 до 5 баллов

-  проанализировав и обобщив таблицу, можно выявить те задания,  в которых обучающийся допускает большее количество ошибок

- в дальнейшем направить работу на ликвидацию пробелов знаний при выполнении  этого задания

    Тестовые задания ЕГЭ подобраны в соответствии с разделами русского языка. Если систематизировать их, то мы получим следующую картину:

Фонетика -  А1

Лексика – А2, А11, А30, В7, В8

Словообразование – В1

Морфология -  А 10, В2, В7

Грамматика -  А3, А4, А5

Орфография – А 12, А13,А14, А15,А16, А17, А18

Синтаксис и пунктуация -  А8, А9, А19, А20, А21, А22, А 23, А24, А25, А26, В3, В4, В5, В6

Текст – А6, А7, А27, А28, А29

     Выявив недостаток знаний обучающегося по тем или иным разделам русского языка, нужно:

-  представить саму систему языка в виде развернутой таблицы, включающей все разделы языка,

-  познакомить с основными правилами этих разделов,

- обратить внимание обучающегося на тот раздел, который освоен недостаточно (в тестовых заданиях допущено большое количество ошибок.)

-  последовательно и систематически вести работу по искоренению ошибок в каждом разделе

- представить схемы, относящиеся к определенному виду заданий ЕГЭ, в комплексе всей работы ( например:

А1. красИвый – красИвее, бАнт – бАнты, тУфли – тУфля

      нАчат – начатА, взЯт – взятА

А4. Стоя у дверей,… я, ты, он, мы вслушивались.

      Добавочное действие    + главное действие + подлежащее

А9 .Сложное : ССП ( и, а,да,но, или),

                          СПП ( что, чтобы, как, если…),

                          БСП ( нет союза)

А 12. н-нн: прил.: ин,ан, ян   -       енн, онн, нн

                   отглаг. прил.:-н-

                вареный, тушеный,

                копченый, квашеный

                                                         прич. : -нн-     зовапс

                                                        ( з – зависимые слова): варенный в молоке

                                                        ( ова)-ева:

                                                        ( п)  приставка: сваренный

                                                        ( с)от гл. соверш.в.: заквашенный

А13 Орфограммы к корнях

        1) безуд. провер. глас. ( леса – лес)  -   2) непровер. безуд. гл. ( октябрь )

        3) провер. согл. ( дуб - дубы)             -   4) непровер. согл. ( аллея)

        5) непроизносим. согл. ( солнце)

        6) корни  с чередованием

            раст – рос                бер – бира

            лаг – лож                 дер - дира

            каса – кос                мер - мира

            мак – мок                тер - тира

            твар – твор              пер – пира

                                             стел – стил

            плав – плов             блест - блиста

            равн – ровн             нем - нима

            гар -  гор

            зар – зор

А14. Орфограммы в приставках

  1. на з и с : раз- ( рас-), воз-(вос-), низ- (нис-),через- ( черес-)
  2.  пре- и при-: при- ( приближение, присоединение, неполнота действия)

                           пре- ( очень, пере-)

  1. традиционные ( по-, на-, от-, над- , о-, об-…)
  2. предЫстория, безЫнициативный ( сверхИнициативный,

                                                                   межИнститутский,                

          сверх-, меж-, дез-  = И                    дезИнфекция)

А15  Орфограммы в окончаниях и суффиксах

         1 спр.: -ешь, -ет, –ем, -ете, -ут(-ют)           - ать,-ять, -уть, -ыть, -ють,  

                     - ем-, - ущ-( -ющ-)                              - оть, -еть

                                                                                  ( искл.:  брить, стелить)                

       

  2 спр.: - ишь, -ит, -им, ите, - ат(-ят)          - ить ( искл. : видеть, слышать, и      

                     -им-, -ащ-( -ящ-)                                       обидеть, гнать, держать, и

                                                                                         ненавидеть. и дышать,        

                                                                                        вертеть, терпеть, и

                                                                                        зависеть, и смотреть)

А16. Орфограммы в суффиксах : - чив-,- лив-,  - ова-, -ева- / -ыва-, -ива-

                                                           - ев-, - ин-

А 17. не                                     ни ( усиление отрицания)

                                                   не с гл. ни с сущ. ( не был ни секунды)

                                                   Кто бы ни был

Синтаксис и пунктуация ( А19 – А 26, В3 - В6)

                  Предложение

Простое                                                       Сложное

Двусоставное                                              Сложносочин. ( и, а. да. но, или…)

Односоставное                                            Сложноподчин. (  изъснит.: что

Назывное ( Весна.)                                                  определ.: который…

Опред.-лич. ( Вижу все.) ( я, ты, мы, вы)              обстоят.: времени( когда)

Неопред.-лич. ( Видят все) ( они)                           места ( где)

Безлич. ( н.ф. – Следует начать.)                            образа  действия ( как)

              ( Темнеет. Мне нравится.)                  

                                                                                   цели ( чтобы)

                                                                                   причины ( потому что)

                                                                                               

                                                                                   сравнения ( как)

                                                                                   следствия  ( так что)

                                                                                   

                                                                                   условия ( если)

                                                                                   уступки ( хотя)

                                                                                                                                 

                                                            Бессоюзное:  двоеточие ( причина, поясн.)

                                                                                   тире ( вывод. следствие,

                                                                                    условие, противопоставл.,                                                                                

                                                                                    быстрая смена событий)

                                                                                               

                                                                                    запятая ( перечисление)

 В3. Виды связи : согласование ( прил. + сущ.)

                               управление ( гл. + сущ.), ( сущ. + сущ.)

                               примыкание ( гл. + нареч.), ( гл. + н.ф.)

Пунктуация. Перечень основных пунктограмм:

  1. однород. члены
  2. сложное предложение
  3. обособленное определение, прич. оборот
  4. обособленное обстоят., дееприч. оборот
  5. приложение
  6. уточнение
  7. вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции
  8. обращение

   Освоив данные правила, необходимо провести тренинг по заданиям тестов ( 30 вариантов).

- необходимо вести статистику ошибок, после изучения правила

- вносить результаты в общую таблицу по данному заданию

- подсчитывать количество правильных ответов

- определить количество предполагаемых баллов на экзамене

- трудные случаи запомнить, внести в таблицу ошибок.

   Если проанализировать задания в части В  ЕГЭ, то обнаружим, что чаще других встречаются ошибки в задании В 1 ( определение способов словообразования). Наиболее часто встречаются 3 способа : приставочно-суффиксальный, неморфологический, безаффиксный.

   Лучше начать освоение этого раздела с таблицы ответов в конце книги  тренировочных тестов ЕГЭ:

- начертить таблицу, перечислив все способы словообразования

 ( по горизонтали)

- заполнить  таблицу примерами из книги

- найти закономерности ( например :  прист- суф. ( нареч)

                                            неморфол: сущ.  от прил.

                                            безаффиксн. : гл. от сущ.

- дополнить таблицу своими примерами, взятыми из текста части С

- провести анализ ошибок, определить степень усвоения этого раздела русского языка.

   Задания по синтаксису и пунктуации наиболее широко представлены в ЕГЭ. Поэтому необходимо наиболее ответственно подойти к повторению этих разделов. Обучающиеся в большинстве затрудняются в постановке знаков препинания, считая, что все правила изучить и запомнить нельзя, так как их великое множество. Но если в виде схем представить основные пунктограммы, то обучающиеся будут удивлены тем, что правил  не так много ( выше они перечислены). Тренинг по синтаксису и пунктуации можно осуществлять на примере любого текста ЕГЭ ( Части С):

-   выделить грамматические основы

-  составить схемы предложений

-  объяснить знаки препинания, опираясь на таблицу основных пунктограмм.

    Написание сочинения в части С также представляет сложность для обучающихся. Для облегчения задачи также можно использовать схему:

-  на листе вертикально пишется слово  « вокал»

     В – вступление, проблема

О – основная мысль

К – комментарий

А – авторская позиция

Л – личное мнение

   1 часть может быть представлена в виде вопроса или утверждения – это проблема, которую поднимает автор в тексте.

   2 часть – основная мысль, которую обучающийся может обнаружить без труда, как правило, находится в самом начале или в конце предложенного текста.

   3 часть наиболее обширная, так как содержит комментарий к тексту.

-  нужно в каждом абзаце подчеркнуть 2-3 главных слова, в которых выражена микротема этого абзаца

- опираясь на данные слова, откомментировать, показав тем самым, как ученик понимает эту микротему.

   4 часть – отражает авторскую позицию по решению  данной  проблемы. Используется шаблон: « Автор считает… Я согласен с мнением автора в том, что…»

   5 часть – личное мнение обучающегося. Многие ученики увлекаются написанием именно этой части сочинения, игнорируя предыдущие части, и тем самым не набирают нужного, достаточного количества баллов за часть С, забывая о художественных примерах из прочитанной литературы, которые могли бы к общему количеству баллов добавить лишние 2 балла. Если  обучающийся воспользуется  схемой « вокал», то без особых усилий может набрать минимум 8 баллов, не учитывая баллов за орфографию, пунктуацию, грамматику  и речь.

   Редактирование работы повышает количество баллов. Обучающийся перед тем, как приступить к редактированию:

-должен быть ознакомлен с критериями оценки работы, которые используются  экспертами при проверке ЕГЭ

- убрать все повторы, нелогичные соединения предложений в тексте

- оценить  работу в соответствии с критериями

- исправить все орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.

   Можно к качестве тренинга предложить обучающимся проверить и оценить работу одноклассника, отредактировать ее. Чем больше работ будет прочитано обучающимся, тем лучше он поймет, что от него требуют показать на экзамене.

   Использование «схематизации» заданий ЕГЭ помогает систематизации знаний  русского языка. Схема – маленький анализ изученного. Для правополушарных людей - это практические навыки для запоминания, для левополушарных – рисунок, образ, который отражается в сознании в виде картинки. Использование схем, таблиц при подготовке ЕГЭ поможет успешно сдать один из самых важных экзаменов в жизни, а также понять, что русский язык – это не такой уж сложный предмет, как кажется. И тогда русский язык станет поистине родным и понятным, а экзамен нетрудным.

                                                                                                                             

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему: «Практикум по подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку (с привлечением исторического материала об Александре Невском)»

Данный урок представляет собой подготовку при сдаче основного государственного экзамена  в 9 классе.Рассчитан на 2 часа....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Сжатые изложения для подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку

42 сжатых изложения для подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку 9 класс...